Родительское собрание во 2-м классе "Педагогика взаимопонимания"

Разделы: Работа с родителями


1. Подготовительный этап:

  • Приглашение родителей.
  • Конкурс рисунков по теме “Папа, мама, я – дружная семья”.
  • Подготовка плакатов:

2. Книжная выставка на тему “Мудрость воспитания”.

3. Музыкальное оформление.

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:

  • Значительным сокращением среднего размера российской семьи,
  • Увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей,
  • Резко сократилась рождаемость.

Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе. Главный вопрос, стоящий перед родителями:

  • как прожить,
  • во что одеть и обуть детей,
  • как их выучить и вылечить.

Все это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д.

При объяснении понятия “семья” толковые словари выделяют такие ее признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный, опыт, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли часто определяют его поступки. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь - творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. В.А. Сухомлинский писал: "Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммунитет против зла, который приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений..." Между тем в практике семейного воспитания часто встречаются моменты, когда родителям хочется, чтобы младший повиновался во всем, причем тотчас же, с радостной готовностью. "А ну-ка, сейчас же!"-и бросай игру в самом разгаре, отходи от телевизора за десять минут до окончания захватывающей дух истории, или не к товарищу, как условились, а куда пошлют. Даже брось уроки и сделай, что прикажут. Нам, взрослым, кажется, что только наши дела заслуживают внимания, что только мы имеем право заявлять о своем дискомфорте, когда кто-то нарушает наши планы. Наша бесцеремонность, наша беспардонность в отношении детей поистине беспредельна. Вспомним, часто ли случалось нам извиниться перед младшим за вынужденную ломку его планов? "Еще чего! Я еще буду извиняться..."

Вот и накапливается у многих детей готовность к мятежу или пока бессильный гнев, но с большим потенциалом разрушительного действия. Ведь и для малыша бывает слишком очевиден наш произвол, отсутствие объективной необходимости именно вот сейчас - сию минуту! - бросить интересное или нужное дело, пусть детское, но его дело. Еще очевидней бывает нелепость требований: "Сначала ешь гарнир, а потом котлету! ", "Держи молоток в правой, а не в левой руке!", "Дружи не с К., а с М.!" Нагромождение ненужных, необязательных, нелепых распоряжений и требований, их противоречивость и произвол обеспечивают хронически негативное к ним отношение, привычный протест и инерцию повиновения. Так избыточностью и неправильностью наших требований и запретов нарушается формирование исполнительности - очень ценного делового качества. Мы часто подменяем исполнительность, как готовность к незамедлительному выполнению объективно необходимого дела, беспрекословным повиновением нашей воле, душевную откликаемость и чуткость - абсолютным послушанием. А как обстоят дела в наших семьях?

Может быть, как в стихотворении “Взрослым”.

Ученик.

Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!

Ах, как мы любим послушных детей! С ними так легко и удобно! Но с ними так же легко и насильнику. Кого же мы растим? Личность, действительно способную к реальной ответственности, или заурядного нарушителя при видимом соблюдении законности? Свободного человека или подхалима, приспособленца? Обретут ли наши дети мужество неповиновения произволу, деспотии, беззаконию? Или станут воплощением покорности? Мы очень часто обрастаем проблемами именно потому, что слепо живем "как все". Не утруждаем себя мыслью, активной и критичной, не хотим пересматривать своих привычек, пристрастий, предпочтений. Вот и растет снежный ком проблем родителей и детей. Сколько матерей встречают своих детей, пришедших с улицы, не только ворчанием, но и криком: "Ты посмотри, на кого ты похож! Я тебе разрешала в лужи лазить? Разрешала?! Ах ты..." И часто скандал обретает осязаемость... А потому дети не спешат идти со двора домой не только из-за игр, но еще из-за ворчания и шума. Сколько скандалов разыгрывается вокруг мокрых штанов, вокруг дырок - следов от сучков деревьев и заборов. Что толку скандалить, создавая напряженность отношений и возделывая почву для вынужденного непослушания: ведь ребенок не может не побаловаться в снегу, не может не лезть в лужу. И разве может вырасти человек, ни разу не взобравшись ни на один забор, на дерево, на крышу сарая? Немыслимо! Родители, понявшие это давно, уже нашли хороший выход: если у ребенка есть парадная одежда, должна быть и рабочая. Если человека выпускают на улицу, чтобы он вкусил радость свободного движения и освоения мира, пусть надевает на него спецодежду. Она должна быть удобной, чтобы не стеснять движений, прочной, доступной стирке. По возвращении с улицы человека учат - весело и серьезно: сложной процедуре вытирания ног и приведения одежды и обуви в порядок. Это входит в привычку, но ее постоянно нужно подкреплять – долгие годы! И не окриком, не только словесным напоминанием, а еще и совместным действием. Ребенка нужно заражать собственной радостью, собственным удовольствием. До сих пор бытует наивное представление, будто "в норме", "по идее" запрет должен вызывать только полный отказ от желаемого. Ничего подобного! Любой немотивированный, необъясненный, необоснованный запрет вызывает этакий зуд - сделать вопреки! А мы хотим, чтобы на ребенка запрет действовал иначе! Иногда родители выражают протест: "Это что же, все разрешать, что ли? Тогда к чему придем?" И здесь опять тот же плен привычной одномерности: запрещать - разрешать. Жизнь человека - не вагончик, который чьей-то волей толкают по рельсам от пункта "можно" к пункту "нельзя". Нам просто пора начать думать. А для начала пересмотреть - что и как мы запрещаем? Понять - почему запрещаем? И заменить голый категорический запрет чем-то другим, что более соответствует познавательной активности вступающего в жизнь человека.

Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал или прощал.

А как (обращается к родителям) в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей?

Высказывания родителей

Как бы вы, уважаемые родители, поступили, например, в следующей ситуации?

Ученик читает отрывок из рассказа Л. Толстого.

“Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Учитель. Как высчитаете, что ответил ребенку отец?

Родители предлагают свои варианты ответов.

Учитель. Отец сказал: “Спасибо, что правду сказал”. Но порой бывает и так, как описано в стихотворении “Ваза”.

Ученик.

Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
“Это к счастью, это к счастью!” -
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
“Ты разиня, ты растяпа” -
Скажут про меня.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”

Сегодня, сидя за партой, где сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Папы и мамы, перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания детей в семье. Расшифруйте их.

У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы.

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится, как человек, как личность.

Выступление психолога

Анализ детских рисунков “Моя семья”

В заключение выступления психолог раздает родителям карточки (визитки):

Уважаемы родители!

Если у вас и ваших детей возникли проблемы…

Если вы перестали понимать друг друга…

Вам стало сложно общаться…

Вы не знаете, как наладить взаимоотношения…

Вам нужна помощь…

Школьный педагог-психолог Позычук Софья Павловна

И социальный педагог Некрасова Елена Вячеславовна

Ждут вас.

Учитель. А сейчас проведем тест

Тест "Какой вы родитель"

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

  Вопросы Баллы
1 Сколько раз тебе повторять?! 2
2 Посоветуй мне, пожалуйста. -
3 Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
4 И в кого ты только такой уродился?! 2
5 Какие у тебя замечательные друзья! 1
6 Не смей этого делать! 2
7 Подумай, может быть можно поступить по-другому. 2
8 Я в твое время! 2
9 Ты моя опора и помощник (ца) 1
10 О чем ты только думаешь?! 2
11 Какая ты у меня умница! 1
12 Как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13 У всех дети как дети, а ты… -
14 Какой ты у меня сообразительный! -

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра - лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.) Если вы набрали 5-6 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности!

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Учитель. А сейчас, уважаемые родители, мы предложим вам решить одну воспитательную задачу.

Дети разыгрывают сценку. На середину класса выходят две ученицы — “мать” и “дочь”. Ребенок, читающий за автора, произносит свои слова с места.

От автора. Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала ее ругать.

Мать (рассматривает тетрадь, тычет в нее пальцем, говорит сердито). Ты что, дурная совсем! Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!

Дочка пытается оправдываться, но сердитая мать не позволяет ей и рта раскрыть. Затем берет ее за руку и уводит.

Учитель. А как вы, уважаемые родители, поступаете в такой ситуации? Мы не требуем от вас ответа. Очень хотелось бы, чтобы среди вас не было таких мам и пап. А; пока ваши дети осваивают разные науки, учатся с желанием, давайте приложим все усилия, чтобы это желание у них не пропало!

Итог собрания

Выдающийся педагог-психолог В.А.Сухомлинский говорил: “Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их”.

Каждый из вас получит в подарок законы жизни в семье. Обсудите их дома, в кругу семьи. Постарайтесь сделать серьезный вывод по данной проблеме.

Заповеди семейного воспитания В.А. Сухомлинского

Не унижай.

Не угрожай.

Не морализируй.

Не лишай ребенка возможности быть самим собой.

Не навреди.

Не бойся признать свою ошибку.

Начинай воспитание с себя.

Верь в своего ребенка.

Помоги ребенку поверить в себя.

Литература

  1. Журнал “Педсовет” №8-2001 г.
  2. Газета “Начальная школа” №40-2001 г.
  3. Справочник классного руководителя. Н.И. Дереклеева, М.,2004
  4. Родительские собрания. Н.И. Дереклеева, М.,2004