Школьный фестиваль риторики

Разделы: Внеклассная работа


Современная школа ставит своей целью воспитание субъекта социализации: человека, который способен самоопределяться в культуре, занимать самостоятельную и активную позицию в стремительно обновляющихся социальных условиях.

Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательные стандарты называют общеучебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, к которым относится коммуникативная компетентность: способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

В гимназии за счет школьного компонента введен урок риторики с 5 по 7 класс. Главная задача этого предмета - обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Риторика направляет детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, развивает аналитические навыки. Анализируя речевую ситуацию, ребенок учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем он говорит, с какой целью, где, когда и как. Тем самым этот важный предмет помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

Проведение предметных декад в нашей школе стало традицией. А вот школьный Фестиваль риторики был проведен впервые. Цель проведения данного мероприятия: воспитание социально-активной, творческой личности.

Предлагаю программу Фестиваля риторики, посвященного Году русского языка, а также разработку интеллектуальной игры “Дебаты” и викторины “Грамотеи”

План проведения школьного Фестиваля риторики

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственный
1. Оформление сменного стенда

“И мы сохраним тебя, русская речь…”

7 ноября Рук кафедры гуманитарного цикла
2. Серия радиопередач

“Минутка русской речи”

7,8,9,10 ноября Рук радиоклуба
3. Конкурс чтецов

“Цвети, мой край!”

(1-4 классы)

(5-8 классы)

7 ноября,

11.30 (каб. 309)

13.20 (каб.406)

Кл. рук. 1-4 классов, учителя литературы
4. Конкурс чтецов

“Цвети, мой край!”(8-11 классы)

8 ноября

13.20 (каб.406)

Учителя литературы
5. Защита творческих проектов

“Русский язык вокруг нас”

9 ноября

16.20 (каб.406)

Кл. рук. 3-х классов
6. Турнир “Ораторское искусство”

(7-е классы)

7 ноября

(1 -2-й урок)

Учитель риторики Ильева А.В.
7. Тематические перемены

“Говорун-шоу”

9 ноября

1 перемена – 5 классы

2 перемена – 6 классы

3 перемена – 4 классы

Учитель риторики Ильева А.В
8. Интеллектуальная игра

“Дебаты”

(10-е классы)

9 ноября

13.20 (каб.406)

Кл. рук. 10-х кл.

Учитель риторики Ильева А.В

9. Конкурс исполнителей собственных сочинений

(5-11 классы)

10 ноября

11.30 (каб.406)

Учителя литературы
10. Компьютерное тестирование “Культура речи”

(8 классы)

9 ноября

1,2,3,4 перемены

(каб. 209)

Учителя литературы
11. Заочная викторина для учителей “Грамотеи” 7,8, 9,10

ноября

Учитель риторики Ильева А.В
12. Подведение итогов фестиваля. Награждение. 12 ноября

13.20 (актовый зал)

Учитель риторики Ильева А.В

Интеллектуальная игра “Дебаты” по теме “Понятие “национальная принадлежность” - необходимо ли оно в современном мире?”

Цели:

  • развитие и совершенствование навыков логического мышления,
  • устной речи, воспитание способности к работе в команде, терпимости к разным точкам зрения.

Участники: учащиеся двух 10-х классов.

Судьи: учащиеся 11 класса, учителя.

Наглядность:

Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументов. Когда у говорящего нет аргументов, появляются просто мнения.

Д С. Лихачев.

В борьбе идей позволительна резкость суждений, но вполне недозволительна грубость выражения.

Г. В. Плеханов.

Тему дебатов учащиеся узнают за несколько дней до игры. Формируют команды, однако никто из игроков не знает, какую точку зрения он будет отстаивать.

Ход игры

1. Вступительное слово ведущего.

Тема нашего разговора сегодня – “национальная принадлежность”. Насколько важно это понятие для современного человека? Как вы ответите на этот вопрос,

если мы будем говорить о чувстве национальной принадлежности национальных меньшинств (например, ханты и манси в нашем автономном округе) и чувстве национальной принадлежности доминирующей национальности (русские)? Для кого из них это чувство будет более значимым и почему? Кто должен определять национальную принадлежность и что вы думаете о смешанных семьях?

Но прежде чем мы перейдем к обсуждению нашего вопроса, позвольте напомнить вам правила дискуссии:

Каждый, кто хочет что-то сказать, получает слово и имеет право

высказаться до конца, нельзя никого перебивать.

Нельзя что-то утверждать, никак не аргументируя свои утверждения.

Нельзя говорить без связи с тем, что говорили до того, не поняв утверждений и аргументов того, с кем ты споришь.

2. Жеребьевка.

Поскольку это игра - то вам придется защищать точку зрения, может быть не совпадающую с вашим личным мнением.

3. Объявление регламента и правил игры

  • Учащиеся каждого класса обсуждают проблему в течение 5 минут и выбирают представителей в команду. Каждая команда состоит из трех человек.
  • Первым выступает представитель утверждающей команды. Это лицо команды. Он поясняет ключевые термины, представляет основные аргументы (3 минуты)
  • Представитель отрицающей команды высказывает свои аргументы. (3 минуты)
  • Судьи оценивают оба выступления.
  • Вторые участники команд после консультации со зрителями (3 минуты) задают друг другу вопросы по теме, исходя из позиции своей команды, и отвечают на вопросы оппонента.(5-10 минут)
  • Судьи оценивают, как задается вопрос и как дается ответ.
  • Завершают игру выступления третьих участников команды, которые подводят итог обсуждения (3 минуты)
  • Судьи принимают решение и объявляют победителя. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

4. Выступления команд.

5. Рефлексия.

Для того, чтобы поощрить сознательное отношение ребят к участию вдебатах и стремление следовать установленным правилам, ведущий предлагает им оценить проведённое обсуждение, опираясь на такие вопросы:

  • Довольны ли вы дебатами?
  • Что было удачно?
  • Что, по-вашему мнению, не удалось в обсуждении? Почему?

Материалы для проведения заочной викторины для учителей.

В гимназии проходит Фестиваль риторики, посвященный Году русского языка.

Предлагаем вам принять участие в викторине для учителей “Грамотеи”.

1. Сколько букв в русском алфавите? (______) 1 балл

2. Что надо поставить вместо многоточия во фразе:

Для участия в телешоу отобрали… ( трое людей, трое человек, трех человек, три человека) 1 балл

3. Как правильно сказать?

надеть оба туфля, одеть обе туфли , надеть обе туфли, одеть оба туфля

1 балл

4. Выберите правильный вариант.

  • согласно (приказу, приказа)
  • одеть (ребенка, пальто)
  • заплатить (проезд, за проезд)
  • скучать (по вас, по вам) 4 балла

5. Расставьте ударения в выделенных словах

Хочу немного побаловать себя. Что-то давно не пекла тортов. Для торта хорошо бы купить арахис. А я предпочитаю украинский борщ.

Компания премирует лучших сотрудников. Выделены средства для приобретения оборудования. Проследите за обеспечением всем необходимым. 7баллов

6. Подпишите окончание а или ы, где это необходимо

На первом этаже заседали директор_, профессор__. Они выписывали ордер__. Их охраняли сторож__.

На втором этаже заседали бухгалтер__, конструктор__, редактор__.Они подписывали договор__. 8 баллов

При правильных ответах максимум 22 балла

ОТВЕТЫ

1. Сколько букв в русском алфавите? (___33___) 1балл

2. Что надо поставить вместо многоточия во фразе:

Для участия в телешоу отобрали… (трое людей, трое человек, трех человек, три человека) 1балл

3. Как правильно сказать?

надеть оба туфля, одеть обе туфли , надеть обе туфли, одеть оба туфля

1 балл

4. Выберите правильный вариант.

  • согласно (приказу, приказа)
  • одеть (ребенка, пальто)
  • заплатить (проезд, за проезд)
  • скучать (по вас, по вам) 4 балла

5. Расставьте ударения в выделенных словах

Хочу немного побаловать себя. Что-то давно не пекла тортов. Для торта хорошо бы купить арахис. А я предпочитаю украинский борщ.

Компания премирует лучших сотрудников. Выделены средства для приобретения оборудования. Проследите за обеспечением всем необходимым. 7 баллов

6. Подпишите окончание а или ы, где это необходимо

На первом этаже заседали директорА_, профессорА__. Они выписывали ордерА__. Их охраняли сторожА__.

На втором этаже заседали бухгалтерЫ__, конструкторЫ__, редакторЫ__.Они подписывали договорЫ__.

8 баллов

При правильных ответах максимум 22 балла