Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "День рождения планеты Земля"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование экологической культуры.

Задачи:

  • познакомить детей с флорой и фауной Читинской области;
  • учить видеть влияние человека на природу;
  • познакомить детей с Красной книгой.

Оформление: класс оформлен как полянка в лесу: деревья, насекомые, птицы и т. д.

Музыкальная заставка

На фоне музыки ведущий читает стих Аркадия Кулешова

Одна земля вскормила нас с тобою
И принесла нам солнечные сны,
Мы как подарок унесем с собою
Ее пригорки , пашни , валуны.
Тот ранний луч, который жадно ловим -
Лишь малый отблеск праздничной красы
Лесов, колосьев золотоголовых,
Родных садов и луговой росы.
Когда на первом солнцепеке снова
Сугробы плавит молодой апрель,
Пьянеем мы от запаха земного,
И долго не проходит этот хмель.
Вскормила и вспоила нас с тобою
Одна и та же щедрая земля,
Давай же в песне унесем с собою
Ее пригорки, чащи и поля.

Песня Г. Струве “Моя Россия”

Ведущий:

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Она даёт нам всё необходимое для жизни: плодородную почву, на которой растёт зерно, Луга, реки и озёра, разные полезные ископаемые. Люди не могут жить без чистого воздуха, прозрачной воды, свежей зелени, солнечных лучей. Посмотрите вокруг. Посмотрите под ноги: везде жизнь- таинственная и необычная. Она служит нам, радует нас и удивляет. Но и мы должны её уважать и беречь.

Учащийся:

Мы – хозяева нашей природы  –
Мы – хозяева нашей страны.
Все земные богатства народа
Охранять мы надёжно должны.

Рыбы любят затоны речные
Птицы – воздух, а звери – леса.
Наши степи – массивы лесные –
Это наша земная краса.

Нам моря и озёра знакомы,
Полюбился пшеничный простор.
Мы изучим свои водоёмы
И загадки задумчивых гор.

3. (звучит музыка и на фоне “голос Земли”)

- Здравствуйте, добрые дети ! Я – Земля. И мне радостно слышать ваши слова. Вы задумали доброе дело.

Учащиеся :

- Земля! Земля! Ты услышала нас?! Ты говоришь с нами?

Земля:

- Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не могу переработать столько мусора, сколько разбросал человек; очистить от дыма и гари воздух. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц…

Учащиеся:

- Земля! Земля! Скажи, что же мы должны делать?! (пауза)

- Молчит! Ребята! Надо действовать самостоятельно.

Учащийся:

- А что делать? С чего начинать? Мы ведь не знаем.

Под музыку песни “Звездная страна” входит Маленький принц.

Маленький принц:

- Здравствуйте, дети Земли!

Ведущий:

- Здравствуй! Я кажется, узнала тебя! Ты тот самый маленький принц, который облетел много планет… Ты будешь жить на Земле?

Маленький принц:

- Нет, каждый должен жить на той планете, на которой родился, которую любит! Я слышал ваш разговор с планетой Земля. Она не может обойтись без вас так же, как и вы не проживете без нее ни секунды.

Ведущий:

- Если ты слышал наш разговор, то может быть, ты нам подскажешь дорогу к спасению?

Маленький принц:

- Это не трудно. Представьте, что ваша Земля не одна большая планета, а целая звездная галактика, которая состоит из многих планет. Я могу помочь вам увидеть эти планеты.

Итак, закройте глаза и представьте, что мы летим.

Ведущий:

- Узнать на какую планету мы прилетели, нам поможет кроссворд.

РИСУНОК 1

          р о м а ш к а
        м а к          
    п о д с о л н у х  
    ц в е т ы          
        б е р ё з а    
ш и п о в н и к        
      г р и б          
  з е м л я н и к а    
  1. Белый лепесток, посредине - желток.
    Какой же это цветок? (ромашка)
  2. Он стоит в одежке, как огонь на ножке,
    Станет без одежки шариком на ножке. (мак)
  3. Золотое решето черных домиков полно –
    Сколько черненьких домков,
    Столько беленьких жильцов. (подсолнух)
  4. Нарядные сестренки весь день гостей встречают,
    Нектаром угощают. (цветы)
  5. Стоят столбы белы,
    На них шапки зелены. (березы)
  6. Я на розу так похож, разве что не так хорош,
    Но зато мои плоды всем пригодны для еды. (шиповник)
  7. Стоит лепешка на одной ножке, кто мимо
    Ни пройдет, всяк поклонится. (гриб)
  8. Стоит Егорка в красной ермолке., кто
    Ни пройдет, всяк поклон отдает. (земляника)

Ведущий:

- А теперь пора познакомиться с хозяевами этой планеты.

Березка ( девочка в костюме березы):

О, сколько о березе русской спето!
Но приглядись поближе к ней, родной,
И ты поймешь, по-прежнему поэты
Еще в долгу перед ее красой.

Береза – одно из самых красивых и почитаемых на Руси деревьев. За что, спросите?

Береза – лекарь. Люди используют отвары из почек и листьев. А из древесины изготавливают активированный уголь (показывает таблетки) и деготь, который входит в состав мазей.

Из березы делают посуду, заготавливают веники. И еще много полезных качеств есть у березы, поэтому – берегите меня, я вам еще пригожусь.

Подснежник (мальчик в костюме цветка):

Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи,
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Вы слышали сказку о двенадцати месяцах? Это обо мне. Меня называют еще сон – трава, прострел. Я похож на маленького мохнатого зверька. Чтобы не замерзнуть я отрастил длинные шелковистые волоски. Когда я распускаюсь, то все проснувшиеся бабочки, пчелы летят ко мне. Как и березка, я лечу людей и животных, но я так страдаю из-за своей красоты. Люди любят рвать подснежники. Поэтому мы занесены в Красную книгу.

(Показывает Красную книгу растений)

В эту книгу занесены растения, которые нуждаются в особой защите.

Маленький принц:

- Спасибо, добрые хозяева планеты. Я думаю, что ребята поняли как вам помочь, правда? Кто расскажет?

(ответы детей)

Маленький принц:

- Молодцы! Но нам пора лететь дальше. Закрыли глаза и… оказались на планете Насекомые.

(вбегает ребенок в костюме пчелы, жужжа, делает несколько кругов по залу)

Ведущий:

- Смотрите, ребята, кто это?

Пчела:

- Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы узнали меня. Вы были на планете Растения? Мы - пчелы, тоже там часто бываем. А знаете ли вы, что пчелы живут семьями. Семья состоит из многих тысяч пчел, где у каждой пчелы есть свои обязанности. За лето одна пчелиная семья посещает почти 250 миллиардов цветков. Поэтому пчелы грустят, когда видят людей, рвущих цветы.

Жук:

Я золотистый, маленький,
В земле вожусь весь день.
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень!

Среди нас – жуков, многие питаются растениями. Короеды растут в коре дерева, его личинки проделывают там ходы. Колорадский жук питается листьями картофеля. Но есть и полезные, например, красотел. Он живет на деревьях, охотится за вредными гусеницами. Лесоводы его за это уважают.

Маленький принц:

- Вот видите, удивительное рядом! Нужно сначала хорошо узнать и понять то, что тебя окружает. Пусть каждая ваша встреча с планетами будет для ее обитателей праздником.

Спасибо за гостеприимство, а мы закрываем глаза и отправляемся на следующую планету.

(Планета птиц)

Дятел:

Полетели сверху щепки,
Раздается дробный звук:
Это дятел клювом крепким
Застучал в подгнивший сук.
Я в лесу здесь местный житель
И за лес стою горой.
У меня любой вредитель
Не спасется под корой.

С помощью крепкого клюва дятлы легко добираются до ходов личинок и взрослых насекомых. Наш клюв похож на долото (показывает). А потом длинным клейким, с зазубринами языком, достает насекомых из выдолбленного отверстия. Если в лесу стучит дятел, значит деревья будут здоровы. Недаром же дятла называют “лесным доктором”.

Синица:

Берегитесь, гусеницы,
Непоседу, невеличку,
С желтой грудкой птичку
Как зовут меня?

Правильно, я – синичка. Если дятла зовут “лесным доктором”, то меня “лесной медсестрой”. Я часто работаю с дятлом – выискиваю на деревьях насекомых – вредителей. Знаете ли вы, что синица за сутки съедает столько, сколько весит сама. Зимой я частый гость в вашем поселке. И если, вы, будете угощать меня, то я буду вам очень благодарна и спою песенку.

Учащийся:

- До свидания, обитатели планеты птиц. Мы очень рады будем снова встретиться с вами, а уж подкармливать зимой вас – обещаем!

Маленький принц:

- Но мало знать свою планету, нужно еще и заботиться о ней. Постоянно очищать ее от “вредных баобабов”!

Учащийся:

- Ты ничего не путаешь? У нас в Забайкалье нет баобабов.

Маленький принц:

- У каждой планеты свои “баобабы”! Вот смотрите: это фотографии с вашей планеты. Попробуйте распознать “вредные баобабы”. Сначала их надо узнать, потом очистить от них свою планету!

(Дети рассматривают фотографии и убирают “баобабы” в сторону)

Маленький принц:

- Вы молодцы. Прекрасно справились с этой работой. Но избавить планету от баобабов мало! Надо сделать ее цветущей, поющей га разные голоса. Давайте представим какой будет ваша планета без “вредных баобабов”. А я полетел домой, до свидания, ребята!

Маленький принц уходит, а дети под музыку смотрят слайды

Литература:

  1. Программа “Маленький принц Земли” М.1997.
  2. Встреча инопланетян. Познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста.
  3. Праздник “День рождения планеты”. Автор мне неизвестен.