План-конспект открытого занятия по обучению грамоте в логопедической группе по теме "Звуки [С], [С']. Буква С"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • закреплять правильное произношение звуков С, Сь в слогах, словах, предложениях;
  • дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости;
  • обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями на С, Сь;
  • упражнять в подборе родственных слов к слову «снег», в составлении деформированных предложений из данных;
  • учить подбирать антонимы;
  • учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными;
  • познакомить с графическим обозначением буквы С;
  • формировать навык чтения прямых слогов типа СА-СО-СУ;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, мышление.

Оборудование: профиль звука С, зеркала, письмо с заданиями, картинки на С, таблица для чтения слогов, тетради, ручки, верёвочки, магнитная доска, почтовые ящики, магнитофон, коробочка с камнем, ватой.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Дети стоят в кругу в центре группы, выполняют гимнастику и дыхательные упражнения (плечевой пояс, повороты шеи, движения руками «моторчики», «колечко»).

2. Гимнастика «ума»: - Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на С или Сь.

  • высокое хвойное дерево (сосна);
  • самая болтливая птица (сорока);
  • ночная птица (сова);
  • число, следующее за числом шесть (семь);
  • полезная птица с жёлтой грудкой (синица);
  • регулирует движение на перекрёстке (светофор);
  • усатая рыба (сом);
  • что видим когда спим (сон);
  • предмет обуви (сапоги);
  • предмет мебели для сидения (стул);
  • какую ноту кладут в суп (соль);
  • как называется группа птиц (стая);
  • насекомое напоминающее вертолёт (стрекоза).

3. Обратить внимание на посадку. Работа по цветовым ремнерам, кресту.

II. Повторение пройденного материала.

  1. С каким звуком познакомились на предыдущем занятии? – С.
  2. Уточнение артикуляции по профилю (губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубками).
  3. Характеристика звука: согласный, глухой, твёрдый.
  4. Изолированное произношение звука С (хором, по рядам, тихо – громко, мальчики – С, девочки – Сь).
  5. Рифмушки:
  • ес-ес-ес – идём мы в лес;
  • са-са-са – в лесу бегает лиса (закрыли глаза);
  • су-су-су – было холодно в лесу (логопед закрывает экраном губы);
  • ос-ос-ос – заморозил нас мороз (уйти за спины детей).

III. Знакомство с новой темой.

1. Возьмите в руки зеркала. Я называю слова, а вы показываете нужным цветом (синим, зелёным) какой звук – твёрдый или мягкий. Словарь: сумка, сирень, слово, синий, сок, сено, весы, сила, гусь. Вы догадались, что сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки С и Сь.

2. Отгадайте загадку:

Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилось.

(Снег).

3. Подбор родственных слов к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, снегурочка, снежки, снегирь, снеговик, снегопад).

4. Договори словечко. Послушайте стихотворение «Снегопад» и договорите нужные слова.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег.

В небе кружатся пушинки
Серебристые снежинки.

Каруселью снеговою
На просёлки, на лужок
Всё снижается снежок.

Землю белой, чистой, нежной
Застелил простынкой снежной.

Вот веселье для ребят
Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки
Все хотят играть в снежки.

Снежный ком на снежный ком
Всё украсили снежком.

Словно белый пуховик
Вдруг надел наш снеговик.

Рядом снежная фигурка
Это девочка снегурка.

На осинке посмотри
С красной грудкой снегири.

5. Сюрпризный момент. Звучит вой вьюги, дети выходят из-за столов и обращают внимание на сугроб с письмом. Читают письмо от снеговика, в котором он просит помочь ему, выполнив задания. Выполняя каждое задание на магнитной доске мы выкладываем бумажный силуэт снеговика.

Работа с картинками:

  • разложить «4 лишний» (3 на С, 1 на Сь);
  • разложить в почтовые ящики на С, Сь;
  • убирать с доски со словами «мой, моя, моё, мои» (согласование притяжательных местоимений с существительными).

6. Игра «Наоборот». Слова противоположные по значению на звук С: молодой – старый, трусливый – смелый, кислый – сладкий, мир – ссора, пасмурно – солнечно, тесная – свободная.

7. Работа с деформированным текстом.

  • зима, холодная, наступать;
  • снег, белый, пушистый, выпал;
  • дети, лепить, снег, из, снеговик;
  • вынесла, Соня, из, морковка, дома;
  • Серёжа, ведро, синее, одевать, на, голову, снеговик;
  • снеговик, хороший, красивый, получился.

Физкультминутка. Ребята имитируют зимние забавы со словами «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Один ребёнок отгадывает. Мальчики показывают игру в хоккей. Девочки – фигурное катание. Восстановили дыхание и садимся за столы.

8. Работа с буквой.

  • рассмотреть на что похожа? Почему чёрная?
  • написать в воздухе, на ладошке пальцем;
  • показать рукой;
  • выложить верёвочкой;
  • написать в тетрадях.

9. Чтение слогов с буквой С. СА-СО-СУ-СЫ-СИ-СЭ. Буква С направила солнечные лучи на гласные буквы. подружите букву С с гласными.

10. Отгадывание ребуса «снежинка». Первая буква каждой картинки является буквой данного слова.

IV. Итог занятия. Снеговик готов. он радуется, что вы научились различать звуки С, Сь, писать и читать его букву. Спасибо ребята. Снеговик дарит каждому свою букву (обводят по наколке).

Что понравилось на занятии?

Отметить, кто как работал.