Проект "Современные дети и мир вымысла"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Проект “Современные дети и мир вымысла”

Современная жизнь требует от человека исследовательских навыков и творческого мышления, без этого не обходится ни одна профессия. Поэтому сегодняшнее образование ставит перед педагогом цели и задачи, ориентированные не на усвоение знаний, а на формирование компетентности в различных областях жизни, в частности, умений видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану в процессе решения проблемы и анализировать полученный результат. В многообразном пространстве новых педагогических технологий этим задачам как нельзя лучше отвечает метод проектов. Позитивность данного метода прежде всего в том, что ребенок из объекта образования становится субъектом, а учитель берет на себя функции консультанта, организующего самостоятельную работу учеников. Кроме того, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, их критического и творческого мышления.

Применение этого метода позволяет заинтересовать детей, по-новому организовать работу на уроках. Одним из таких проектов является представленный здесь проект по литературе “Современные дети и мир вымысла”.

Информация о проекте.

Класс: 5.

Время выполнения: 1 четверть.

Дидактические цели:

  • обобщить полученные знания по литературе (5 класс, раздел “Русские народные сказки”);
  • выяснить, есть ли место фантазии в нашей жизни;
  • выяснить, насколько сны и страхи человека связаны с его фантазией;
  • работать над развитием творческих способностей учеников.

Методические задачи:

  • работать над развитием навыков планирования своей деятельности и умения работать в команде;
  • научить школьников обрабатывать результаты анкетирования в виде диаграммы;
  • научить детей с помощью программы Power Point создавать презентации своих исследований.

Основополагающий вопрос: Куда уводит фантазия?

Проблемные вопросы:

  1. О чем мы мечтаем?
  2. Какова роль фантазии в науке?
  3. Какова роль фантазии в различных профессиях?
  4. Почему мы до сих пор читаем сказки?
  5. Откуда берутся сны?

(Список проблемных вопросов можно продолжить: Что такое магия? Чего и почему боятся люди?)

Самостоятельные исследования учащихся:

Интервью “Какова роль фантазии в различных профессиях?”

Анкета “О чем мы мечтаем?”

Наблюдения за своими снами и сопоставление их с тем, о чем думали за день.

Поиск в Интернете информации о магии, научных и религиозных гипотезах о возникновении мира

Опрос родных и знакомых “Чего вы боитесь больше всего?”

План проведения проекта:

Этап

Деятельность учителя и учеников

Время

1

Осознание проблемы

Формулировка основополагающего вопроса

Выдвижение гипотез решения

Формулировка проблемных вопросов

Создание рабочих групп

1 неделя

2

Работа групп над своими гипотезами:
  • проведение анкетирования,
  • интервью,
  • поиск информации в Интернете и других источниках

(учитель консультирует группу или ученика индивидуально)

4 недели

3

Обсуждение результатов, формулирование выводов (учитель работает с каждой группой отдельно)

2 недели

4

Оформление результатов работы в виде презентации, диаграммы, информационного буклета

1 неделя

5

Защита группами результатов исследования, оценка работы групп (деятельность каждой группы обсуждается с классом) Итоговое анкетирование “Было ли мне интересно?”

1 неделя

 Работы учителя.

Презентация проекта. (Приложение1)

Публикация учителя. (Приложение2)

Работы учеников.

Презентация “Какова роль фантазии в различных профессиях” (Приложение3)

Публикация “Откуда берутся сны?” (Приложение4)

В качестве отправной точки реализации проекта можно использовать обобщающий урок по русским народным сказкам “Что за прелесть эти сказки…” (Путешествие по волшебному миру) (программа для школ и классов с углубленным изучением литературы М.Б.Ладыгина, Н.А.Нефедовой, Т.Г.Трениной). (В процессе подготовки урока автор использовал, помимо всего прочего, материалы Фестиваля педагогических идей 2004-2005 г.)

План-конспект урока литературы в 5 классе “Что за прелесть эти сказки…”

(Путешествие по волшебному миру)

Цели:

  1. Завершить рассмотрение II урока волшебства; обобщить полученные знания по теории литературы (фольклор, жанры фольклора, средства экспрессивности, сказка как жанр фольклора, виды сказок); вспомнить прочитанные учениками народные сказки.
  2. Заинтересовать детей, подвести их к мысли о том, что сказка не просто развлекает, а учит людей.
  3. Продолжить формирование умений инсценировки эпизода произведения, навыков работы с художественными средствами (поиска в тексте, определения вида), навыков сравнительного анализа жанров, умений работы в группах.

Тип урока – урок-обобщение.

Оборудование: музыкальное сопровождение (песня “Как много в мире сказок”), кластер с однокоренными словами слова “сказка”, раздаточный материал с заданиями (Приложение5), детские рисунки “Наши любимые сказки”, изображения героев русских народных сказок.

На доске записана тема урока, нарисована дорога с препятствиями (волшебные помощники, выбранные командами, символизируют путь команд по этой дороге).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступление, создание атмосферы, целеполагание.

Звучит музыка (песня “Как много в мире сказок”), ученики в это время по командам заполняют титульный лист раздаточного материала. (Приложение5, лист1)

Учитель: Уроки литературы – необычные уроки, и учебник литературы тоже необычный. Из каких уроков он состоит?

(Из уроков волшебства)

Какой урок мы завершили? Чему он посвящен?

(II урок волшебства. Он посвящен устному народному творчеству)

Сегодня мы еще раз вспомним и обобщим изученное о фольклоре и его жанрах. Особое внимание мы уделим одному жанру. Как вы думаете, какому?

(Сказке)

Наш сегодняшний урок пройдет в необычной форме. Это связано с особенностями жанра сказки. Что нарисовано на доске? Какое отношение этот рисунок имеет к сказкам?

(На доске нарисована дорога, потому что герои многих сказок уходят из дома, отправляются в дорогу)

Зачем герои сказок отправляются в дорогу?

(По разным причинам: что-либо или кого-либо найти, исправить ошибку, выполнить чьё-либо поручение)

Мы сегодня тоже пройдем путь по волшебному миру народных сказок. Как и сказочным героям, путь нам будут преграждать препятствия, которые, я уверена, мы будем легко преодолевать сообща.

III. Изучение темы

1) Выбор волшебного помощника.

Во многих сказках герои, находясь в пути, вынуждены совершать подвиги для того, чтобы преодолевать преграды. Самостоятельно ли они это делают? Кто им помогает?

(Волшебные помощники)

Сейчас вы тоже выберете себе волшебных помощников, которые поведут свои команды по сказочному пути. Для этого необходимо ответить на вопросы.

Кому Иванушка-дурачок говорит:

. . .
Вещий каурка!
Стань передо мгой,
Как лист перед травой!
(Сивка-бурка)

Кто помогал сироте в сказке “Крошечка-Хаврошечка”?

(Коровушка)

Кто сначала съел коня Ивана-царевича, а потом помог ему добыть Жар-птицу, коня, Елену Прекрасную и оживил героя?

(Серый волк)

По чьему велению исполнялись все “хотения” Емели?

(Щуки)

Эта морская жительница из литературной сказки исполнила почти все желания жадной старухи.

(Золотая рыбка)

Итак, все волшебные помощники находятся в начале пути. Отправимся вместе с ними в дорогу.

2)Первое препятствие “Без знаний никуда!”

Соберите слова (Приложение5, лист 2)

Найдите слово, которое пришло к нам из английского языка и обозначает “устное народное творчество”

(фольклор)

Как вы понимаете это выражение?

Почему это творчество устное и народное?

(Оно создано народом и существовало в устной форме)

Назовите словесный вид искусства. Это понятие заимствовано из латинского языка, в котором оно означало “буква”

(литература)

Чем различаются фольклор и литература?

(фольклор – устное народное творчество, литература появилась после возникновения письменности; автор фольклорных произведений – народ, каждый добавляет что-то свое, произведение литературы написал конкретный человек)

Найдите в шифровке жанры фольклора (там же)

Что такое сказка? Если не помните наизусть, посмотрите конспект статьи или словарик.

(сказка – жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности дается наиболее полное, обобщенное изображение мира и живущих в нем людей)

Что такое фантастическая условность, фантастика?

(то, чего не может быт в реальности)

Что такое обобщенное изображение мира?

Важно для сказки, в каком городе, на какой улице живет герой?

(нет, это обобщенное место и герой)

От какого слова произошло слово “сказка”? Назовите однокоренные слова.

(Работа с кластером: открываем спрятанные слова)

Сказать: сказ, сказка, сказочный, сказочный, сказочник, сказитель, рассказ, сказание.

Какие бывают сказки?

(фольклорные и литературные)

Заполнение таблицы (Приложение5, лист 2)

3) Второе препятствие “У каждой сказки герои свои”

На какие типы делятся фольклорные сказки? Расскажите о них.

Волшебные – сказки, в которых действует магия, волшебство, есть волшебные помощники и предметы.

Бытовые – сказки, осмеивающие различные людские пороки и описывающие занятные жизненные ситуации.

Сказки о животных – сказки, герои которых – животные и звери, каждый наделен своей чертой характера.

Задание: распределить героев, изображения которых прикреплены к доске, по типам сказок. Представитель команд по очереди выходят, прикрепляют картинки под названием типов сказок и объясняют свой выбор.

4) Третье препятствие “Эти выразительные книги”

Работа с тропами, средствами экспрессивности (Приложение5, листы 3-4)

Найдите соответствия. Кто быстрее?

Что это за обороты?

(постоянные эпитеты)

Найдите и определите художественные средства в отрывках. (там же)

5) Четвертое препятствие “Покажи свою сказку”

Инсценировка командами отрывка из русской народной сказки; другие команды угадывают сказку.

6) Пятое препятствие “Угадай-ка сказку”

Вопросы задаются командам по очереди

Сказка о короткой жизни и героической смерти хлебобулочного изделия.

(“Колобок”)

Сказка о том, как брат, не послушав сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился.

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Сказка о большом-пребольшом сельскохозяйственном продукте.

(“Репка”)

Сказка о домашней птице, которая несла для хозяев изделия из драгоценного металла.

(“Курочка Ряба”)

Сказка о мошеннице-лисе, обманом завладевшей частной собственностью зайца.

(“Зайкина избушка”)

Сказка о том, что бывает, если не послушаться родителей и забыть про брата.

(“Гуси-лебеди”)

IV Вывод

Итак, мы прошли долгий путь, преодолели множество препятствий.

Что мы сегодня еще раз повторили?

(Фольклор, его жанры, сказки, их виды)

Чьи слова мы взяли в качестве темы урока “Что за прелесть эти сказки…”

(А.С.Пушкина)

Как вы думаете, почему он так отозвался о сказках?

Согласны мы с ним?

Сказки интересно читать всегда и всем. Но только ли для развлечения они создавались?

Чему нас учат сказки?

Почему мы все еще читаем их?

Поставьте оценку каждому участнику команды в зависимости от его участия в работе на тех листочках, которые вы заполняли в начале урока. (Приложение5, лист1)

V Домашнее задание

Написать сказку “Как …-царевна за знаниями ходила” (для девочек), “Как …-царевич за знаниями ходил” (для мальчиков)