Урок по физике "Рычаги. Условие равновесия". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

1. Обучающие

– Познакомить учащихся с основными характеристиками рычага и разъяснить правило равновесия сил на рычаге.
– Сформировать у учеников неформальные знания о понятиях простой механизм, рычаг.

2. Развивающие

– Умение анализировать различные ситуации.
– Умение определять основные характеристики рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы.
– Развивать навыки самостоятельного выведения и применения условий равновесия рычага.
-Умение пользоваться полученными знаниями при решении качественных и расчётных задач.

3. Воспитывающие

– Культура речи
– Воспитание интереса к истории развития физики.
– Взаимопомощь, сотрудничество, работать в коллективе, в паре с другим учеником.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрационный эксперимент, работа с учебником. Решение задач, лабораторная работа, тестирование, объяснение учителя. Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос.

Оборудование: электронный ресурс – мультимедийная установка, презентация “Рычаги”, набор грузов, набор рычагов, штатив, линейка.

План урока

Этапы урока

Время

Приёмы и методы

Средства ТСО на уроке

Средства, использованные при подготовке к уроку

А Начало урока

 

2 мин

Определение целей и задач урока, вступительное слово учителя.

Мультимедийный проектор

Компьютер

В.Повторение, устный

счёт.

5 мин.

Работа по карточкам, у доски, перевод в СИ, фронтальный опрос.

 

Компьютер, принтер.

С. Объяснение нового

материала

15 мин

Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация опытов, их обсуждение, показ слайдов,

заполнение опорной таблицы. Записи в тетрадях.

Мультимедийный проектор, электронный учебник по физике, интерактивная модель.

Компьютер, принтер.

Д. Закрепление,

тренировка,

углубление знаний

 

15 мин

Работа с учебником,

решение задач у доски,

фронтальный опрос.

Лабораторная работа.

Интерактивная модель

Мультимедийный проектор, принтер

Е. Повторение

2 мин

Воспроизведение изученного по слайдам.

Мультимедийный проектор, интерактивная модель.

 
Ж.Контроль знаний

4 мин

Тест (2 варианта)

Мультимедийный проектор

Компьютер, принтер

З. Подведение итогов Домашнее задание.

2 мин

Выставление оценок, Записи Д/з в дневниках.

Мультимедийный проектор.

Мультимедийный проектор,

В. Повторение, устный счёт

Работа по карточкам. У каждого ученика карточки

Учитель задаёт вопросы, такие как (например):

1. Какая величина измеряется в килограммах?

2. Какой буквой обозначается давление?

3. Составьте формулу для вычисления веса тела.

4. Какаю величину можно определить с помощью динамометра?

В это время два ученика решают задачи у доски по карточкам. Смотреть Приложение 1

КАРТОЧКА № 1

Какую работу выполняет двигатель автомобиля на пути 80 метров, развивая силу тяги 6,5 кН?

КАРТОЧКА №2

Определить мощность машины, которая поднимает молот весом 1,5кН на высоту 0,8 метра за 2 секунды.

Устный счёт закончен, Проверяем задачи у доски. Задаю дополнительный вопрос и ставлю оценки тем, кто отвечает у доски.

С. Объяснение нового материала

Содержание нового материала:

  1. Понятие о простых механизмах.
  2. Основные понятия рычага а) точка опоры б) точка приложения силы в) плечо силы
  3. Выяснение условий равновесия сил на рычаге.
  4. Рычаги в быту, природе и технике.

Итак, тема сегодняшнего урока. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. В ходе объяснения материала вы будете заполнять опорный конспект. Он у каждого на столе. Приложение 2

Демонстрация слайда №1

Как вы видите, эпиграфом к уроку я взяла слова древнегреческого учёного Архимеда. Почему он так сказал?

Сегодня на уроке мы попытаемся разгадать и понять его высказывание.

Уже с давних пор при совершении работы человек использует различные приспособления, которые облегчают труд.

Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. Так, например, в Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды.

Демонстрация слайдов № 2,3

Каким способом строители поднимали каменные плиты?

Ответ: Им необходимо было иметь соответствующие приспособления. Простейшим из них является рычаг.

Демонстрация слайда № 4

Во многих случаях в повседневной жизни мы пользуемся такими простейшими механизмами, как:

  • наклонная плоскость,
  • с помощью блоков,
  • используют также клин, винт.

Демонстрация слайда № 5

Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? (Ученик у доски проводит опыт)

Последуем примерам древних Египтян.

Давайте используем в качестве рычага большую линейку.

Первый способ. Мы нажимаем на конец палки и с силой давим вниз.

Демонстрация слайда № 6

Мы преодолеваем вес груза Р – направленный вниз. Сила, с которой мы давим меньше силы Р. Следовательно получаем выигрыш в силе.

Второй способ. Обе силы направлены в одну сторону. Приподнимаем конец рычага. Обе силы направлены вверх.

Демонстрация слайда № 7

Таким образом. Рычаги бывают первого и второго рода. Рассмотрим таблицу сравнения.

Демонстрация слайда № 8

Д. Закрепление, тренировка, углубление знаний.

Давайте измерим плечи сил F1 и F2 по рисунку 149, 150 на странице 138 учебника. (Результаты записать на доске)

Хорошо. Теперь проведём следующий опыт: уравновесим с помощью рычага различные силы. ( Демонстрирую с помощью большого рычага, меняя несколько сил)

При каком условии рычаг находится в равновесии?

Ответ вы должны дать в ходе лабораторной работы.(7 минут) См. Приложение 3

Итак, какой вывод вы сделали из лабораторной работы?

Демонстрация слайдов № 9,10

Условие равновесия рычага было найдено в работах Архимеда.

Ученые древности полагали, что пользуясь рычагом можно получить какой угодно выигрыш в силе. Это предположение и сформулировано в словах, которые легенда приписывает Архимеду:

“Дайте мне точку опоры и я подниму Землю”

Послушаем сообщение об Архимеде. (Доклад ученика)

Демонстрация слайда № 11

Применение рычага Демонстрация слайдов № 12,13,14.

Е. Повторение.

Повторим изученный материал по слайдам. Возврат к слайдам №8,9,10. Демонстрация интерактивной модели Слайд № 15. Приложение модель Рычаг.

Ж. Контроль знаний – тест. Приложение 4 Тесты. Первый вариант решает задание без скобок, а второй – в скобках.

Ответы проверяем по слайду №16

З. Подведение итогов. Домашнее задание. Параграфы 55 ,56.

Сборник задач Лукашик № 728,729,730 (устно) 742, 747,748(письменно)

Демонстрация слайда № 17

Презентация