Способы активизации учебной деятельности в условиях коррекционно-развивающего обучения. Особенности организации групповой работы над анализом стихотворения

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


1. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДТЕХНИКИ, АДАПТИРОВАННЫХ К УСЛОВИЯМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В основе проведения уроков в коррекционной школе для учащихся с отклонениями в развитии лежат три задачи.

В зависимости от того, какие конкретные образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи ставит учитель, различают традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы, в основе которых лежат

-принцип эффективности выбора той или иной формы и
-принцип целесообразности их использования.

Какой же урок можно считать эффективным?

Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:

-понят ли учащимися теоретический материал,
-научились ли применять полученные знания на практике,
-сформировались ли навыки по теме урока,
-проведена ли учителем коррекционная работа,
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Таким образом, эффективность урока - это его результативность.

Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ.

Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приемы традиционного урока строго определенные. Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приемами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приемы коллективной и групповой работы, “мажорный” тон, субъект-субъектные отношения.

Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:

  1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
  2. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
  3. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.

Виды нетрадиционных уроков:

  • урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд,
  • урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие,
  • урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.

ИПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ НА УРОКАХ.

Но, однако же, если нетрадиционные формы проведения уроков как организацию целого учебного процесса нужно использовать не всегда, в разумных пределах, на определенных этапах изучения той или иной темы, следуя принципам целесообразности и эффективности их применения, то использование активных приемов педагогической техники, адаптированных к условиям коррекционно-развивающего обучения и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, является непременным условием проведения современных традиционных уроков у творчески работающих педагогов.

Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.

Особенности использования приемов педагогической техники в коррекционной школе 1.Приемы, используемые на уроках в коррекционной школе, должны решать и учебную, и коррекционную задачу.

2.Умственная активность является основой осуществления коррекционного влияния на развитие школьников. Она формируется с помощью логических приемов, которые направлены на развитие мыслительной деятельности учащихся. Общими признаками для них являются постановка проблемы или познавательной задачи, выделение главного, определение основных понятий. При этом особое значение в усвоении знаний занимают примы сравнения, сопоставления, определения, классификации, установления причинно-следственных связей, обобщения, выводов.

3.Подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами.

Структуирование учебного материала – основной принцип коррекционного обучения.

4.Повторение, не повторяясь, - вариативное повторение. Это необходимо, так как для учащихся характерны трудности в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии.

5.Оречевление любой деятельности – словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей не только к последовательному рассказу о том, что и как они делали, но и почему нужно было делать именно так.

6.Учитывая особенности нарушений внимания (рассеянность, неустойчивость…) ограничиться минимальным количеством отвлекающих предметов (картин, стендов…). Картину вывешивать или открывать тогда, когда она нужна для работы. Если картина вывешена заранее, то в нужный момент активность восприятия снижается.

7.Не предлагать для выполнения сразу более одного задания; большое по объему задание предлагать не целиком, а в виде последовательности отдельных частей, периодически контролируя выполнение каждой части и внося необходимые корректировки (постепенно предавая функцию контроля самому ребенку). Корректировка помогает предотвратить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип.

8.Перед каждым видом деятельности ставить цель. По окончании осуществлять закрепление.

9.В конце каждого урока осуществлять закрепление всего материала, пройденного на уроке.

10.Необходимо комбинировать приемы обучения, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, шла опора на различные анализаторы.

ВЫВОД

а) Каждая форма и прием педагогической техники, примененные на уроке должны исходить из принципов эффективности и целесообразности их использования в условиях коррекционно-развивающего обучения.

б) При отборе той или иной формы, приема необходимо обязательно учитывать уровень познавательных способностей определенного класса, должны учитываться индивидуальные особенности учащихся и осуществляться дифференцированный подход к использованию того или иного приема.

в) Методика использования формы, приема должна быть четко продумана учителем, скурпулезно отработана совместно с учащимися, только тогда она дает положительные результаты для активизации учебной деятельности учащихся и мотивирует их к учению.

2. УРОК ЧТЕНИЯ. 9-й КЛАСС.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ-ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ АНАЛИЗЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ТЕМА: М.Ю.ЛЕРМОНТОВ “ТРИ ПАЛЬМЫ”

ЦЕЛЬ: Выявить проблему, поставленную автором в стихотворении, главную мысль стихотворения через детальный анализ содержания стихотворения (словарную работу, проблемные вопросы, вопросы по содержанию, соотнесение чувств учащихся с содержанием стихотворения, рефлексию, работу по рисунку), организовав работу в группах для вовлечения в активную деятельность всех учащихся класса.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Слава: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сережа: Вас приветствуют учащиеся 9а класса и наша учительница Наталья Ивановна.

Лена: Сегодня на уроке мы побываем с вами в мире творчества М.Ю.Лермонтова.

Вася: Мы вам покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять.

Валя: Попытаемся окунуть вас в мир интересующих нас проблем.

Артем: Поговорим о цене и ценности предметов и явлений.

Никита: На уроке мы попробуем показать еще один вид работы – это разбор содержания стихотворения.

Вита:- Мы постараемся проанализировать стихотворение в группах, выявить главную мысль: о чем хотел сказать автор в этом стихотворении.

Света:- Итак, мы начинаем урок чтения.

I. ПРОБЛЕМА, ТЕМА, ЦЕЛЬ.

Проблема

У.: Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

(-Мы писали сочинения-рассуждения.

У.-О какой проблеме мы размышляли в сочинении?

(- Мы рассуждали о проблеме “Как связаны между собой слова цена и ценность?”)

У.: Давайте обратимся к основным вопросам нашего сочинения:

а) Как вы понимаете значение слова цена?

(Цена – стоимость товара в деньгах,

цена – значение какого-либо предмета или какое значение имеет тот или иной предмет в жизни человека или общества.)

б) Что же такое, по-вашему, ценность?

(Ценность – это что-то очень дорогое, стоит больших денег.

Ценность – это что-то очень важное, необходимое, может быть бесценное, без которого нельзя обойтись.)

в) Как вы считаете, как же связаны эти 2 слова: цена и ценность?

(С одной стороны: ценность – это то, что имеет большую цену, стоит очень дорого.

С другой стороны:- - ценность – это важное, нужное, бесценное, которое невозможно купить ни за какие деньги.)

У.: Значит, на какую проблему нас вывело размышление “ Как связаны между собой слова цена и ценность?”

На проблему цены ценности.

-Как по-другому можно сформулировать эту проблему?

Какова цена чего-то очень важного, нужного, необходимого, без которого нельзя обойтись, т.е. какова цена ценности?

У.: Сегодня мы на уроке продолжим разговор об этой проблеме.

Тема: И знакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Три пальмы” и анализируем его содержание.

Главные вопросы урока: И в конце урока мы попытаемся ответить на 3 главных вопроса:

  1. Чем явилась описанная в стихотворении ситуация для людей и животных?
  2. Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми?
  3. Какова цена совершенного людьми поступка?

II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

У.: А чтобы проанализировать содержание данного стихотворения, я предлагаю организовать работу в 3 группах, чтобы каждый из вас смог высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Давайте вначале вспомним, как мы организуем работу над анализом стихотворения в группах.

ПЛАН АНАЛИЗА СОДЕРЖАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ: (отвечают ученики)

1.Каждый учащийся читает стихотворение “про себя”.

2.Далее мы должны прочитать выразительно стихотворение в группах.

3.Затем найти непонятные слова и выражения:

а) о значении их можно догадаться по контексту (У.: Что такое контекст?);

б) выяснить значение корня, подобрав однокоренные слова,

в) посмотреть значение слова в толковом словаре,

г) обратиться за помощью к учителю.

4. После этого ответить на вопросы (в учебнике, на доске, может дать учитель) или разобрать по строфам (У.: Что такое строфа?), выяснить, о чем хотел сказать автор в этом стихотворении, т.е. выявить главную мысль.

  1. Обратить внимание, с помощью каких слов и выражений автор раскрывает главную мысль.
  2. Ответить на вопрос: что я понял из этого стихотворения.

III. ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ.

У.: А теперь закройте на минуту глаза и попробуйте представить картину, описанную автором в начале стихотворения, и картину, которая предстает перед нами в конце стихотворения.

IV. РАБОТА ПО СОДЕРЖАНИЮ В ГРУППАХ.

Вопросы для обсуждения:

1 строфа.

  1. С каким стихотворением мы познакомились?
  2. .Где произошли изображенные в стихотворении события? Найдите это место на карте.
  3. Что вам известно о климате этих мест?

(Изображенные события произошли на Аравийском полуострове близ Красного моря. Нам известно, что в тех местах на сотни километров простирается пустыня, где отсутствует растительность, живность, вода, вокруг на десятки километров лежат пески Днем в тех местах стоит знойная жара, а ночью опускается холод.)

4.Какие слова и выражения помогают вам понять сказанное?

(Нам помогают понять это такие выражения как бесплодная почва, печальные степи, знойные лучи, летучие пески.)

Как называются такие выражения?

(Эпитеты – это образные выражения, чаще всего состоящие из прилагательного и существительного.)

5.Чем отличалось место в пустыне, описанное М.Ю.Лермонтовым?

О чем далее говорит автор?

(Далее автор говорит о том, что посреди пустыни росли 3 пальмы, между ними пробивался родник, по-другому, ключ, источник.)

Чем он отличается то ручья?

6.Как вы считаете, какое значение имеет такое место в жизни людей и животных, путешествующих по пустыне?

(Это место, где люди утоляют жажду, отдыхают, набирают воду, это островок жизни среди песков, это ценность, необходимая людям и животным.)

7.Как по-другому называется такое место в пустыне, ценность, необходимая среди громады песков? (Оазис)

2 строфа.

8.Что мы узнаем из 2 строфы стихотворения?

(Мы узнаем, что к пальмам подходит караван- это люди и животные, перевозящие грузы, путешествующие по важным делам. И в тени островка жизни они располагаются на отдых.)

9.Каким образом пальмы приветствуют нежданных гостей?

(Щедро поят их студеной водой, предлагают отдохнуть под своей сенью от жары, зноя, усталости, т.е. ведут себя как радушные хозяева.)

3строфа.

10.Что же случилось с наступлением вечера?

(С наступлением вечера стало холодно людям, и они вырубили деревья.)

11.Как вы считаете, почему люди вырубили деревья у родника?

(Им стало холодно.)

12. С кем, по-вашему, сравнивает пальмы М.Ю.Лермонтов?

(Он сравнивает их с живыми людьми.)

13.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Он использует такие выражения, как пали-упали, одежду сорвали-сорвали листья, изрублены тела, т.е. использует слова, когда говорят о живых существах.)

14.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

(Лермонтов говорит о них, как о живых существах, потому что они были как бы живыми, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.)

15.Какое желание возникает в вашей душе после прочтения 3 строфы?

(Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: “Люди! Что вы делаете!”)

4 и 5 строфа.

16.Как развивались дальнейшие события?

(Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.)

17.Что осталось после пребывания людей у родника?

18.Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы?

(Живительный уголок превратился никому ненужное, дикое и пустое место.)

19.Почему же вместе с пальмами исчез и родник?

20.Что вы можете сказать о поступке этих людей?

(Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.)

Почему вы так считаете?

21.А вы оправдываете этих людей? Почему?

22.Что было ценно для этих людей?

(Для них был ценен собственный уют и комфорт.)

23.Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?

24.Чем являлся для путешественников этот оазис?

(Ценностью.)

25.Как обошлись с этой ценностью люди?

(Они уничтожили эту ценность.)

26.Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по своим важным и нужным делам, для животных, перевозящих грузы?

(Цена этой ценности может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, напиться, набрать ее в дальнюю дорогу, иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.)

27.О чем же хотел сказать М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?

(“ Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и другим окружающим вас людям”.)

V. РАБОТА С РИСУНКАМИ. (Учащимся предлагается проанализировать рисунки)

1.Что изображено на первом рисунке?

2.Почему рамочка данного рисунка окрашена в желтый цвет?

3.Что вы видите на втором рисунке?

4.Почему рамочка этого рисунка окрашена в серый цвет?

5.Какова же цена совершенного людьми поступка?

VI. ОТВЕТ НА ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА (ИТОГ УРОКА).

1.Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

(Она являлась ценностью, островком жизни, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.)

2.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми?

(Был совершен необдуманный, безответственный, безрассудный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.)

3.Какова же цена совершенного людьми поступка?

(Оазис являлся ценностью, необходимой, нужной для жизни большого количества людей и животных. А теперь этот поступок может стоить цену жизни другим людям и животным.

Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

(Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.)

VII. ОЦЕНИВАНИЕ

3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД АНАЛИЗОМ СОДЕРЖАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В ГРУППАХ

Представленный урок был организован как детальный анализ содержания стихотворения в группах.

Изучение стихотворений для детей с нарушением интеллекта – это особенно сложный вид работы.

Если содержание текста повествовательного характера более-менее понятно, осознаваемо, то содержание стихотворного текста чаще всего сложно для понимания.

Чтобы сделать данный вид работы для учащихся более интересным, направить их к активным проявлениям в своей деятельности, научить осознанно анализировать стихотворный материал, я задалась целью: как это сделать.

И тогда решила попробовать организовать анализ содержания стихотворения в группах, задействовав принцип коррекционно-развивающего обучения – это принцип продуктивной обработки информации.

1. Для этого в начале был разработан план анализа содержания стихотворения, т.е. четкий алгоритм работы над разбором стихотворения, который мы с учащимися накрепко уяснили и который мы вспомнили в начале урока.

2. Затем, задействовав этот алгоритм, мы совместными усилиями начали анализировать стихотворение, чтобы подготовить почву для работы в группах.

3. После того мы сформировали в классе 3 группы, в состав каждой группы вошли сильный, ведущий ученик, средний ученик и более слабый учащийся для того, чтобы в группе была организована взаимопомощь. Почему была предложена групповая форма работы?

А для того, чтобы при анализе стихотворения активное участие принимали все члены группы в меру своих способностей, в мини-группах есть возможность высказаться каждому, и это является основным правилом работы группы, а при фронтальном обсуждении чаще всего отвечают сильные учащиеся, а слабые отмалчиваются.

4. а) В начале анализа каждый учащийся прочитывает стихотворение “про себя”.

б) Затем читается стихотворение выразительно в группе.

в) Выявляются непонятные слова и выражения и устанавливается их значение: по контексту, окружающим слово словам, по значению корня, по словарю, с помощью учителя.

5. После этого отвечающими разбирается содержание стихотворения, отвечают на вопросы, выясняется главная мысль. Вопросы даны либо в учебнике, либо учителем или анализируется по строфам.

6. В конце обсуждения идет рефлексия: каждый отвечает на главный вопрос: что понял из стихотворения.

7. Наиболее сложные в идейном плане стихи разбираются совместно с учителем, более легкие учащиеся анализируют самостоятельно и совместно с другими группами делают выводы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Сборник №1./ Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”,

2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе./ Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1994.

3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита-Пресс, 1999.

4. Кошкарев О.И. Груздова Т.А. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, их реализация в специальной (коррекционной) школе 8 вида.- г. Боровичи, 2002.

5. Лизинский В.М. О методической работе в школе./ И.: Центр “Педагогический поиск”, 2003.

6. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта./ Методические рекомендации для руководителей и педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.- Сыктывкар, 2004.

7. Развитие и коррекция. № 3, 1998. / Научно-методический журнал. Под ред. Худенко Е.Д.- М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1998.

8. Развитие и коррекция. № 4, 1998./ Научно-методический журнал. Под ред. Худенко Е.Д.- М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1998.

9. Развитие и коррекция. № 5, 1999./ Научно-методический журнал. Под ред.Худенко Е.Д. – М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 1999.

10.Развитие и коррекция .№ 9, 2001./ Научно-методический журнал. Под ред.Худенко Е.Д. – М.: Аналитический научно-методический центр “Развитие и коррекция”, 2001.

11. Селевко Г.В, Современные образовательные технологии./ Учебное пособие. – М.- Народное образование, 1998.

12. Сердюченко О.И. Современные образовательные технологии./ Научно-практический журнал “Завуч” № 2, 2002. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002.