Учебная встреча "Жизнь коротка — искусство вечно"

Разделы: Внеклассная работа


Цель встречи: закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • заинтересовать учащихся в изучении мировой культуры;
  • дать возможность проявить творчество в различных видах искусства;
  • сплотить коллектив класса.

Тексты изречений, которыми оформлен зал.

  • “В том-то и праздник настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно” Ф.М. Достоевский
  • “Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа” Б. Ауэрбах
  • “Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат” Леонардо-да-Винчи
  • “Поэзия – музыка души” Вольтер

Звучит музыка эпохи Возрождения.

Ведущий 1:

Искусство – зеркало,
И отразилось в нём всё то,
Что нынешним у нас зовётся днём,
С его заботами, трудами
И зреющими в нём грядущими годами.
Мазок на полотне, слова стихотворений,
Волненье скульптора, певучий взлёт смычка –
Так сохранит наш день для новых поколений
Картина, музыка и точная строка.

Ведущий 2:

Здравствуйте, друзья. Сегодня наша школа представляет собой музей искусства, где состоится встреча с прекрасным и вечным. Почему искусство вечно? Потому что оно отражает жизнь. Потому что всегда есть талантливые люди, которые понимают искусство, знают, ценят его и сохраняют на века. Мы сегодня встречаемся с ними.

Ведущий 1:

Команды эрудитов продемонстрируют знания в области мирового искусства с древних времён до эпохи Просвещения. А помогут нам в этом музы Аполлона. Они представят различные виды искусства и помогут в награждении. Самые активные болельщики могут тоже получить приз. В добрый путь!

Конкурс начинается с музыкальных позывных. Выходят исполнители ролей Мельпомены (музы трагедии) в чёрном костюме с маской трагедии в руке и Талии (музы комедии) в белом костюме с маской комедии в руках.

МЕЛЬПОМЕНА:

Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена. (И.Бунин)

ТАЛИЯ:

Всё было встарь, всё повторится снова,
И сладок нам лишь узнаванья миг! (О.Мандельштам)

Ведущий 2: обращается к болельщикам с вопросами:

  1. Вы, наверное, поняли, что вас приветствовали музы трагедии и комедии. Назовите их имена. (Мельпомена, Талия)
  2. Назовите главного Бога Олимпа (Зевс)
  3. Как звали греческую богиню Земли? (Гера)
  4. Назовите имена богини любви в Греции и Риме. (Афродита, Венера)
  5. Кто автор “ИЛИАДЫ” и “ОДИССЕИ” (Гомер)

Ведущий 1:

Вы показали знания Античной культуры. А теперь предоставим возможность знатокам ответить на более трудные вопросы.

  1. Назовите имена и род занятий всех муз Аполлона – покровителя искусства.
  2. Вы знаете, что прекрасный певец Орфей, о котором сложено столько легенд, мифов, сказаний, написано картин, музыкальных произведений был сыном Аполлона, а кто же из ( муз была его мать?
  3. За три минуты перечислите (запишите) 12 подвигов Геракла.

КАЛЛИОПА:

Все былые страсти, все тревоги
Навсегда забудь и затаи…
Вам молюсь я, маленькие боги,
Добрые хранители мои.

“Молитва” В. Ходасевич

Вопрос: Перед какими богами приклоняется поэт?

Ответ: Перед мышами. В Древней Элладе существовал культ Аполлона мышиного повелителя. Существует связь между словами МУЗА и МЫШЬ. У всех народов с мышами связано много верований и примет. Немудрено, что поэт молился им и пытался их задобрить. Ведь “мыши” это “музы”. А для поэта нет ничего дороже музы-вдохновения.

КЛИО: муза истории выходит со свитком в руке

Ржавеет золото, и истлевает сталь.
Крошится мрамор
К смерти всё готово.
Всего прочнее на Земле печаль
И долговечней царственного слова. (А. Ахматова)

Ведущий 2 обращается к болельщикам:

Как вы поняли, речь пойдёт о вечной книге “БИБЛИИ”. Наверное, вы уже знаете, что БИБЛИЯ самая читаемая книга в мире. Она занимает первое место по переводам, а также первое место по тиражу. Вы знаете многие библейские истории и сможете ответить на вопросы.

  1. Что означает слово Библия? (книга)
  2. Сколько книг в Библии? (77)
  3. Кто является автором Библии? (разные авторы)
  4. Из каких частей состоит эта книга? (Ветхий и Новый Завет)
  5. Что такое ЕВАНГЕЛИЕ? (Благая весть о Иисусе Христе)
  6. Что такое апокалипсис? (часть Библии, где предсказание о конце Света)

Вопросы знатокам.

1. Бытует выражение: “Бог создал человека по Своему образу и подобию”. В БИБЛИИ читаем “И сказал Бог – сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему” – так по чьему подобию Бог создал человека?

Ответ: Бог говорит о себе во множественном числе, потому что он триедин – Отец, Сын и Дух Святой.

2. В БИБЛИИ читаем: “Всему своё время, и время всякой вещи под небом, время рождаться, время умирать; время насаждать и время вырывать насаженное! Время убивать, и время врачевать, время разрушать, и время строить, время разбрасывать камни, и время собирать камни”.

Кому принадлежат эти слова?

Ответ: (ЕККЛЕСИАСТУ или Проповеднику)

Выходит муза пантомимы Полигимния в чёрном костюме с белой короной на голове

ПОЛИГИМНИЯ

Мню я быть мастером,
Затосковав о трудной работе,
Что останавливать?
Мрамора гиблый разбег и крушение,
Лить жеребцов из бронзы гудящей,
С ноздрями, как розы,
И быков, у которых острые рёбра.
Веки тяжелых каменных женщин
Не дают мне покоя…

(П. Васильев “Быть мастером”)

Ведущий обращается к болельщикам.

Поговорим о таких видах искусства, как скульптура и архитектура.

  1. Перечислите шедевры мировой скульптуры и архитектуры Древнего Египта, Греции, Рима, Китая, Месопотамии, Индии.
  2. Назовите знаменитых скульпторов и архитекторов Древних цивилизаций.

Вопросы знатокам:

  1. Перед вами статуя “ДАВИД” – кто скульптор статуи и каков её размер? (Микеланджело, около 5 метров)
  2. Скульптура, как вид искусства имеет несколько видов: – станковая, монументальная, монументально-декоративная, декоративно-прикладная. К какому виду принадлежат эти произведения? (демонстрируются на экране по выбору учителя)
  3. В каком греческом ордере сооружен знаменитый ПАРФЕНОН? (дорический)
  4. Определите стиль архитектурного сооружения (на экране демонстрируются архитектурные сооружения по выбору учителя).

Выходит муза лирической поэзии Евтерпа.

ЭВТЕРПА:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас.
Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплачь,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцает
Её прекрасные глаза.

(Н.Заболоцкий “Портрет”)

Ведущий:

Вы догадались, что следующий конкурс нашей встречи – живопись. Я ещё раз напоминаю, что мы говорим об искусстве определённого исторического периода: с древних времён до XVII века. Поэтому вам легче определиться в этом виде искусства, ограничиваясь рамками этого периода. Вопросы:

  1. Как называется роспись по сырой штукатурке? (фреска)
  2. Автор иконы “ТРОИЦА” (А.Рублёв)
  3. Самый древний вид изобразительного искусства? (наскальный)
  4. Кто написал картину “Сикстинская мадонна”? (Рафаэль)
  5. Самая знаменитая картина Леонардо да Винчи? (Джоконда)

Вопросы знатокам:

  1. Кто из художников жил и творил раньше Тициан или Рублёв? (А.Рублёв – первая четверть XV в., Тициан – XVI в.)
  2. Итальянский художник эпохи Возрождения – мастер колорита? (Леонардо да Винчи)

На сцене появляется муза эпической поэзии Каллиопа.

КАЛЛИОПА:

Бывает так, какая-то истома.
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и тленных голосов,
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается, какой то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов звонов
Встаёт один, всё победивший звук.
Там вокруг его неповторимо тихо,
Что слышно, как в лесу растёт трава,
Как по земле идёт с котомкой лихо,
Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки,
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Ведущий:

Мы уже касались прекрасного вида искусства литературы. Сейчас эрудиты блеснут своими знаниями в поэзии и драматургии.

  1. Что такое куртуазная литература и когда она возникла? Куртуазная (или рыцарская литература) появилась в XII веке во Франции. Прославлялись рыцарские подвиги и дама сердца. Пример: “Тристан и Изольда”
  2. Выдающимся человеком эпохи Возрождения был Шекспир. Он создал английский национальный театр и написал много пьес. Вы знаете “самую печальную повесть на свете – повесть о Ромео и Джульетте”. В чёрном ящике находится предмет, который стал причиной гибели влюблённых, что это? (склянка с ядом)
  3. Что за яблоко попало на пиршественный стол богинь? (Айва)
  4. Звучит песня Д. Тухманова “Из вагантов”.

Вопрос: – Кто автор слов? (Ваганты – бродячие студенты – поэты XII века)

Жюри подводит итоги конкурсов и награждает победителей. Отмечают и болельщиков, которые набрали наибольшее количество жетонов.

СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРУ:

Задания можно изменить, учитывая возраст и программу, по которой обучаются учащиеся. Между конкурсами, желательно, представлять номера художественной самодеятельности.

Оформление зала соответствует тем эпохам, которые представлены на празднике.