Урок литературного чтения по теме "Сказка В.А. Сухомлинского «Пусть будет и соловей, и жук»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;
  • совершенствовать навык чтения;
  • развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;
  • развитие творческих способностей детей.

Презентация

1. Вступление.

- Здравствуйте, ребята!

Очень важно нам, ребята,
Хорошо уметь читать.
А ещё важнее, дети,
Прочитал что – понимать!
Ну, а чтобы всё понять,
Нужно думать, рассуждать,
Быть внимательным, усердным
И друг другу помогать!

(Брощук А.Р.)

- А что ещё нам понадобиться на нашем уроке для того, чтобы у нас всё получилось?

- Очень важно, ребята, с каким настроением вы пришли на урок.

- Сегодня осенним днем к нам заглянули солнышко и тучка. Попробуем определить, с каким настроением вы пришли на наш урок. Если оно у вас хорошее, то пусть засияет солнышко, а если наоборот, то пусть проплывет тучка. Покажите. (дети показывают модели солнышка и тучки)

Анализ настроения и вывод, в зависимости от поднятых изображений.

2. Подготовительная работа

- На каждом уроке чтения мы с вами отправляемся в путешествия. А где мы уже с вами побывали вместе с героями прочитанных произведений? (в лесу, в школе и т.д.)

- Сегодня, ребята, я вас приглашаю в очередное путешествие. Попытайтесь отгадать, куда мы с вами отправляемся.

(Показывается изображение сада, включается аудиозапись звуков)

- Итак, куда же мы с вами попали? Как догадались, что это сад? А кто из вас был в саду? Расскажите об этом.

- А в нашем саду, в который мы попали сегодня, произошёл очень интересный случай. Об этой истории рассказал нам Василий Александрович Сухомлинский. (Показ портрета автора). Он был русским писателем и педагогом. Прочитаем хором его фамилию и имя.

- Назовите имя и отчество писателя, его фамилию. Её нужно запомнить.

- А вот кто стал героями истории, которую рассказал Василий Александрович Сухомлинский, предлагаю вам отгадать самим.

- У вас на партах лежит листочек с загадкой, прочтите её самостоятельно.

После, один человек читает вслух, а остальные ученики сопровождают его чтение глазами.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)

(Показ изображения соловья)

- Прочитайте это слово орфографически, так как оно написано. А теперь орфоэпически, в соответствии с нормами произношения.

- Как вы догадались, что это соловей? А что такое трели?

Трель – это переливчатый звук. Что знаете о соловье?

- Предлагаю послушать настоящую соловьиную трель?

(Включается аудиозапись)

- На что похожа песня соловья? Как она звучит? ПЕРЕЛИВЧАТО.

А пока мы с вами слушали соловьиные трели, в нашем саду распустилась красивая ромашка. (изображение на доске). Она поможет нам узнать про второго героя истории. На лепестках ромашки находится информация об этом герое. Прочитаем по цепочке. (К доске выходят по одному ученику и читают информацию).

Информация:

  1. Это насекомое.
  2. У него 6 лап.
  3. Он имеет очень сильные челюсти и способен перегрызать толстые корни.
  4. Он очень сильно гудит при полете.
  5. Летает вечером, после захода солнца.
  6. Тёплым днем, весною, в мае,
    Каждый про меня узнает.
    Я не муха, не паук.
    Я жужжу! Я – майский ... (Жук)

- Какая информация помогла догадаться, кто является вторым героем?

(Показ изображения)

- Посмотрите наш жук очень красивый, но он молчит, давайте оживим его. Как это можно сделать? Давайте пожужжим.

- Ну, вот пришло время нам с вами заглянуть в сад и узнать, какой случай произошёл с соловьём и жуком.

3. Первичное восприятие.

(драматизация)

4. Краткая последующая беседа.

- Как вы думаете, ребята, что же ответила девочка героям? (Ответы детей)

- Как можно узнать, чем закончилась история про соловья и жука?

- Прежде чем мы ее прочитаем, предлагаю отдохнуть – прогуляться по нашему саду.

Физкультминутка.

Заглянули утром в сад,
А в саду жуки жужжат.
Соловьи летают,
Песни распевают.
Тут вот яблони растут,
Сливы, груши тоже тут.
Пчёлы летают,
Нектар собирают.
Ароматные цветы небывалой красоты
Тут и там распустились,
К солнцу устремились.
Вот какая красота!
Сохраним её друзья.

(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)

5. Перечитывание и анализ.

- Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.

На доске:

пре – крас – на - прекрасна

до – сто – ин – ство - достоинство

спра – ши – ва – ют - спрашивают

жуж - жа – ни – е - жужжание - Что слышите?

не – воз – мо – жен - невозможен

рас – сме - ял – ся - рассмеялся

Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором.

- Теперь мы готовы к прочтению этого произведения. Прочитайте его самостоятельно молча.

- Назовите жанр произведения. Почему так решили?

- Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?

- Ребята, о чем был спор соловья и жука? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами.

- С каким чувством обратился соловей к жуку в начале? Какое слово подсказывает в тексте? Что значит с досадой? Кто попробует прочитать? У кого получилось передать настроение соловья?

- Как ответил жук? Найдите у автора. Что значит с достоинством? Попробуйте прочитать.

- Как отреагировал соловей на слова жука? Какое слово нам помогает это понять. Найдите в сказке. Попробуйте прочитать. Ребята, а что такое мудрость? (-знание, которое приобретено с жизненным опытом).

- Обратите внимание, каждый раз автор произведения нам подсказывал, с какой интонацией мы должны читать слова героев. В разговоре двух героев, который называется диалогом, слова автора звучать не будут. Подчеркните в тексте только слова героев.

- Прежде, чем разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Сейчас вы все станете актерами. Ребята, сидящие на 1 варианте получают роль соловья, а на втором - жука. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев.

(чтение в парах, у доски 1 пара)

- Мы отрепетировали, как читать слова Соловья, Жука. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.

- Как вы думаете, что произошло дальше с соловьем и жуком, когда они услышали ответ девочки на свой вопрос?

- В каких словах заключается главная мысль текста? Кто их произнес. Найдите в тексте.

- Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете найдется место и жуку, и соловью.

6. Итог

Стихотворение читается заранее подготовленными детьми.

(Чтение стихотворения сопровождается показом земного шара)

Ученик 1:

Все нужны на свете:
И взрослые, и дети;
И жучки, и паучки,
И берёзки, и грибки,
И травинка, и лесок,
Птичек звонкий голосок.
На планете все живём –
Это наш огромный дом!

Ученик 2:

Без травинки нет леска,
А без песни соловья;
Даже маленький жучок
Охраняет наш садок:
Деревьям помогает,
Цветочки опыляет.
Для планеты все важны!
Значит дружно жить должны!

(Потанина Е.В., Брощук А.Р.)

- Пока мы с вами слушали историю про соловья и жука, в нашем саду созрели яблоки. Они бы не появились там, если бы не помощь жука, который опылил дерево, помощь соловья, который охранял дерево от насекомых – вредителей, и помощь девочки, которая собрала эти плоды.

- Герои этой сказки хотят поблагодарить вас за работу на уроке и угостить этими яблоками.

Домашнее задание:

- А кто любит дарить подарки, поднимите руку. Предлагаю сделать подарок вашим родителям: прочитать эту сказку по ролям вместе с мамами и папами, станьте соавторами и придумайте продолжение вместе с родителями.

- Мы сегодня начали наш урок с определения вашего настроения. А какое настроение у этой сказки? Покажите. Почему? Вернемся к нашим – солнышку и тучке. Изменилось ли ваше настроение в процессе урока. Давайте проверим, у кого оно изменилось? Почему? Мое настроение тоже солнечное, потому что мы прочитали такое интересное произведение, потому что мне понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3