Урок математики в 4-м классе. Тема: "Приключения в стране Симметрия"

Разделы: Начальная школа


Тема. Приключения в стране « Симметрия».

Тип урока. Урок-игра.

Педагогическая технология. Технология формирования интеллектуальных умений младших школьников.

Цель. Расширить знания младших школьников о симметрии.

Задачи:

  • Закрепить умения детей находить точку, симметричную данной.
  • Закрепить умения строить точку и отрезок, симметричные данным.
  • Учить находить симметричные фигуры и строить на компьютере.
  • Развивать умения работать с циркулем и линейкой.
  • Воспитывать любознательность, ответственность, умение работать в паре.

Оборудование. План карта на большом экране, файлы с заданиями для детей, в компьютере, путевые листы с заданиями, учебник, карандаш, циркуль.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Тема и цель

– Ребята, мы с вами повторим сегодня все, что знаем о симметрии и расширим наши знания. Перед вами на экране карта этой страны. Вы хотите узнать, что там происходит? Тогда мы отправляемся в наше волшебное путешествие.

ІІІ. Основная часть

Путешествие в страну Симметрии. Перед вами на партах лежат путевые листы. (Приложение 1) Для того чтобы попасть в эту страну, нам с вами необходимо вспомнить, что мы знаем о симметрии, то есть выполнить задание №1.

Задание 1.

1) Что такое симметрия? (Соразмерность, наличие определенного порядка в расположении фигур или их частей.)
2) Какую симметрию мы изучаем? (Осевую симметрию.)
3) Какие геометрические фигуры живут в этой стране? (Симметричные фигуры.)
4) Как узнать – симметричны ли данные фигуры? (Для этого необходимо определить, одинаковая ли у них форма, размер, одинаково ли удалены точки от оси симметрии, лежат ли все точки на перпендикулярной прямой.)

– Молодцы, вы ответили на все вопросы. Закройте глаза, (экран увеличивается). Теперь откройте – вот мы и попали в волшебную страну «Симметрия». Ой, что такое? Не видать никого, а как раньше здесь было красиво, все фигуры жили дружно, кругом был мир, красота и порядок, что же случилось? Смотрите, кто это? (На экране появляется точка А).

Точка А. Меня зовут точка А. Все у нас было хорошо, пока не прилетел в нашу страну злой дракон из несимметричной страны. Он навел здесь страшный беспорядок – сделал фигуры несимметричными, заколдовал их. Только меня он не нашел, потому что я была далеко. Одной мне с драконом не справиться, а прятаться надоело, вы мне поможете? (Да) – тогда мне ничего не страшно! Вперед! Вот тропинка, пойдем по ней. Смотрите – река, а я не умею плавать, что делать?

Учитель. Дракон испортил мост, а мы его починим. Выполните задание № 2 на своих листах.

Задание 2.

Надо построить перила на мосту, которые являются симметричными отрезками. (Дети строят симметричные отрезки на путевых листах и на экране). Перешла точка реку по мосту.

Точка А. Куда же дальше идти? Смотрите какой-то камень, а на нем что-то нарисованы стрелки.

Учитель. Что это такое? (Направление движения.) В какую сторону двигаться точке А? (На юг, куда показывает симметричный указатель.) Точка А идет дальше.

Точка А. А впереди лес. Страшно, но надо идти. Как тихо… Кто-то стонет вроде бы.

Голосок. Помогите, спасите!

Точка А. Кто там?

Голосок. Это я, точка В. Освободи меня от колдовства злого дракона.

Точка А. Как тебе помочь?

Точка В. Нужно найти все симметричные буквы русского алфавита.

Учитель. Ребята вы знаете, что делать?

Задание 3.

А, О, Ш, Н, М, Ф, Е и так далее, проверка по цепочке вслух.

Точка А. Справились, молодцы! Но что-то точка В не расколдовывается.

Точка В. Нужно еще составить из букв симметричные слова.

Задание 4. (тот, поп, кок, потоп и прочие.)

Точка В. А вот и я. Здравствуйте! Вы мне очень помогли, спасибо! Я знаю дорогу через этот лес. Смотрите, какая красивая полянка, она вся в цветах, только бы здесь играть да веселиться, только мне совсем не весело, потому что все мои друзья в неволе.

Точка А. Мы с ребятами хотим помочь тебе, что нужно сделать?

Точка В. Нужно построить точки, симметричные данным.

Точка А. Это мы можем, я знаю, за дело, ребята!

Задание 5. Дети работают на листах и у доски.

Учитель. Смотрите, точки появились. Вот какое веселье началось! Давайте, ребята и мы отдохнем и потанцуем под музыку. (Танцуют) Что за грохот, что за шум? Смотрите, это дракон прилетел.

Дракон. Испугались? Развеселились!.. Вот я вас сейчас опять заколдую. Да не бойтесь – я сегодня добрый. Если выполните все мои задания, я вас не трону. Да куда вам! Вы не сможете. Ха-ха-ха!

Учитель. Ребята, попробуем? (Да) Тогда за дело! Работаем в паре на путевых листах. Кто правильно сделает первым, выполняет задание у доски.

Задание 6. Симметричны ли изображенные на рисунке фигуры относительно проведенной прямой? Докажи!

Задание 7. Является ли проведенная прямая осью симметрии фигуры? Почему?

Задание 8. Среди данных фигур выбери имеющие ось симметрии и проведи ее.

Задание 9. Начерти фигуры, имеющие несколько осей симметрии.

Точки А и В. Молодцы,ребята! Смотрите, дракон от злости совсем позеленел и улетел в свою несимметричную страну.

Учитель. А для того, чтобы он не смог вернуться, мы должны построить симметричные фигуры на компьютере.

Задание 10. Дети работают на компьютере, взаимопомощь, работа консультантов.

Учитель. Что помогло нам победить дракона? (Дружба и наши знания.)
– Давайте теперь вырежем из бумаги симметричные домики для точек, где они будут жить.

Дети вырезают домики и прикрепляют их на доске. Звучит музыка о дружбе.

– Посмотрите – это красивый дворец, где точки будут отмечать свои праздники.

ІV. Итог урока

– В какой стране мы путешествовали?
– Понравилось вам?
– Мы были в сказке, а нужна ли симметрия в жизни?
– Есть ли в классе симметричные предметы?
– Какие еще симметричные изделия вы знаете?

V . Задание на дом: нарисовать свой симметричный Дом дружбы.