Укрепление дидактических единиц как методика преподавания физики в условиях модернизации общего среднего образования

Разделы: Физика


Происходящие изменения в системе образования все в большей степени ориентируют современную школу на развитие личности каждого ученика с учетом индивидуальных способностей, собственных мотивов и ценностных установок. Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения. В моей практике решением этого вопроса является внедрение в процесс обучения физике технологии УДЕ П.М. Эрдниева. (Эрдниев Пюрвя Мучкаевич – академик РАО, заслуженный деятель науки РСФСР).

УДЕ представляет собой систему крупноблочного построения программного материала, согласно которому, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц этого содержания. При этом, укрупненная единица определяется не объемом выдаваемой информации, а именно, наличием связей – взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных, аналогичных, деформированных, трансформированных и т.д. задач. Весь теоретический материал делится на логически завершенные единицы и изучается не по отдельным параграфам, а целиком: сначала – понятие, затем закономерности между ними и их практическое применение. При этом основной материал повторяется на каждом уроке, что способствует его лучшему запоминанию. В конце каждого блока проводится обобщающий урок. Основная цель таких уроков – это установление связей между отдельными понятиями, явлениями, законами, теориями. Причем обобщение фундаментальных знаний можно осуществлять на разных уровнях, разными способами. Здесь очень эффективными бывают опорные конспекты.

Теоретически в работе учителя по данной технологии можно выделить 3 этапа:

  1. этап обобщения;
  2. этап укрупнения;
  3. этап фиксирования созданной структуры содержания.

На первом этапе выявляются основные дидактические единицы знаний (понятия, факты, явления, правила, законы и т.п.) и устанавливаются связи (логические, ассоциативные, эмоциональные, формальные) между ними, которые в свою очередь являются такими же значимыми дидактическими единицами.

Второй этап предполагает укрупнение дидактических единиц (единовременное изучение взаимосвязанных тем, понятий, законов и т.п.).

Третий этап – фиксирование укрупнения дидактических единиц в виде знаково-символьных структур, матриц, опорных конспектов, блоков-схем и т.п.

Например: при изучении главы “количество теплоты” материал представляется в сжатой форме, как опорный конспект и содержит формулы для вычисления, графики зависимости количества теплоты от температуры при нагревании и охлаждении, при плавлении и отвердевании, при парообразовании и конденсации, при сгорании одновременно. На первом же уроке раскрывается содержание этого конспекта со всеми взаимосвязями и составляющими. Последующие уроки – это уроки формирования и совершенствования ЗУН: уроки решения задач прямых и обратных, практические и контрольные работы, а также зачеты. При таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, для усвоения знаний требуется меньше времени, учитель более творчески овладевает новыми приемами преподавания. По-своему видит структуру содержания учебного материала.

В психологии обучения существует понятие “обратимость ассоциаций”, под которым понимаются двусторонние переходы между взаимосвязанными понятиями, суждениями, представлениями. Ценными в развитии мышления является решение обратной задачи. В 7 классе на тему: “взаимодействие тел” решается задача: Каков объем куска гранита массой 810 г.? Плотность гранита составляет 2700 кг/м3. решив прямую задачу, учащиеся сразу же формулируют и решают две взаимосвязанные с ней, так называемые обратные: “сколько граммов весит кусок гранита, объем которого равен 0,0003 м3”, “какова плотность куска минерала массой 810 грамм, объем которого 0,0003м3”. При решении обратных задач мысль человека движется одновременно от условия к результату и от результата к условию, ищет оптимальные пути их согласования. Такие задачи требуется не только решать, необходимо уметь формулировать, составлять. Наблюдается высокая активность учащихся, их интерес, творческая самодеятельность.

Следующий принцип реализации технологии – самостоятельное составление задач учащимся по схеме:

Основная задача 1 обратная задача 2 обратная задача

Для глубокого изучения физических процессов необходима яркая демонстрация их, которую желательно проводить в максимально доступной для понимания учащихся форме. Укрупненный опыт означает два или больше опытов проводимых с помощью одного и того же набора приборов. В пределах укрупненного опыта удается пояснить аналогичные конструкции (последовательные и параллельные соединения проводников), (получение изображений в их собирающих, рассеивающих линзах), (свободные и вынужденные электромагнитные колебания).

Анализирую свою работу по системе УДЕ, я прихожу к выводу:

  • расход учебного времени сокращается за счет одновременного изучения взаимосвязанных вопросов программы;
  • значительно увеличивается объем усваиваемого материла;
  • активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются память, внимание, мышление, воображение.