Урок трудового обучения "Повторяем оригами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить изготовления квадратов разного размера;
  • повторить базовые формы;
  • помочь обучающимся самостоятельно изготовить игрушки оригами по схемам, воспитывать аккуратность и терпение.

Вид учебного труда: Работа с бумагой.

Объект труда: Игрушки «Тюльпан», «Мышка», «Теплоход».

Оборудование:

  • Для учителя: готовые игрушки оригами «Мышка», «Теплоход», «Тюльпан» и схемы их сборки;
  • Для учащихся: цветная бумага разных цветов, ножницы.

Ход урока

1. Вводная часть.

На прошлых уроках трудового обучения мы с вами оказались в одной интересной стране с очень красивым названием. Отгадайте это название.

На слайде показаны буквы в разнобой, дети должны составить слово, и появляется карта Японии. (Приложение 1)

- Что вы узнали о этой стране? (Название столицы, флаг, традиции, некоторые достопримечательности и т.п.)

- Для чего мы отправлялись с вами в эту страну? (Знакомство с уникальным видом искусства оригами).

- Что такое оригами?

- На протяжении нескольких уроков мастер – оригамист помогал осваивать нам это уникальное искусство.

На слайде оригамист. (Приложение 1)

- Мы уже многое узнали, но искусство оригами очень разнообразно и нам предстоит еще много узнать. Сегодня мы отправляемся в обратную дорогу.

2. Основная часть.

- Предлагаю попрощаться с учителем–оригамистом и в благодарность приготовить для него сюрприз. Одним из самых значимых подарков в Японии являются цветы. Предлагаю сделать букет своими руками. Поможет нам в этом искусство оригами.

- Наш букет будет состоять из разноцветных тюльпанов. Вспомним, как делается «тюльпан».

Инструкционная карта (Приложение 2)

- При работе нам понадобятся ножницы. Вспомним технику безопасности работы с ножницами.

1. Самостоятельная работа учащихся. Складывание оригами «Тюльпан».

  • Девочки делают тюльпаны желтого цвета, а мальчики – красного.
  • Ребята, а пока вы выполняете работу, я прочитаю вам хокку – так называется японское стихотворение, состоящее из трёх строк.

Друг к дружке головы склонили,
Как будто в поцелуе,
В моём саду тюльпаны.

(по результатам работы составляется букет).

- Красный и желтый цвета выбраны не случайно, на языке цветов они обозначают признательность, уважение и благодарность.

Физминутка «Тюльпанчик».

- Ну, а теперь пора в путь. А как же нам добраться до родного города. Предлагаю отгадать загадку:

Распрекрасный дворец
по морю плывёт,
Белеет на волнах
гигант…

(Теплоход).

- А знаете, почему мы выбрали для нашего путешествия теплоход? Может, кто-то догадался?

Посмотрите, как будет пролегать наш путь? (Приложение 1)

- Теплоход наш тоже будет необычный. Сделать нам его поможет искусство оригами.

Инструкционная карта (Приложение 3)

2. Коллективное составление плана работы, самостоятельная работа учащихся. Складывание оригами «Теплоход».

- Наш путь будет долгим, а чтобы вы не заскучали в дороге, мастер-оригамист приготовил для вас подарок. Он предлагает вам научиться делать вот такую мышку. А почему мастер выбрал для подарка именно мышь? (выслушиваются ответы детей).

- Оказывается, по восточному календарю Новый год Мыши наступит 7 февраля. И в Японии ещё только готовятся к этому празднику. Учитель-оригамист дарит вам инструкционную карту этой поделки. (Приложение 4)

- Надеюсь, теперь долгое морское путешествие покажется нам не таким долгим. Ведь известно, что за работой время летит незаметно.

Физминутка.

- Предлагаю отдохнуть и набраться сил перед долгим плаваньем.

От берегов Японии отправляемся мы в путь,
Моря и океаны уже давно нас ждут.
Бесстрашный наш кораблик помчится по волнам.
И даже сильный ветер совсем не страшен нам.
Нас ждет любимый город,
И мы к нему спешим.
О наших приключениях
Всем рассказать хотим.

(Брощук А.Р.)

3. Анализ образца, составления плана работы и выполнение работы под руководством учителя; Складывание оригами «Голова мышки».

- Мы так увлеклись работой, что не заметили, как добрались до родного берега. Правду говорят, в гостях - хорошо, а дома – лучше.

- В нашем увлекательном путешествии мы получили много знаний об искусстве оригами. Это уникальное искусство прижилось не только в Японии, но и по всему миру, в том числе и в России. Но наша страна – это одна из немногих стран, где существует Музей оригами. Находится он в столице нашей Родины. Как называется этот город?

- Я думаю, что каждому из нас интересно побывать в этом музее. У нас с вами есть такая возможность прямо сейчас, не выходя из класса, оказаться в таком музее.

- А поможет нам в этом волшебник – Интернет, его еще называют Всемирная сеть.

(Учитель входит в Интернет, комментирует свои действия).

Итог урока.

  • С каким видом искусства мы с вами познакомились?
  • Назовите родину искусства оригами.
  • В каком музее мы с вами побывали?
  • А я предлагаю Вам создать свой музей оригами. И первые экспонаты у нас уже есть - это ваши работы.

- Я хочу поблагодарить вас за работу. Сегодня на уроке вы научились делать только голову мышки. На этих инструкционных картах показано, как можно доделать нашу поделку. Если вам понравилась эта работа, можете продолжить её самостоятельно.

- В заключение нашего урока я хочу подарить вам стихотворение:

Сложу листок бумаги
И уголки загну.
Потом возьму листочек
И форму разверну.
Подрежу и подклею,
Потом опять сверну.
И вот уже журавлика
Ловлю я налету.
А вот кораблик маленький
Качает на волне,
Тюльпан цветёт красивый,
Как нравится он мне!
Что это? Чудо, сказка,
А может волшебство?
Скажу вам, что перед нами
Искусство оригами.

(Брощук А.Р.)