Общие проблемы использования информационных технологий в учебном процессе ОУ

Разделы: Информатика, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.

Уже в первых своих контактах с миром информационных технологий подростки встречаются с весьма непростыми проблемами становления профессионализма (охрана права на интеллектуальную собственность, защита информации от несанкционированного доступа и т.п.). Упрощенных, "детских" подходов к решению таких проблем не существует, поэтому раннее становление профессионализма у подростков, осваивающих компьютеры, - это вполне реальный процесс. Обучение должно прививать ребятам навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий. Ученик должен хорошо понимать, что компьютерная графика, анимация, сети, базы данных и т.п. - это его будущее обширное хозяйство, в котором ему нужно управляться, да и придется управляться самому, без наемных программистов.

Компьютерная революция, свершившаяся в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

Компьютер - это орудие познания, инструмент интеллектуального труда. При общении с компьютером объединение профессионального труда школьников с основным учебным процессом достигается наиболее естественным путем, а доступные сегодня разновидности информационных технологий находят прямое применение в школьном учебном процессе.

Формирование культуры работы с информацией подразумевает развитие трех моделей применения информационных технологий в среднем образовании:

1) компьютер – инструмент познания
2) компьютер – инструмент обучения
3) компьютер – объект изучения

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию. Предела развитию интеллекта нет, и человек постоянно на протяжении всей своей истории, изобретает средства “быть умнее” и передает их новым поколениям. Таковы новые информационные технологии (НТИ). Ребенок может владеть ими уже в младшем школьном (и даже дошкольном) возрасте. Но для успеха этого приобщения нужно, чтобы компьютерные средства НТИ стали средствами его деятельности, т.е. средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, художественной деятельности, конструирования и др. Для этого НТИ в школьной системе должны отвечать определенными условиями, быть составной частью школьной дидактики, составлять основу развития новых форм традиционных видов детской деятельности.

Цель внедрения НТИ в школьное образование – формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности к использованию НТИ в своей деятельности. Главный ориентир – ребенок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе. Этот ориентир обязывает к разработке на основе учета особенностей психологических закономерностей развития личности в детстве метода и условий использования компьютерных средств, адекватных этим закономерностям и обогащающих систему дидактики. Происходит обогащение не только внешней деятельности, но и умственного мира ребенка.

Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Информационное образование, которым должны овладеть современные школьники, – это интегративный массив знаний, направленный на изучение проблем, связанных с информатизацией общества, с многообразием подходов к усовершенствованию всего, что нас окружает: естественной среды, искусственно созданного мира техники.

В современных условиях существенно возрастает роль учителя информатики как непосредственного носителя новаторских процессов. В нашей стране достаточным образом расширилось пространство педагогической деятельности, усилилась потребность в педагогах, способных к преобразованию развивающейся социально-культурной среды, к построению психолого-педагогических условий развития личности школьника возможностями образовательной области “Информатика”.

К сожалению, цели и задачи информационного образования учащихся, несмотря на особую привлекательность, не нашли пока должного применения на практике. Процесс внедрения образовательной области “Информатика” протекает в обстановке крайнего осложнения педагогической деятельности в связи с отсутствием в нашей педагогической науке исследований целостной педагогической подготовки учащихся как самостоятельной проблемы; обоснованных подходов к определению содержания информационной подготовки и реализации его в процессе обучения и воспитания в общеобразовательных школах.
Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением парадигмы информационного образования учащихся, поиском новых подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по информатике, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.

Большинство исследователей рассматривают такую подготовку как условие успешного и эффективного выполнения деятельности. Результат подготовки обозначают термином “готовность”. Она является итогом профессионального обучения и самообучения, воспитания самовоспитания. В специальных исследованиях готовность понимается как психологическое состояние и качественная характеристика личности. В широком смысле “готовность к определенному виду деятельности” – это мотивированный данным видом деятельности комплекс качеств знаний, практических умений и навыков, состояний и отношений, необходимых для достижений социально значимых целей, результатов.

Понятие “готовность к выполнению какой-либо деятельности”, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Некоторые исследователи трактуют психолого-педагогическую готовность как подготовленность (М.И. Дьяченко, Н.А. Кандыбович, В.А. Крутецкий, В.И. Соколов и др.), под которой они понимают устойчивую характеристику личности и деятельности, целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные переменные, адекватные требованиям содержания и условий деятельности.

Есть и другие подходы к определению понятия “готовность к выполнению какой-либо деятельности”: она определяется как условие успешного выполнения деятельности, как избирательная активность, настраивающая организм, личность на будущую деятельность; рассматривается не только как предпосылка, но и как регулятор деятельности. В целом, в теории педагогического образования компетентность рассматривается как необходимое условие готовности учащихся к профессиональной деятельности, как необходимая составляющая информационно-функциональной компетентности учащихся общеобразовательных школ.

В научных трудах, словарях есть понятие “информационная компетентность” и “функциональная компетентность”. Но не удалось обнаружить определение информационно-функциональной компетентности. Анализируя содержание предыдущих понятий, можно сказать, что:

  • функциональная компетентность – способность человека применять имеющиеся базовые знания во всех сферах жизнедеятельности;
  • информационная компетентность – способность человека применять информационные технологии для хранения, применения и передачи информации;
  • информационно-функциональная компетентность – способность человека применять базовые знания во всех сферах жизнедеятельности с применением современных информационных технологий.

Таким образом, информационно-функциональную компетентность школьника можно определять как интегративное личностное новообразование, имеющее сложно структурированное содержание, представленное базовыми знаниями, умениями и навыками в области информатики и наличием способности человека оперировать ими, а также применять информационные технологии для хранения, переработки, применения и передачи информации.
Цель курса информатики - помочь учащимся убедиться в том, что эта наука в своем развитии прошла путь от прикладной отрасли, ограниченной задачами документоведения и информационно-поисковых систем (от простейших механических до электронных), к научной дисциплине. Информатика как наука просто не могла бы развиваться, если бы ее методами и средствами не решались самые разнообразные задачи в жизни мировой науки - как для естественнонаучных, так и для гуманитарных областей знания.

Полученные знания и умения в области компьютерных технологий помогают ребятам усваивать в органическом единстве естественнонаучные и гуманитарные знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий, развивать критическое мышление, адаптироваться в современной жизни и сделать правильный профессиональный выбор.

Список литературы.

  1. Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10 – 11. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
  2. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. М.: Владос, 2002.
  3. Под ред.Циркина С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Питер, С-П: 2001.
  4. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. Владос, М.: 2004.