Педагогическая задача как средство активизации познавательной деятельности студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


Педагогическая задача есть результат осознания субъектом воспитания в педагогической ситуации необходимости выполнения профессиональных действий и принятия к исполнению.

В профессиональной подготовке она выступает действенным средством активизации познавательной деятельности студентов, совершенствования их мыслительных операций. Решение педагогических задач содействует развитию у будущих педагогов умений и навыков, соответствующим основным структурным компонентам педагогической деятельности и формированию эмоционально-ценностного отношения к профессии.

Системообразующей основой любой деятельности выступает цель. При определении способа постановки цели будем исходить из того, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Представим таксономии педагогических целей профессионального обучения в когнитивной и аффективной областях развития личностной саморегуляции будущего учителя следующим образом.

Таблица № 1

Категории учебных целей в когнитивной области [8], [5], [6]

Основные категории
учебных целей

Уровни
формированности умений.
Примеры обобщённых
типов учебных целей

Уровень
знания

Вид деятельности

Типы
педагогических задач

1. ЗНАНИЕ

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

- констатация фактов событий, требующих последовательности и рассуждения;

- выделение смысловых единиц; сущностных признаков

Знание-узнавание; Знание-репродукция Репродуктивный Задачи, позволяющие студентам уяснить сущностные признаки педагогических понятий, процессов. Иллюстрация к теоретическому материалу.
2. ПОНИМАНИЕ

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы, выражения в другую, “перевод” его с одного “языка” на другой (из словесной в схему).

В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала студентом (объяснение, краткое изложение) или же предложение о дальнейшем ходе событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

- понимает факты, правила, принципы, интерпретируют словесный материал;

- интерпретирует схемы, графики, диаграммы;

- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных;

- выделение смысловых опорных единиц.

Знание-понимание Репродуктивный Задачи, выявляющие гибкость мышления и осознанность педагогических знаний студентов
3. ПРИМЕНЕНИЕ

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материала, чем понимание. Предполагается не только понимание, но и вера в истинность, ценность данного знания.

- использует понятия и принципы в новых ситуациях;

- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

- демонстрирует правильное применение метода или процедуры;

- умеет прогнозировать педагогические действия;

- проектировать процесс выполнения педагогических действий

Знание-убеждение Продуктивный Задачи, включающие планирование, построение предстоящей педагогической деятельности выбором или нахождением оптимальных средств и способов её выполнения
4. АНАЛИЗ

Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие так, чтобы легко выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким, интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения

- выделяют открытие (неявные) предположения;

- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

- проводит различия между фактами и следствиями;

- оценивает значимость данных;

- закрепляют умение соотносить педагогические средства и способы с особенностями объекта педагогического воздействия.

Знание-применение Продуктивный Задачи, развивающие умение предвидеть предполагаемый результат до педагогического воздействия
5. СИНТЕЗ

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким продуктом может быть сообщение (выступление, доклад). План действий или совокупность обобщённых связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур

- пишет творческую работу;

- предлагает план проведения эксперимента;

- использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы;

- умение классифицировать педагогические явления;

- совершать перенос знаний;

- создавать новые способы выполнения педагогической деятельности

Знание-применение Продуктивный Задачи, требующие новых знаний разных средств и методов применения
6. ОЦЕНКА

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на чётких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут, определяться самим учащимся или не задаваться ему извне. Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на ясно очерченных критериях.

- оценивает соответствие выводов имеющимся данных;

- различает затруднения, формируются умения ориентироваться в сложной обстановке;

- оперативно использовать психолого-педагогические знания, применять в нестандартной ситуации;

- создаёт новые сочетания средств и способов педагогической деятельности;

- умеют правильно оценивать свои действия, своевременно устранить допущенные ошибки и недочёты

Знание-применение Продуктивный Задачи, связанные с оценкой и доказательством правильного либо неверного педагогического действия, его промежуточных и конечных результатов, с выявлением и исправлением допущенных педагогических просчётов

Таблица № 2

Категории учебных целей в аффективной области [6]

Основные категории учебных целей Примеры обобщённых типов учебных целей
1.ВОСПРИЯТИЕ

Эта категория обозначает готовность и способность студента воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира, стимулы.

С позиции преподавателя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание студентов. Входящие сюда субкатегории:

1.1. Осознание

1.2. Готовность, или желание воспринимать

1.3. Изобразительно-произвольное внимание) образуют диапазон восхождения от пассивной позиции обучающегося до более активного (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно-целенаправленного) отношения к содержанию обучения.

СТУДЕНТ:

проявляет осознание важности учения, внимательно слушает высказывания окружающих с вариантами решения педагогических задач, проявляет осознание эстетических факторов (организаторские умения, краткость, точность, эмоциональность речи и т.д.)

проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни

2.РЕАГИРОВАНИЕ (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого студента. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субкатегории:

2.1. Поучительный отклик

2.2. Добровольный отклик

2.3. Удовлетворение от реагирования

СТУДЕНТ:

- выполняет заданную преподавателем домашнюю работу;

- подчиняется внутриучилищному распорядку и правилам поведения;

- участвует в обсуждении вопросов в группе;

- самостоятельно знакомится с освещением психолого-педагогических проблем;

- добровольно вызывается выполнять задание;

- проявляет интерес к учебному процессу.

3. УСВОЕНИЕ ценностной ориентации. В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

3.1. Принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию “мнение”)

3.2. Предпочтение ценностной ориентации

3.3. приверженность, убеждённость

СТУДЕНТ:

проявляет устойчивое желание овладеть педагогическими умениями, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ценностных ориентаций. Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Сюда входят две субкатегории:

4.1. Концептуализация ценностной ориентации, т.е. осмысление своего отношения

4.2. Организация системы ценностей

СТУДЕНТ:

- пытается, например, определить основные черты своего индивидуального педагогического стиля;

- принимает на себя ответственность за своё поведение (в том числе профессиональное);

- понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми способностями, интересами и убеждениями

5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ценностной ориентации или их комплекса на деятельность. Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

5.1. Обобщённая установка

5.2. Полная интернализация (усвоение), или распространение ценностных ориентаций на деятельность

СТУДЕНТ:

- устойчиво проявляет самостоятельность в учебно-исследовательской работе;

- проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;

- проявляет готовность к пересмотру своих суждений и изменению образа действий в свете убедительных аргументов, постоянно проявляет навыки личной гигиены, здорового образа жизни;

- формулирует устойчивое и последовательное жизненное и педагогическое кредо

Таблица № 3

Организация мыслительной деятельности студентов
при решении педагогических задач продуктивного вида [1], [5], [6]

Уровень
по “Таксономии Блума”

Ключевые слова и фразы

Элементы задач

Схема решения

1. Познание соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите Элемент. Что дано в тексте. проанализируйте микросреду, в которой происходит действие, событие, явление
2. Понимание расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно…; суммируйте; покажите взаимосвязь; объясните смысл Какие выводы можно сделать из имеющихся данных? переведите факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий
3. Применение продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить… Остановка вопроса при анализе ситуации выявите противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления;

определите характер, форму и направленность этого развития; определите педагогические категории, представленные в задаче.

4. Анализ разложите на составляющие; объясните причины; сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему? Гипотезы при решении выдвинете гипотезу в виде предлагаемого ответа или пути его поиска
5. Синтез разработайте новый вид продукта; создайте; что произойдёт, если ...; придумайте другой вариант; есть ли другая причина Меры педагогического воздействия, которые можно использовать в данном случае установите, на основе, каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения;

выявите, достигло ли цели педагогическое воздействие учителя, воспитателя;

назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации; укажите ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации.

6. Оценка установите нормы, отберите и выберите, взвести возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше всего нравится, что вы думаете о … Как следует предупредить подобные поступки? назовите, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было использовать в данной ситуации для получения положительного результата; определите, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение;

сделайте выводы и оцените задачу с точки зрения её типичности для педагогической деятельности учителя.

Основные требования к педагогической задаче как к обучающему воздействию обусловлены своеобразием ее места в учебной деятельности и отношением учебных задач и учебных целей.

Соотношения между задачей и целью рассматриваем в системе "набор задач - множество целей", так как в учебной деятельности одна и та же цель требует решения ряда задач, а одна и та же задача служит для достижения нескольких целей. Отсюда по Е.И. Машбицу, вытекает ряд требований к учебным (педагогическим) задачам:

1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач.

2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдельных.

3. Учебные задачи (педагогические задачи) должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебная задача (педагогическая) должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения. [2]

Этапы решения задачи в проблемной ситуации

Первый этап - это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся.

Второй этап - "принятие" задачи обучающимся, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению.

Третий этап - решение задачи должно вызвать эмоциональное переживание и желание поставить и решать собственную задачу. Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи. Так, если задача сформулирована в форме задания "проанализируйте", "объясните, почему", "в чем, на ваш взгляд, причина", то обучающийся определяет скрытые связи, выстраивает определенную логическую последовательность решения задачи. Если задание дано в форме "опишите", "расскажите", то студент должен ограничиться изложением только данного и необходимого для решения, понимания и принятия задачи. Задания, как "объясните" и "опишите", являются, по сути, разными задачами, направляющими мышление обучающего и его речевое выражение по определенному пути. [3]

Литература

1. Додон Л.Л. Задания по педагогике. – М.: Просвещение, 1968. с. 11-13.

2. Зимняя М.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. с. 202-203.

3. Зимняя М.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. с. 207.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. с. 128.

5. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987. с. 4-10.

6. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М., 1989.

7. Рапцевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Мн.: Современное слово, 2001. с. 227-228.

8. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2002. с. 340-341.