План-конспект урока музыки в 7-м классе

Разделы: Музыка


Тема четверти: «Музыкальный образ».

Тема урока: «Разнообразие и современность музыкальных образов в творчестве И.С.Баха» (см. Приложение 1).

Художественно-педагогическая идея урока:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!

Б. Дубровин.

Цель урока: сформировать представление о многогранности творчества немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

Задачи:

  • Обучающая: закрепить понятие жанров: токката, фуга, сюита.
  • Развивающие:
    • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
    • развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля Иоганна Себастьяна Баха и своеобразия раскрытия им вечных проблем.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке И.С. Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

ХОД УРОКА

1. Вход учащихся в класс под музыку – ария из сюиты «Бразильская бахиана» №5 Вила Лобоса.

Учитель (далее У.) на фоне музыки:

Вот голос прозвучал таинственно и нежно,
Затронул сердце, за душу задел.
Прогнал сомненья, страх, в нас зародил надежду
И, кажется, что ангел вдруг запел!

– Правда, очень трогательная и трепетная музыка и главное, что она откроет сегодня нам дверь в мир большого искусства, в мир серьёзной и красивой музыки.
Тема нашего урока – «Разнообразие и __________________ музыкальных образов в творчестве ________________.
В течение урока мы должны будем заполнить пробелы в формулировке темы урока.

2. Проблемная ситуация

У. – Сейчас прозвучит несколько музыкальных фрагментов. Я не скажу ни имени композитора, ни названия этих произведений. Ваша задача определить, о чём расскажет нам эта музыка, какие музыкальные образы предстанут перед нами и решить, мог ли все эти произведения написать один композитор или их создали абсолютно разные музыканты.

Звучат фрагменты:

1) Токката и фуга ре минор И.С. Баха.

У. – Какой образ вы услышали? Дайте ему характеристику.
Дети (далее Д.) – Сильный, восторженный, гордый, серьёзный, яркий…

2) «Шутка» И.С. Баха.

У. – Что можете сказать вот об этом образе?
Д. – Смешливый, игривый, озорной, радостный.

3) «Весенняя песня» И.С. Баха.

У. – Поделитесь своим мнением об этой музыке.
Д. – Скромная, лиричная, нежная, тожественная…

У. – Образы были абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к вечной радости бытия, восхищению красотой природы. Так можем ли мы утверждать, что эту музыку создал один композитор?
Д. – Да (нет) – обосновывают свои ответы.
У. – Можете ли вы предположить, кто написал все прозвучавшие только что музыкальные произведения?
Д. – Иоганн Себастьян Бах.
У. – Значит, один пробел в формулировке темы мы уже можем заполнить. Что мы впишем?
Д. – Иоганн Себастьян Бах.

3. Определение стилистических особенностей музыки Баха

У. – Если мы определяем Баха по стилю, то что сразу ищем в звучании музыки?
Д.

– звучание органа,
– полифонию и гомофонию,
– философию, размышление,
– сдержанность и строгость,
– образ человека.

У. – Образ человека, а человека какого?
Д. – Мыслящего, активного, неравнодушного, человека с глубокими чувствами.
У. – Мы прослушали с вами фрагменты из токкаты и фуги ре минор, «Шутки» и «Весенней песни» Иоганна Себастьяна Баха.

4. Беседа об особенностях жизни и творчества И.С.Баха

У. – Какой инструмент был любимым у композитора, каким инструментом он владел в совершенстве?
Д. – Орган.
У. – Кто не только видел, но и слышал звучание настоящего органа?
У. – Где у нас в городе мы можем увидеть орган и услышать его звучание?
Д. – В Малом зале Архангельской филармонии.
У. – Малый зал филармонии – ровесник Баха, так как был он построен в XVIII веке.
У. – К какой группе инструментов относится орган?
Д. – К клавишным, духовым.
У. – С каким коллективом исполнителей можно сравнить звучание органа?
Д. – С симфоническим оркестром.
У. – Где исполнял свою музыку И.С. Бах?
Д. – В церкви.
У. – Мы не в первый раз соприкасаемся с музыкой великого органиста, поэтому я хочу напомнить вам, что токката и фуга – это не программная музыка, а название жанров. Токката – популярное в богослужении во времена Баха произведение, которое писалось специально для клавишных инструментов с очень четкой и сильной техникой удара. Фуга – в переводе «бег» – полифоническое произведение, где главная тема проводится в разных голосах. Послушаем ещё раз токкату и фугу, а ваша задача вспомнить, как музыка великого органиста воздействовала на прихожан, простых людей. Что испытывали они, слыша во время службы творения великого мастера?

Слушание токкаты и фуги ре минор.

У. – Что испытывали во время службы прихожане?
Д. – Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
У. – Вспомним наиболее важные моменты жизни композитора. Родился он 21 марта 1685 г. в Эйзенахе в простой семье. Отец его был музыкантом. Особенностью этой семьи была любовь к музыке. Происхождение И.С.Баха и постоянное общение с простым людом научило его с детства понимать интересы, характер, чувства и, конечно, музыкальную душу своего народа. В 9 лет стал сиротой, в 15 лет был вынужден пойти работать, так как старший брат решил, что Иоганн уже достаточно взрослый. Все последующие 20 лет был вынужден скитаться по Германии в поисках работы. Служил церковным органистом, хормейстером, капельмейстером, учителем в церковной школе. Последние 27 лет жил в крупном немецком городе Лейпциге и служил в церкви святого Фомы. Служба в церкви была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих, каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти. Баха обвиняли, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в церковном настроении. Бах всё время не ладил с церковным начальством, а музыку продолжал сочинять такую, какую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворённую живыми мыслями, глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

5. Востребованность и современность музыки Иоганна Себастьяна Баха

У. – Как вы считаете, музыка Баха востребована в наши дни?
Д. – Да.
У. – В чём её современность? Где она звучит?
Д. – По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах.
У. – Что люди разных эпох и национальностей находят в ней?
Д. – Простые чувства, живые мысли, в ней мудрость и вера, сердечность и человечность.
У. – Не случайно очень многие произведения Баха звучат не только в первозданном виде, но и в современной интерпретации.
Один из ярких примеров – «Шутка» из сюиты си минор, которая была написана для оркестра струнных и флейты. Музыканты сохраняют мелодическую основу, наполняя музыку современными ритмами, делают её созвучной эпохе. Каждый хочет соприкоснуться с этой музыкой, но как быть человеку, если он не владеет никаким инструментом? Как он может исполнить музыку Баха?
Д. – Голосом.
У. – Именно так поступили музыканты из Франции. Вокально-инструментальный ансамбль «Свингл Сингерз» исполнил «Шутку» Баха голосом.

Слушание «Шутки» Баха в вокальном исполнении.

У. – А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в России китаянки Ванессы Мэй. Она скрипачка, никогда не умела играть на органе, но очень хотела исполнить музыку Баха. Хотела её популяризировать среди молодёжи. Ванессе удалось соединить классическую и современную музыку, создав новый стиль: техно-акустику. Обратите внимание на начало произведения и на то, какое развитие получит мелодия дальше.

Слушание токкаты в исполнении Ванессы Мэй.

У. – Что напомнило вам начало токкаты?
Д. – Возглас, как призыв к молчанию: «Внемлите!» - говорит вступление.
У. – Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по характеру?
Д. – Яркая, драматичная, подобная бурной реке весной.
У. – Как звучит фуга?
Д. – Лирично, изящно, в отличие от токкаты фуга напоминает прозрачные воды ручья.
У. – Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? Каждый слышит в этой музыке что-то своё, близкое и понятное только ему одному. А я поймала себя на мысли, что каждый раз, когда я слушаю фугу, она захватывает меня полностью, подчиняет себе, заставляет прожить целую жизнь, полную восторга и сомнений.
Обратите внимание, сегодня на уроке протянулись невидимые нити, соединившие XVIII век с XX и XXI веками благодаря музыке Баха. «Шутка» в исполнении французов, токката и фуга в исполнении китаянки, а в начале урока звучала ария Вила Лобоса, бразильского музыканта, который, несмотря на то что жил в XX веке, считал Баха своим учителем и посвятил ему 9 сюит, которые назвал «Бразильские бахианы». Так какого же слова не хватает в формулировке темы урока? Музыка Баха не только разнообразна, но и ___________?

Д. – Современна.
У. – Впишем это слово в формулировку темы нашего урока.

6. Динамическая пауза

У. – Ребята, как вы считаете, слушание серьёзной музыки – это труд или отдых?
Д. – И труд, и отдых.
У. – Правильно, труд души, труд мысли. Мы внимательно слушали музыку, затратили много душевных сил, испытали разные чувства. А теперь давайте отдохнём.
1. Встанем, расправим плечи, как расправлял их прихожанам своей музыкой Бах.
2. Поднимем руки к небесам, представим плывущие облака, покажем руками, как они плывут, проводим их взглядом: вправо-влево.
3. От ярких лучей солнца прикроем глаза правой рукой, оглядим всё вокруг; то же самое сделаем левой рукой.
4. Расправим кончики губ, приготовимся к пению.

7. Вокально-хоровая работа.

Разучивание и исполнение песни Раймонда Паулса «Счастье».

У. – Может ли Бах осчастливить нас своей музыкой?
Д. – Да.
У. – А когда человек счастлив?
Д. – Когда ему хорошо.
У. – Сейчас тот момент, когда можно смело сказать: «Счастье! Звучит нестареющий Бах!» А я в свою очередь хочу сделать вам музыкальный подарок – подарить новую красивую песню. Только исполним мы её вместе. «Как же так?» - скажете вы. Ведь мы её не знаем. Сейчас мы разучим только припев. А во время исполнения вы поможете мне его исполнять.

Разучивание припева и исполнение песни.

8.  Рефлексия

У.

1. Что вам понравилось сегодня на уроке?
2. Какое впечатление произвела на вас музыка Баха?
3. Удивила ли? Чем?
4. Какие произведения мы сегодня слушали?
5. Какое произведение хотелось бы услышать ещё раз?
6. Какие жанры вспомнили?
7. Что нового узнали мы сегодня на уроке?

Вывод: Мы сегодня в очередной раз прикоснулись к музыке Баха, такой недосягаемой и доступной, и вновь открыли её для себя с новой стороны. Не случайно, вновь и вновь, слушая Баха, я вспоминаю стихи Бориса Дубровина:

Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвётся в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену.

9. Домашнее задание

– Используя выданную учителем монограмму И.С.Баха, выполнить следующее творческое задание:

  • узнать, что такое монограмма,
  • определить составляющие монограммы,
  • подготовить материал о монограмме И.С.Баха,
  • изготовить свою монограмму (см. Приложение 2).