Смысловые ориентации самостоятельной учебной деятельности старшеклассников

Разделы: Общепедагогические технологии


Формирование творческой, инициативной и активной личности, способной к целенаправленной и сознательно осуществляемой деятельности самоизмененияприоритетная задача современной школы. В связи с этим актуализируется проблема уменьшения роли репродуктивной учебной деятельности и увеличение доли персонифицированного образования, которое отражает гуманистическое направление педагогики. Особое значение приобретает воспитание мотива самообучения, наличие которого обеспечивает успех в дальнейшем продвижении субъекта в системе непрерывного образования.

Исследования показывают, что учебная деятельность школьника – это не только канал формирования знаний и умений, но и средство развития интересов к познанию и практической деятельности, на основании чего, в конечном счете, определяется уровень и качество его подготовленности.

Анализ теоретических источников свидетельствует, что успешность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от личностного отношения человека к выполнению этой деятельности – модальности. Например, психолого-педагогические исследования А.Д. Алферова, Б.Г. Ананьева, М.Н. Аплетаева Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейна, М.И. Шиловой и др. рассматривают ответственность как свойство личности, которое проявляется и формируется в деятельности, в нашем случае – в учебной, а учебная деятельность вслед за В.В. Давыдовым, К. К. Платоновым, С.Д. Рубинштейном и др. – как труд. Исходя из этого мы определяем учебную деятельность как информационно насыщенный процесс изменения субъекта деятельности: превращение его из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими. Одной из важнейших составляющих рассматриваемой нами системы обучения является воспитание ответственности школьников к учебной деятельности, которая, к сожалению, сегодня является недостаточной. Ученики старшей школы ещё не могут самостоятельно контролировать ход своей учебы, систематизировано и напряженно трудиться. У части из них отсутствует осознание социальной значимости учения, с одной стороны, а с другой – его сущностной характеристики. Повышение уровня ответственности у школьников потребовало перестройки учебного процесса школы: учета индивидуальных особенностей и возможностей каждого лицеиста, предоставления им выбора пути получения знаний.

Учебная деятельность учащихся старших классов средней (полной) школы отличается от учебной деятельности учеников неполной средней школы. В эту школу приходят как правило дети, которые хотят получить высшее образование, а это в корне меняет позицию обучающегося: он становится не просто более или менее добросовестным исполнителем учебных заданий, а пытливым, любознательным исследователем в области знания, выбранной для своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому учебный процесс в полной средней школе строится таким образом, чтобы создать ему необходимые для этого условия. В связи с этим, одной из составляющих рассматриваемого нами направления является научить старшего школьника активизировать свое самостоятельное мышление.

За время обучения в школе старшеклассник приобщается к науке, овладевая методами и приемами самостоятельного усвоения знаний с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в следующем учебном заведении. Однако переход на более высокую ступень обучения не для всех является легким, понятным, сразу принимаемым. Исходя из этого, большое значение в средней (полной) школе приобретает овладение умением культурой умственного труда, которая включает в себя следующие слагаемые:

  • культуру слушания, культуру чтения, культуру конспектирования;
  • культуру владения приемами творческой переработки информации;
  • культуру подготовки сообщения и культуру устного выступления;
  • культуру использования времени.

Очень важным аспектом сегодняшнего образования является то, что необходимо дать ребенку возможность, не испытывая стресс, страх перед определенным уроком, получить качественные знания. Это соответствует гуманному подходу, разрабатываемому в настоящее время в системе образования. Исходя из вышесказанного, нами был создан проект организации учебной деятельности школьников в процессе персонифицированного обучения (см. рис. 1). (Данный рисунок, вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи)

Цель проекта: создание учебно-методического комплекса по изучению общественно-научных дисицплин для учащихся старших классов, в качестве организации персонифицированного обучения.

Задачи проекта:

  • создание условий, обеспечивающих внедрение учебно-методического комплекса по изучению общественно-научных дисицплин для учащихся старших классов, как средство организации персонифицированного обучения;
  • разработка мультимедийного обеспечения образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

  • реформирование традиционной структуры урока;
  • повышение качества знаний обучающихся на основе внедрения в учебный процесс учебно-методического комплекса по предметам общественно-научного цикла;
  • изменение ведущей роли учителя в организации учебного процесса и увеличение доли самоорганизации учебно-познавательной деятельности школьников в ходе работы по учебно-методическому комплексу;
  • внедрение технологии развития отношений сотрудничества в системе «учитель – ученик» посредством использования комплекса приемов создания ситуации успеха на каждом этапе учебной деятельности учащихся (стимулирующее-мотивационном, операционно-деятельностном, оценочно-результативном) в условиях персонифицированного обучения.

Рассмотрим предложенный проект более подробно. Основными составляющими проекта являются блоки «выбор» и «сотрудничество», предполагающие повышение продуктивности процесса учения (успех). При этом, если педагогическую ситуацию принято рассматривать как составную часть педагогического процесса, характеризующую его состояние в конкретный момент времени, то ситуация успеха понимается как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов «выбора» и «сотрудничества» субъектов образовательного процесса, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную учебную деятельность, обеспечивают положительный эмоциональный настрой на выполнение учебной задачи и адекватное восприятие результатов собственной деятельности.

Достижение ситуации успеха в учебной деятельности возможно при следующих условиях её организации:

  1. Перед началом деятельности следует выяснить психологическое состояние ученика и при необходимости вывести его из возможного дискомфорта;
  2. Предложенное учителем задание должно быть доступным, но трудным (мера нарастания трудности связана с успешным выполнением учеником предыдущего задания);
  3. При организации учебной деятельности следует учитывать индивидуально-типологические особенности школьников;
  4. Учащийся должен приложить усилия для преодоления себя, своего неумения, неопытности, робости;
  5. Если ученик уверен в своих силах и способностях, то затраченные им усилия должны быть замечены и оценены учителем;
  6. Только деятельность, приносящая удовлетворение, несет в себе элементы творчества как созидательного усилия;
  7. Вера в ученика, в оптимистическую перспективу его развития обеспечивает продуктивное учение.

Все эти условия просматриваются в учебно-методическом комплексе, предложенном нами ученику для работы на уроке общественно-научных дисциплин, о котором речь пойдет несколько ниже.

Блок «выбор» предполагает:

  • создание ситуации выбора в учебной работе (деятельность учащегося), которая является педагогически целесообразаной, так как формирует у школьника личную причастность к её выполнению;
  • в условиях свободы выбора происходит объективизация ценностных установок личности, что открывает дополнительные возможности для совершенствования учебной деятельности в зоне «ближайшего развития»;
  • разрешение свободы выбора учеником вида деятельности, его формы, контроля в учебном процессе позволяет выйти на принципиально новый качественный уровень в системе отношений «учитель-ученик», в основе которой лежит передача части педагогических функций ученику, формирование у педагога демократической позиции, утверждающей право обучающегося на собственное мнение и принятие решения;
  • ситуация выбора является одним из необходимых условий и признаков перехода к новому более высокому качеству педагогического труда, обеспечивающего самостоятельность и ответственность школьника.

Вторым блоком, в основе которого лежит единство действий, построенным на взаимоуважении учителя и ученика и приносящим им общий успех, является блок «сотрудничество». Основными составляющими педагогического сотрудничества в учебной деятельности признаются (в соответствии с теорией педагогики сотрудничества): гуманные отношения, трудная цель, свобода выбора форм и методов работы на уроке, самоанализ, интеллектуальный фон класса.

Сотрудничество предполагает перевод учебного процесса с уровня авторитарного педагогического воздействия и влияния на учащихся на уровень личностного взаимодействия и взаимопризнания, что сказывается на организованности и повышения интереса в проектировании и осуществлении учебной деятельности. Одновременно оно способствует проявлению самостоятельности в выборе программы курса обучения (имеется в виду профильное обучение и занятия на элективных курсах), формы персонифицированного обучения.

Долгое время в образовании преобладала, да и в настоящее время, существует знаниецентрическая парадигма, согласно которой есть один субъект – учитель, главный носитель, хранитель и распространитель знания, а не обучающиеся (по смыслу слова «учащие» - себя). Профессор Л.Г. Олех обращает внимание на возникновение при таком подходе к получению образования его недостаточное качество, при этом, соглашаясь с необходимостью максимального внедрения в образовательный процесс собственного творчества учителя, что является важной психологической составляющей. В связи с этим для преподавателя разрабатываются многочисленные пособия, различного вида методические материалы, для него проводятся курсы повышения квалификации и многое другое.

А ученик? Как он оснащен, «вооружен» методическими рекомендациями, методическими пособиями, которые помогут ему стать полноправным субъектом учебного процесса? В настоящее время кроме параграфа домашнего задания, да еще некоторых напутствий учителя к уроку у него ничего нет. Он не представляет всего хода урока в целом, не понимает, какова его доля в этом уроке, не знает того, что задумал учитель, в какой форме, сколько и чего предстоит сделать ему, чтобы получить необходимые знания и желаемую отметку. Может быть, поэтому и случаются такие ситуации на уроке, когда педагогом вроде бы все продумано, а реализовалось не все. Дети не смогли где-то, в какой-то части урока ответить, сказать, сделать так, как предполагал учитель. Происходит это во многих случаях не потому, что ученики не знали тему, а потому, что на уроке надо делать все быстро, а сориентироваться в ситуации не у всех получается, хотя может получиться, но только по прохождении какого-то времени, что и называется обучением в своем темпе. Важно также учитывать, что ученики приступают к работе на очередном уроке, придя после урока предыдущего, и быстро переключиться психологически не могут. Исходя из этого, нужно дать им возможность справиться с возникшими трудностями и спокойно приступить к получению знаний, и главное, с надеждой на успех.

Пытаясь разобраться в поставленной проблеме, ученые А.П. Аношкин, С.И. Архангельская,В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, В. П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Суртаева, А.П. Тряпицына, А.И. Уман и др, разработали направления такой учебной деятельности школьника. Присоединяясь к ним, мы тоже задались целью попробовать найти решение данной проблемы и пришли к выводу: а что, если предложить ребенку встроиться в ход мыслей педагога по уроку, чтобы он понял, какие знания нужно ему приобрести и что от него конкретно требуется на уроке. Назвать это встроение можно поурочными методическими рекомендациями, которые предназначены только ученику. Тем более, что увеличение бюджета учебного времени на самостоятельную работу в колледже, вузе ставит перед школьником, а особенно в старшей школе, проблему её организации, в ходе которой обучающиеся будут самостоятельно осуществлять поиск информации, её структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, а в дальнейшем использовать для решения профессиональных задач.

Наша практика показывает, что, имея предлагаемые рекомендации по каждому уроку, ребенок получает более глубокие знания, у него сохраняется здоровье, возникает желание иметь высокую отметку своего труда, а главное - снимается вариант диалога при ответе на вопрос учителя – почему он не готов к уроку?, в котором происходит разное понимание слова «готов». Одно с точки зрения ученика, а другое с точки зрения учителя. И вот очень часто это разночтение вызывает конфликты. Наши рекомендации призваны убрать эту некомфортную ситуацию и для учителя, и для ученика.

Форма их написания свободная.

Цель: помочь ученику сориентироваться в теме. Дать совет и, при необходимости, пояснить, на что обратить внимание, что не забыть, над чем стоит подумать, может быть, дать алгоритм выполнения того или иного задания и т.д. Написать их необходимо к каждому уроку и выдать желательно сразу на весь учебный год. Вот тогда становится понятна роль учителя и роль ученика в совместном учебном процессе. Эти достигается действительно обоюдный труд по получению знаний. С набором таких методических рекомендаций труд ребенка на уроке облегчается во много раз.

Предлагаем алгоритм создания таких рекомендаций на примере предмета «История России»:

  1. Сообщить номер урока.
  2. Дать название темы урока.
  3. Рекомендовать номера параграфов по учебнику с указанием уровня сложности (1-й уровень креативный – умение ученика сформулировать и доказать свою точку зрения, показать новое решение проблемы и т.п.; 2-й уровень репродуктивный – знание учеником содержания темы и умение её пересказать; 3-й уровень - ознакомительный – при рассмотрении темы этот материал необходимо использовать), а также номер темы по учебному пособию Тирской Е.А.
  4. Ознакомить с планом урока.
  5. Написать обязательный вопрос, который позволит вспомнить полученные знания на предыдущих уроках, а также из всего изученного курса истории России в связи с рассматриваемой темой.
  6. Предложить ученику выполнить аналитическую работу или ответить на проблемный вопрос, в результате которой он получит возможность понять основной смысл изучаемой темы.
  7. Написать хронику событий по изучаемой теме, которую нужно знать.
  8. Подобрать персоналии (основных действующих лиц времени), портрет и описание их деятельности желательно найти дополнительно.
  9. Обратить внимание на список фамилий и имен современников рассматриваемого периода истории с целью представления значимости конкретной личности и других выдающихся людей изучаемой эпохи.
  10. Выделить основные термины темы, которые предполагают работу со словарем.
  11. Произвести написание собственно методических рекомендаций, т.е. советы педагога по подготовке к каждому вопросу плана. Они начинаются с ключевых слов, направляющих мысль в нужное русло. Затем предложить методический прием раскрытия вопроса, которым ученик при желании может воспользоваться, а может и нет. В таком случае он использует свои наработки.
  12. Далее рассмотреть систему (план) хода мыслей ученика, которая по замыслу учителя должна быть продумана и выполнена учеником на уроке. Разобраться в этом ему помогают слова, например, «подумайте», «вспомните», «проанализируйте», «рассмотрите», «учтите» и т.п. Содержательный аспект темы не дается. Однако в наиболее сложных темах, на взгляд учителя, можно дать некоторую дополнительную информацию, обязательно обосновав необходимость её включения в ответ.

Такой алгоритм написания методических рекомендаций можно использовать при изучении каждого предмета, который входит в школьную программу, уменьшая или дополняя количество необходимых положений в зависимости от того, какие знания и какого качества хочет получить в результате от ученика учитель. Однако нужно иметь в виду, что если их пишет учитель начальной или неполной средней школы, то в ходе написания необходимо учитывать психологию школьников разного возраста, т.е., например, поощрять ученика следующими фразами, например:«молодец», «у тебя получается неплохо, работай так же дальше и ты добьешься успеха», «осталось совсем немного» и т.п. Это порождает у детей уверенность в своих силах, увеличивает желание сделать задание лучше, что создает достаточно комфортную обстановку для дальнейшего их самосовершенствования, получения успеха.

Кроме того, такого уровня методические рекомендации создают здоровьесберегающий элемент образования (см. Приложение 1).

Применяя рекомендации в течение пяти лет на уроках истории России, мы получили некоторые результаты работы в старших классах, а именно:

Для учителя:

  1. Являются частью здоровьесберегающей и психологосберегающей составляюшей части урока, т.к. ребенок заранее готов к тому, чтобы воспринять задуманное (подготовленное) учителем к уроку;
  2. Укрепляется сотрудничество учителя и ученика, где важное значение имеет самостоятельная учебная деятельность последнего;
  3. Появляется возможность ведения диалога, совместного погружения в информационную среду;
  4. У детей повышается мотивация приобретения знаний. Ребята стали чаще отвечать на уроке по желанию, а не по журналу, т.к. очень хотят, чтобы их выслушали;
  5. Происходит действительно обучение учащегося в индивидуальном темпе;
  6. Снимается вопрос выставления отметки. Заранее зная, что от него хочет услышать учитель, ребенок готовится получить успех;
  7. Использование при отработке пропущенных уроков (например, по болезни, спортивные соревнования и др.);
  8. Осуществляется связь с родителями, которые теперь имеют возможность проконтролировать домашнее задание по предмету, а также увидеть профессиональный уровень педагога, а отсюда уровень его требований к ученику,
  9. Используются при обучении ученика на дому;
  10. Хорошо зарекомендовали себя и при получении дистанционного иэкстернатного образования;

Для ученика:

  1. Повышается интерес к предмету и усиливается мотивация к его изучению;
  2. Снимается стрессовая ситуация;
  3. Повысилось количество и качество использования на уроке дополнительной литературы;
  4. Появляется возможность отслеживания причинно-следственных связей по изучению рассматриваемого вопроса и всей темы;
  5. Развивается продуктивное мышление;
  6. Определяются «точки соприкосновения», через реализацию которых возможно достижение поставленной учителем цели урока;
  7. Осознается содержание предлагаемой темы, появляется возможность увидеть в ней главное;
  8. Снимается проблема «забывания» того, что было изучено на предыдущих уроках;
  9. Происходит обучение в своем темпе;
  10. Появляется возможность творческого подхода к приобретению знаний, а затем превращению знаний в убеждения;
  11. У ученика осуществляется собственное открытие, получение системы знаний, происходит значительное приращение знаний;
  12. Рекомендации дают ответ на вопрос как получить ученику системные знания.