Конспект урока по предмету "Право" в 4-м классе. Тема: "Если есть шаг, должен быть след"

Разделы: Начальная школа


Цель: к концу урока учащиеся узнают о взаимосвязи человеческих поступков и их последствий и самоценности хорошего поведения.

Оборудование:

  1. Видео-фильм “Малыш и Карлсон”; “Как вести себя дома”.
  2. Слова: ШАЛОСТЬ, ПОСТУПОК, ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ
  3. 2 рисунка: человек, шагая, оставляет следы.
  4. Схематичные человечки.
  5. Карандаши: красные и черные.

Текст: “Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Максима к рюкзаку был прикреплен брелок “глобус”, который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Максим переодевался в спортивную форму, один из одноклассников отцепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: “Поиграем в пас!” Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился”.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Возьмите модели человечков. У них на лице не показано настроение. Нарисуйте то настроение, которое сейчас у вас.

2. Целеполагание.

Просмотр фрагмента видеофильма “Малыш и Карлсон”.

- Определите, о чем будем говорить на уроке? (Шалость. Поступки.)

На доске записана тема: “Если есть шаг, должен быть след”.

- Есть ли связь?

- Какую цель поставим?

3. Основная часть.

- Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок.

- Поделитесь своими мыслями.

- След, который оставляет человек, похож на его ступню?

- Можно сказать – какая ступня, такой и след?

- Сравните два рисунка.

- В чем отличие?

- Посмотрите на слово, написанное на доске. На доске: по – ступок

- От какого слова происходит? (Ступать, ступня.)

- Что такое поступок?

Поступок – совершенное кем-нибудь действие.

- Какие поступки совершает человек?

- Какой поступок совершил Карлсон?

- Шалость – это какой поступок?

Шалость

1) шутливый поступок;

2) это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.

- Можно ли шалостью назвать следующие действия:

  • сорвать цветы с клумбы у подъезда, которые выращивает бабушка-пенсионерка;
  • сорвать расписание уроков в коридоре школы.

- Можно ли назвать эти действия злонамеренным поступком?

- Сформулируйте определение.

Злонамеренный поступок – умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

- Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека. А из-за чего совершают злонамеренные поступки? (Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства)

- Может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком? (Приводят пример. Ученик не предусмотрел последствий своих действий.)

- Вывод: прежде чем совершать поступок, думай о последствиях.

- Каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество.

- Как вы думаете, хорошее оно, человечество?

- Вывод: каков каждый из нас, таково и человечество.

- Поиграем в игру, “Какой я?” Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.

- Я называю качества характера, а вы рисуете кружок на туловище человека карандашом. (Если да – красный, нет – черный.)

Качества: добрый, щедрый, трудолюбивый, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый.

- Почему получился “пестрый портрет вашего характера”?

- Ваши дальнейшие действия? Рефлексия. (Важно знать, какие исправлять, а какие развивать.)

- Если человечек будет состоять из красных кружочков? (В нем только хорошие черты.)

- Хороший человек поступает хорошо, а если поступок хороший, то и последствия тоже хорошие.

4. Домашнее задание.

- Подумайте: на ком дом держится?