Развитие творческой активности обучающихся на основе привлечения их к созданию макетов, моделей торгового оборудования

Разделы: Общепедагогические технологии


Оглавление

  1. Применение учебно-наглядных пособий на уроках.
  2. Отбор обучающихся, способных изготовить модели и макеты торгового оборудования.
  3. Что дает обучающимся и педагогам разработка и изготовление учебно-наглядных пособий.
  4. Итоговая и промежуточная аттестация в форме защиты творческой работы.
  5. Эффективность применения нестандартных технических средств обучения на уроках.

Список литературы.

Приложения:

Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Необходимость подготовки рабочего нового типа, специалиста высокой квалификации продиктована требованиями развития современного производства и научно-технического прогресса. В условиях совершенствования средств производства, высокой степени автоматизации производственных процессов традиционные средства обучения не могут обеспечить качественную подготовку специалистов.

Качество обучения в профессиональных училищах зависит от многих условий и факторов. Среди них - организация учебного процесса и методика обучения, влияющие не только на объем, глубину, сознательность и прочность усвоения обучающимися знаний, умений и навыков, но и на развитие их мышления, самостоятельности, творческой активности.

Анализ учебно-воспитательного процесса показывает, что использование технических средств обучения на уроках повышает уровень усвоения материала обучающимися до 50 %.

Усвоение обучающимися учебного материала

Особенности применения технических средств в профессиональном обучении определяется его спецификой. Если основная цель общеобразовательных предметов - овладение системой общих для всех знаний, то основная цель профессионального обучения - овладение необходимым комплексом профессиональных знаний, умений и навыков. В основе умения лежат усвоенные обучающимися знания, причем каждое умение формируется на основе специальной системы знаний. Например, обучающиеся профессии продавца, изучают устройство, виды торгового оборудования, правила эксплуатации и технику безопасности. Однако, чтобы научиться работать с оборудованием, необходимо получить конкретные знания о том, как эту работу выполнять. Но даже самые подробные объяснения мало что дадут обучающемуся, если он никогда не видел данного оборудования в действии. Здесь уместно вспомнить поговорку: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

Известно, что чем точнее и полнее сформирован первоначальный образ действия, тем быстрее и успешнее протекает процесс становления профессионального умения. На этапе формирования у обучающегося умения наряду с использованием традиционных методов большую помощь преподавателю оказывают технические средства обучения. Поэтому разработка и создание макетов и моделей различных видов торгового оборудования помогает решить ряд задач:

  1. Обеспечивает наглядность обучения;
  2. Побуждает обучающихся к осознанному, глубокому изучению материала;
  3. Развивает у обучающихся техническое мышление и творческую активность;
  4. Выявляет индивидуальные творческие способности обучающихся;
  5. Пополняет комплексно-методическое обеспечение кабинета;
  6. Способствует прочному закреплению приобретенных знаний и умений;
  7. Формирует чувство самоконтроля.

Применение моделей и макетов далеко не новый метод. Со времен Я.А. Каменского известен принцип наглядности обучения: он должен включать непосредственное восприятие обучающимися конкретных образов изучаемых объектов, процессов, действий. Наглядность тесно связана с мышлением. Успеха в обучении можно добиться при сочетании чувственной и абстрактной деятельности: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий составляется мысль, облеченная в слово.

На своем опыте я убедилась: в процессе обучения живое восприятие объектов неразрывно связано с осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности и устного объяснения материала. На этом основана необходимость расширить традиционный дидактический принцип наглядности - рассматривать его в сочетании с абстрактным мышлением, словом, практическими действиями. В подтверждение правильности выбранного мной пути приведу слова Ю.К. Бабанского: “Возникла потребность в том, чтобы сформулировать специальный принцип, ориентирующий педагогов на оптимальное сочетание живого созерцания, абстрактного мышления и практики в учебном процессе, то есть на оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных, поисковых и дедуктивных методов обучения”.

Кроме желания и необходимости применять наиболее продуктивные методы обучения, разработка и создание моделей продиктована следующими объективными причинами:

1) В процессе обучения живое восприятие объектов и явлений неразрывно связано с их осмыслением. Это достигается сочетанием наглядности и объяснения преподавателя, направленных на разъяснение смысла изучаемых предметов и процессов.

2) Усвоение знаний и умений обучающимися будет успешным, если они совершают полный цикл познавательных действий, состоящий из восприятия изучаемого материала, его осмысления, запоминания и применения на практике.

3) При современных темпах развития научно-технического прогресса постоянно модернизируется старое и создается новое оборудование. Разнообразие видов торгового оборудования даже в нашем небольшом городе достаточно велико и систематически меняется. Поэтому нет смысла постоянно приобретать для комплексно-методического обеспечения кабинета натуральные образцы оборудования: во-первых, модели быстро морально устаревают, во-вторых, занимают много места и требуют специальных условий установки и подключения, в-третьих, стоимость оборудования достаточно велика.

Поэтому, на наш взгляд, достаточно иметь один - два натуральных образца того или иного вида оборудования, а другие модификации будут представлены в кабинете моделями, изготовленными руками обучающихся.

В процессе создания моделей принимают участие не все ребята: исполнителей выбирает преподаватель с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Дифференцированный подход обусловлен, главным образом, физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностными (процессы мышления, восприятия, памяти) особенностями учащихся, а также уровнем их знаний.

Изготовление моделей помогает обучающимся справиться с психологическим “барьером” неуверенности в своих силах. В каждой группе есть дети, неуспеваемость которых не является следствием их умственных или физических возможностей, а скорее является результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению (“Я этого никогда не осилю”).

В училище после окончания 9 классов поступают в лучшем случае “середнячки”, а в большинстве слабоуспевающие в учебе ребята. Эти обучающиеся являются “головной болью” педагогического коллектива школы, им чаще приходится слышать замечания, упреки, чем похвалу или поощрение. В период обучения в школе у них формируется своего рода комплекс неполноценности, и, как правило, причиной этого служит негативная оценка обучающегося учителем. Насыщенность школьной программы, большое количество учащихся в классах не позволяет учителям в полной мере учитывать индивидуальные особенности ребят при организации учебной работы. Отсюда, как следствие, “педагогически запущенные” дети.

Работа по созданию макетов и моделей помогает таким обучающимся поверить в свои силы, повысить уровень самооценки, авторитета среди сверстников, развивает поисковую активность и творческое техническое мышление.

Наблюдается интересная закономерность: в группах, обучающихся на базе 11 классов, желающих выполнить модели намного больше, чем в группах, обучающихся на базе 9 классов. Это объясняется тем, что у ребят, поступивших после 11 классов, высокий уровень абстрактного мышления, развиты навыки самоконтроля, самостоятельной работы по подбору и обработке информации, а также более устойчивая система мотивации учебной деятельности.

Участие обучающихся в разработке и выполнении макетов и моделей

Из диаграммы видно, что обучающиеся после 11 классов, гораздо чаще берутся за выполнение работ, требующих высокого творческого технического мышления. Задача педагогического коллектива - привлечь как можно больше детей к изготовлению моделей и макетов с целью развития их творческого потенциала.

Применение на уроках теоретического и производственного обучения различных моделей и макетов, в первую очередь, позволяет повысить уровень усвоения изучаемого материала, так как наглядно демонстрирует устройство различных видов оборудования, взаимодействие узлов и деталей, принцип работы, варианты размещения оборудования на рабочем месте, во-вторых, помогает оценить недостатки и преимущества различных видов и модификаций оборудования.

При изучении предмета “Оборудование торговых предприятий”, рассматривая тему “Подготовка к работе чекопечатающего устройства ККМ”, предлагаю обучающимся изучить заправку чекопечатающего устройства кассовой лентой по схемам из методического пособия “Правила эксплуатации ККМ”, а затем ребята пробуют выполнить данную операцию самостоятельно - результат нулевой. Но если в первую очередь я показываю устройство и приемы заправки чекопечатающего механизма на действующей модели ККМ, а затем предлагаю повторить операцию обучающимся - с заданием справляются практически все ребята. Это не единственный пример. Изучая тему “Организация рабочего места продавца”, учащиеся самостоя-

тельно проектируют и организуют рабочее место, используя для этого макеты и модели торгового оборудования. Затем проводится анализ выполненной работы. И именно применение моделей и макетов позволяет наглядно продемонстрировать допущенные обучающимися ошибки. Кроме того, такая форма проведения урока носит игровой характер, что позволяет повысить уровень заинтересованности, творческой активности и степени усвоения материала обучающимися.

Юношам и девушкам в 15-16 лет свойственно стремление к самовыражению: сделать что-то своими руками, пусть небольшое, но работающее, чем будут пользоваться другие обучающиеся - это уже “серьезно”, здесь можно показать свой “почерк” и свое “лицо”.

Создание моделей и последующее их применение на уроках помогает формировать и развивать у обучающихся техническое мышление, поддерживать профессиональный интерес. Статистика показывает, что выпускники профессиональных училищ лучше адаптируются к условиям производства, если у них развита способность к конкретно-действенному мышлению.

Применение моделей позволяет преподавателю достичь оптимального сочетания наглядных и словесных методов обучения, снижает затраты времени на изучение материала, повышает уровень усвоения знаний и умений, позволяет развивать и совершенствовать комплексно-методическое обеспечение кабинета, формирует у обучающихся активное техническое мышление - это в комплексе приводит к формированию и развитию нового типа высококвалифицированного специалиста.

Первые модели и макеты по торговому оборудованию в нашем училище были разработаны и выполнены в 1996 году. Они не отличались высоким техническим уровнем выполнения и служили в основном отображением внешнего вида натурального оборудования (горки, кофе-автомат, касса), (приложение 1).

В процессе работы в этом направлении (на основе накопленного опыта) качество вновь создаваемых моделей заметно улучшалось. К выполнению этих работ мы стали привлекать ребят из “металлических” групп: электромонтеров, станочников, слесарей-механиков по ремонту сложной бытовой техники. Это позволило расширить технические возможности выполняемых образцов: модель овоскопа, выполненная в 2002 году, электрифицирована, что позволяет продемонстрировать процесс определения качества яиц в полной мере (приложение 2). Модели холодильного прилавка и холодильного шкафа также оснащены системой подсветки и имеют высокую точность выполнения отдельных деталей и узлов, схемы их расположения и соединения. Это позволяет наглядно продемонстрировать устройство и принцип действия холодильного оборудования (приложение 3).

Модель конвейера КЛП-5 позволяет хорошо продемонстрировать процесс выполнения погрузочно-разгрузочных работ в торговых предприятиях (приложение 4).

Хорошо известно, что обучающиеся отличаются друг от друга по умению сдавать экзамены. Не секрет, что добросовестных занятий, природных способностей и хорошего знания материала не всегда достаточно для того, чтобы успешно справиться с экзаменами. Могу привести немало примеров, когда хорошие ученики с прочными знаниями дают на экзамене внезапные срывы, а “середнячки” получают отличные отметки. Объясняется это прежде всего тем, что экзамен - не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. У учеников перед экзаменом возникает чувство тревоги: одни ребята сосредоточенно долистывают учебник, припоминают отдельные вопросы и строят ответы к ним, то есть приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности. Другие, напротив, суетливо листают учебник, торопливо спрашивают у друзей и не слушают ответы; когда берут билет, порой не могут даже прочитать вопросы. Особую группу составляют дети с физическими недостатками (дефекты речи, слуха и т.д.). Они, кроме стресса от предстоящего экзамена, испытывают страх быть непонятыми из-за своих особенностей, иногда, зная прекрасно материал, они просто отказываются отвечать.

Для снятия стрессового состояния и создания максимально комфортных условий двум последним группам обучающихся целесообразно предложить вместо ответов по билетам изготовление и защиту модели или макета.

Последние несколько лет у нас в училище широко применяется защита реальных дипломных проектов по профессиям, связанным с металлообработкой. Проведя анализ этой формы сдачи экзамена, мы пришли к выводам:

1) при сдаче экзаменов в форме защиты творческой работы объем требуемых знаний намного шире, чем предложенный в билетах;
2) используются не только теоретические знания, но и практические умения и навыки;
3) развивается техническое мышление и творческая активность:
4) снижается уровень тревожности при сдаче экзамена;
5) вырабатывается чувство самоконтроля и повышается уровень самооценки.

Опираясь на эти выводы, последние 2 года такую форму сдачи экзаменов мы практикуем и в группах, обучающихся профессиям, связанным со сферой услуг. И считаем, что эта форма аттестации имеет право на существование наряду с традиционной.

Опыт этой работы обобщен в статьях моих коллег в журнале “Образование. Карьера. Общество” № 2, 2003 г. стр. 47-49: “Итоговая аттестация выпускников НПО: пришло время обновления форм контроля?”, автор Молодых Татьяна Андреевна и “Выполнение реальных дипломных работ - один их путей творческой технической деятельности обучающихся”, автор Лопатченко Сергей Иванович.

В заключение хочется отметить, что такая форма работы с обучающимися как разработка и создание моделей приносит массу положительных эффектов: позволяет закрепить теоретические знания практическим применением; достигается оптимальное сочетание словесных и наглядных методов обучения, формируются у обучающихся чувство уверенности в себе, гордости за выполненную работу; повышается уровень мотивации обучения; происходит активизация творческой, поисковой деятельности, которая в принципе не имеет границ.

Но необходимо помнить, что применение технических средств не должно носить преобладающий характер, быть самоцелью. Технические средства играют хотя и важную, но вспомогательную роль, соответствующую их целевой установке. К сожалению, это требование не всегда выполняется, излишне частое применение пособий, без достаточного основания разрушает целостность учебного процесса, отвлекает обучающихся от основной цели урока.

Для эффективного применения технических средств обучения необходимы следующие условия:

- педагогическая целесообразность применения;
- умение обучающихся быстро перестраиваться на работу с пособиями с последующим переключением на другие виды учебной деятельности;
- простота устройства, эксплуатации, надежность и безопасность моделей и макетов;
- экономическая целесообразность применения.

Организация учебного процесса с систематическим применением макетов и моделей требует от преподавателя вначале значительных затрат времени и усилий. Однако в дальнейшем, по мере совершенствования оснащения моделями и макетами, по мере накопления опыта в методике их использования, эти затраты окупаются значительным облегчением проведения учебных занятий и повышением эффективности обучения.

Список литературы:

  1. Вайсбург А.А. Формирование у учащихся ПТУ устойчивого интереса к избранной профессии. – М.: “Высшая школа”, 1989.
  2. Батышев С.Я. Интенсификация теоретического обучения в профтехучилищах. – М.: “Высшая школа”, 1990.
  3. Новиков А.М. Применение технических средств в процессе производственного обучения. – М.: “Высшая школа”, 1979.
  4. Наин А.Я. Формирование и развитие технического мышления учащихся. – М.: “Высшая школа”, 1983.
  5. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М.: “Высшая школа”, 1986.
  6. Журналы “Школа и производство”, № 3, 1994, № 4, 1997.
  7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: “Просвещение”, 1991.
  8. Бабанский Ю.К. Журнал “Народное образование”, № 7, 1991.
  9. Журнал “Образование. Карьера. Общество”, № 2, 2003.