Мультимедиа-технологии – новый уровень качества профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Попробуем разобраться, что имеется в виду под термином “мультимедиа”. Термин пришел к нам из английского языка. multimedia - от multi - много и media – среда, приводят к неудачному термину “многосреды” Поэтому предпочитают пользоваться оригинальным английским термином и это кажется вполне оправданным в виду того, во многих литературных источниках дается поверхностная односторонняя трактовка содержания этого понятия Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды. Мультимедиа аппаратное и программное обеспечение являются определяющими аспектами мультимедиа.

Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала учащимися.

Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.

Основными целями применения мультимедиа являются переход от знаньевой (ЗУН) педагогики к компетентностной, развитие творческих способностей учащихся через интерактивность которая открывает перед учащимися огромные познавательные способности.

Знания в современном обществе всё в большей степени становятся товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление.

В нашем профессиональном лицее применяются мультимедиа технологии по следующим направлениям

  • Интерактивная доска;
  • Система интерактивного опроса;
  • Различные образовательные программы;
  • Мультимедийный экран;
  • Сетевые образовательные программы;
  • Имитационные технологии;
  • Диагностические комплексы.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия и видео взаимодействия, к примеру, возможность оперативного получения информации с обновляющихся сайтов компаний автопроизводителей через сеть Интернет. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Еще одним преимуществом интерактивной доски является возможность беспроводного взаимодействия с компьютером, благодаря функции Bluetooth, информация, вводимая при помощи интерактивной доски, заносится в память компьютера. Эти же функции могут выполнять интерактивные планшеты установленные в других кабинетах нашего лицея. Видеоконференция проводимая с использованием интерактивной доски позволяет обмениваться информацией вводимой из различных компьютеров в режиме реального времени, независимо от местоположения участников.

В своей педагогической практике я использую систему интерактивного опроса, состоящая из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

- общий опрос;

- мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.

- определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.

Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Мой кабинет оборудованы информационной компьютерной техникой, сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом и видеокамерой позволяющими перенести информацию из периодических печатных изданий, редкой научной литературы в информацию удобную для работы преподавателей и учащихся, это позволяет не ждать пока будут, выпущены учебные пособия и плакаты по новинкам автомобилестроения.

Применение информационных технологий позволяет перенести изображения мелких и новых деталей автомобиля в информационный каталог документов, который даёт возможностью последующего использования в учебном процессе.

Или что ещё более продуктивно запись динамического принципа работы, какого либо узла автомобиля или порядок выполнения технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобиля. При помощи компьютера полученная информация классифицируется по темам учебного плана, постоянно пополняясь.

Видеопроектор позволяет воспроизвести эту информацию. Никакого сравнения с демонстрацией мелкого натурального образца нет не говоря тем более об учебном плакате.

Электронную почту я использую как метод общения.

У меня есть свой электронный адрес, который известен всем моим учащимся и они связываются со мной, задают мне вопросы, к примеру, при подготовке к экзамену.

Также электронная почта используется мною как источник информации.

Оформив подписку на бесплатные электронные журналы, я на свою электронную почту, без лишней траты времени и долгих поисков, получаю яркие, свежие, отобранные материалы из мира новостей мирового автомобилестроения.

Учащиеся при поступлении в наш профессиональный лицей получают свой индивидуальный электронный адрес, который отражает текущее состояние его успеваемости

В образовательном процессе я используею различные электронные учебники

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

  • достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;
  • учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;
  • диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;
  • смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Каждый учащийся входит в программу под своим именем. И из списка тем программы обучения можно выбрать теоретический минимум, практические задания, самоконтроль и компьютерный контроль.

Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, позволяют повысить степень самостоятельности учащихся, преподаватель лишь координирует действия учащегося. При необходимости студент может вернуться назад к непонятной ему теме.

Наш лицей занимается разработкой обучающих образовательных программ на основе профессиональных стандартов.

Если для школы уже существуют продукты, использующие мультимедиа технологии в учебном процессе, то для профессиональных лицеев готовых программных продуктов нет. Однако повышенный интерес к мультимедиа технологиям, внедрение таких технологий в образование привел к тому, что многие преподаватели осваивают инструментарии создания мультимедиа контента и учебных мультимедиа продуктов. Заметим, что преподаватели зачастую не являются программистами. Именно это все привело к появлению нового класса программ, позволяющих разрабатывать мультимедиа продукты, и не ориентированные на программистов.

В лицее постоянно работает группа по разработке и внедрению информационных технологий в учебный процесс. Для обеспечения продуктивной работы группы в нашем лицее имеется сервер и постоянно функционирует свой Интернет-сайт: www.pl56.ru. На сайте имеется ссылка на сетевые образовательные программы. И доступ к этим программам есть у всех желающих. В результате происходит расширение информационного образовательного пространства. В которое может войти любой учащийся, изучить интересный конкретно для себя материал, самостоятельно в удобном для себя темпе. Такая же возможность есть у пропустившего занятия либо у себя дома, либо в Интернет – центре лицея.

Автотренажёры, имитирующие обучение управлением на автомобиле, позволяют как научиться “трогаться с места” начинающему водителю, так и освоить приёмы управления автомобилем в различных дорожных условиях. Учащийся уже подготовлен к своей первой поездке по учебному полигону. Налицо повышение качества обучения

В производственном обучении нашим лицеем используем диагностические комплексы для анализа систем автомобиля представляют собой построенный по модульному принципу стенд для диагностики автомобилей в автомобильной мастерской. Диагностический комплекс регистрирует специфические сигналы, поступающие от автомобильных систем, и через USB-интерфейс передаёт их в ПК, работающий в операционной системе Windows.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы о применении мультимедиа технологий.

Повышается мотивации учащихся к учебной деятельности.

Предметы спецдисциплин являются одними из основополагающих при получении знаний по профессии. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет учащийся, будет зависеть его квалификация.

Активизация деятельности учащихся

Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для учащихся, чем бланковое, результат они видят сразу. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так он видит не субъективную оценку учителя с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.

Используя распечатанные результаты опроса, преподавателю известно, на какой вопрос, какой учащийся плохо ответил. Педагог может провести коррекцию в своём уроке. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся. Это позволяет судить об эффективности используемых преподавателям методов. Цель опроса не только проверить знания, но и углубить, расширить, обобщить их. Заставить учащихся думать, обобщать, делать выводы. Проверка знаний при помощи тестовых информационных технологий развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление.

Дети сейчас не любят читать, они лучше воспринимают на слух или наглядно мультимедиа технологии этот минус нашего современного времени используют и превращают в плюс.

Еще одно из преимуществ использования мультимедиа, это самостоятельное получение учащимися дополнительных знаний.

На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся. Известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет возрастать. Но подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Учащиеся должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. Информационный депозитарий глобальной компьютерной сети Интернет настолько велик, что умение извлечь из такого большого объёма информации нужный кластер выходит на первый план.

Таким образом, считаю, что использование мультимедиа технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволяет достичь цели, которую ставит перед педагогами “Концепция модернизации Российского образования” - подготовка разносторонней развитой личности.