Подготовка учашихся к аттестации в тестовой форме за курс основной школы

Разделы: Математика


Итоговый письменный экзамен по математике сдают все учащиеся 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения итоговой аттестации за курс основной школы: “малое ЕГЭ”.

Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;
  • на выполнение каждой части даётся ограниченное количество времени;
  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;
  • вторая часть – в традиционной форме;
  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Все изменения в содержании и формах проведения экзамена связаны с необходимостью предъявления общих требований к уровню подготовки учащихся по математике и независимой процедуры оценки учебных достижений учащихся.

Кроме того, в связи с введением профильного обучения в 10–11-х классах , отбор учащихся в профильные классы может осуществляться по результатам экзамена без дополнительных испытаний.

Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования подготовки выпускников.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

Чтобы подготовить учащихся 9-х классов к успешной сдаче этого экзамена, я выделяю 10 основных тем, которые входят в экзамен.

По каждой теме учащимся даётся:

  • основной теоретический материал;
  • задания для активного обучения (с комментариями, решениями, ответами);
  • задания для самостоятельного решения.

Задания для самостоятельного решения полностью соответствуют уровню заданий обоих частей “малого ЕГЭ”.

Темы:

1. Числа и выражения. Преобразование выражений.

2. Уравнения.

3. Системы уравнений.

4. Неравенства.

5. Координаты и графики.

6. Функции.

7. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

8. Текстовые задачи.

9. Уравнения и неравенства с модулем.

10. Уравнения и неравенства с параметром.

Мои занятия помогают девятиклассникам систематизировать свои знания по математике, узнать особенности заданий, предлагающиеся на экзамене по математике, и научиться их выполнять.

Цель моих занятий.

  1. Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.
  2. Способствовать грамотному усвоению тем, отработке практических навыков и умений.

Приведу примеры таких занятий.

Тема: Уравнения и неравенства с модулем

Уравнения и неравенства с модулем встречаются во второй части экзаменационной работы. При решении большинства уравнений и неравенств с модулем приходится использовать определение модуля, реже – свойства модуля и геометрический смысл.

Теоретические сведения

Блок 3. Уравнения с модулем вида |f(х)|= |g(х)|.

Задание 6. Решите уравнение |2х+ 5| = |х - 1|.

Решение.

Два числа, модули которых равны, либо равны между собой, либо отличаются только знаком, т.е. если |а| = |b|, то либо а = b, либо а = - b. Применив это свойство модулей к решению исходного уравнения. 2х + 5 = х – 1 или 2х + 5 = 1 – х

х = - 6 или х = -

Ответ: - 6; - .

Замечание. Уравнение вида |f(х)|= |g(х)| можно решать с помощью равносильных преобразований. Так как обе части уравнения неотрицательны, то уравнение равносильно уравнению f2(х) = g2(х) , тогда (f(х) - g(х) )(f(х) + g(х) ) = 0.

Например, в задании 6 уравнение |2х+ 5| = |х - 1| равносильно уравнению (2х + 5)2 = (х – 1)2. Далее применяя формулу разности квадратов и условие равенства нулю произведения: (2х + 5 – (х – 1))(2х + 5 + х – 1) = 0.

Блок 4. Сложный модуль.

Задание 7. Решите уравнение ||х - 1| - 2| = 3.

Решение.

Решение можно начать с раскрытия “внутреннего” модуля.

1) Если х – 1 > 0, то |х – 1 | = х – 1. И имеем следующее уравнение |х – 1 - 2| = 3, |х - 3| = 3, решением которого являются числа 0 и 6.

Так как х > 1, то число 0 является посторонним корнем уравнения. Значит, при х – 1 > 0 , получаем только один корень 6.

2) Если х – 1 < 0, то |х – 1 | = - (х – 1). И имеем следующее уравнение

|- (х – 1) - 2| = 3, |- х - 1| = 3, решением которого являются числа 2 и (-4). Так как х < 1, то число 2 является посторонним корнем уравнения, т.е. при х – 1 < 0 получаем только один корень (-4).

Итак, исходное уравнение имеет два корня (-4) и 6.

Ответ: -4; 6.

Задания для самостоятельного решения

Часть I

1. Упростите выражение |х – 6 | + |x| при 0 < х < 4.

Ответ: _______________

2. Решите уравнение |x| = 5.

Ответ: _______________

3. Решите уравнение |x| = -5.

Ответ: _______________

Часть II

Задания на 2 балла

4. Решите уравнение |3x – 2| = 4.

5. Укажите число целых решений неравенства |x + 1| < 7.

6. Решите уравнение |x2 - 9| = - 8х. В ответе укажите сумму его корней.

Задания на 4 балла

7. Решите уравнение |x2 - 9| = |8х|.

8. Решите неравенство |x + 2007| < 2007 + х.

Задания на 6 баллов

9. Решите уравнение ||x| + 1| = 4.

10. Решите уравнение |x2 - 4| + |x - 2| = 0.

Опыт проведения тестов достижений среди детей России позволяет говорить об одной особенности. Эта особенность вытекает из исторически сложившегося отсутствия опыта заполнения тестов и ответов на вопросы, в которых нужно дать качественную оценку какому-либо явлению или процессу. В результате такого положения количество случайных ошибок существенно влияют на итоги тестирования. Поэтому я вижу целесообразность проведение тренировочного выполнения вариантов экзаменационных работ, в процессе которого будут отработаны навыки выполнения тестовых заданий разного типа, исправления ошибок.

Ведь наличие даже минимального опыта снимает психоэмоциональное напряжение, стабилизирует мотивацию.

Выбранная мной форма проведения занятий позволяет привлечь к активной деятельности всех учащихся класса.