Сложение и вычитание чисел в пределах 10

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать в пределах 10;
  • повтор состава числа;
  • совершенствование умения решать задачи;
  • развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения;
  • активизация интереса к предмету.

Оборудование:

  • карта путешествия,
  • модель летательного аппарата,
  • изображение героев,
  • сигнальные карточки,
  • карточки с примерами

Ход урока

1. Орг. момент.

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке математики мы полетим в космос (приложение1).

- Скажите, кто первым полетел в космос?

А у нас будет сказочное путешествие, во время этого путешествия мы повторим сложение и вычитание чисел в пределах 10, будем решать задачи, сравнивать числа.

Итак, представьте, что вы оказались в те времена, когда существовали доблестные и отважные рыцари, прекрасные принцессы, мудрые звездочёты и чёрные колдуны. К нам на звездолёте прилетел Звездочёт и сообщил, что случилась беда: Чёрный король похитил прекрасную принцессу Альфу и заточил в замке. Вызвался её спасти рыцарь сэр Ланселот. Но ему одному не справится. Нам нужно помочь рыцарю. Путешествие далёкое, опасное, но интересное. Да и препятствия для рыцаря необычные, в каждом – математическое задание. Поэтому берём с собой только самых смелых, дружных, внимательных и сообразительных математиков.

Запись числа и классной работы.

В тетрадях запишем дату нашего полёта.

Чистописание.

Самое первое задание - задание на аккуратность.

Пропишите аккуратно число 4. Это магическое число, так как нам надо будет успешно преодолеть 4 препятствия.

Устный счёт.

Наш класс – это дружный экипаж, который состоит из трёх команд: команды 1-го ряда, 2-го ряда и 3-го ряда. Задание для команд на ловкость и сообразительность.

Приготовились! Марш!

  • 4-4=...
  • 8+2=...
  • 9-3=...
  • 5-2=...
  • 7-7=...
  • 6-6=...
  • 4+3=...
  • 10-5=...
  • 8-4=...
  • 7-2=...
  • 6+1=...
  • 2+4=...
  • 10-1=...
  • 6+2=...
  • 10-2=...
  • 5+5=...
  • 10-4=...
  • 6+4=...

У каждой команды свой командир.

Командиры в это время проверяют исправность звездолёта и напишут состав числа 7

Остальным я сообщу один секрет, что одна неисправность все-таки есть. Попробуйте её найти и сказать какого числа не хватает. Объясните почему?

На доске:

1 2 3 4 5
2 4 6 8 ?

Проверим как командиры справились с заданием. Приготовили сигнальные карточки. Командиры с заданием справились, к полёту готовы, звездолёт исправен. И чтобы он взлетел надо нажать правильно нужную кнопку. Приготовили карточки с цифрами.

  1. 10=7+?
  2. 9=7+?
  3. 8=7+?

Положили карточки, наш звездолёт взлетел.

Решение задачи.

Наш корабль вышел в открытый космос и сразу первое препятствие – метеоритный дождь.

-Что такое метеоритный дождь?

Чтобы ни один метеорит не задел наш космический корабль надо решить задачу.

На доске: “Мы увидели 7 звёзд, а планет на 6 меньше. Сколько планет увидели?”

Послушайте её.

Прочитаем ещё раз. (Читает хорошо читающий ученик).

- О чём говорится в задаче?

- Известно сколько звёзд?

- Известно сколько планет?

- Что о них сказано?

- Что значит на 6 меньше?

- Каким действием надо решать?

Запишите решение самостоятельно.(1 ученик у доски)

Проверим: 7- 6=1(планета)

Ответ: 1 планету увидели.

Посмотрите: мы действительно увидели только одну планету.

Как она называется?

Физкультминутка.

Выбрались мы из метеоритного дождя и перед нами красивая планета Сатурн. Мы совершили посадку для того, чтобы проверить исправность звездолёта, отдохнуть и посмотреть на эту планету.

Руки - в стороны,

В полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолет.

Сравнение выражения и числа.

А теперь отправляемся дальше. Звездочёт сообщил, что прямо на нас летит комета. Сможем ли мы избежать столкновения? Надо срочно вычислить путь ракеты, кометы и сравнить.

- Что значит сравнить?

На доске:

- С объяснением у доски.

5+5>9

10>4+5

10>9 10>9

- Самостоятельно в тетради.

10-4>4

6>7-3

8. Геометрический материал (устно)

Впереди замок Чёрного колдуна, но его охраняют огромные железные летучие мыши.

Но наш мудрый звездочёт знает тайну, как победить. Летучих мышей можно уничтожить одним предметом геометрической формы, который отличается от других. Посмотрите на метеоритный дождь.

- Какие геометрические формы изображены? Назовите.

- Какая фигура лишняя?

- Почему?

Мы нашли эту геометрическую форму и мыши разлетелись на мелкие кусочки. Путь свободен.

Решение примеров

Мы оказались у ворот замка. Нас встречает коварный Чёрный колдун. Ворота откроются при одном условии: надо найти какие числа пропущены.

Давайте ребята быстрей сосчитаем и освободим принцессу.

-Как называются числа при сложении?

-Как найти 1-оеслагаемое?

-Как найти 2-ое слагаемое?

На доске:

1-ое 4 6 7с 2 3 2 6
2-ое 4с 3 3 5п 3 8и 4
Сумма 8 9б 10 7 6а 10 10о

5 6 7 8 9 10

С п а с и б о

На доске:

8-4=4 6+3=9 10-3=7 7-2=5 3+3=6 10-2+8 6+4=10

Чёрный колдун исчез, ворота открылись. Принцесса сейчас спустится к нам. Посмотрите внимательно, рядом с каждым числом стоит буква. Попробуем составить слово.

-Какое слово получилось?

Принцесса и сэр Ланселот благодарят нас за спасение и помощь.

Итог урока.

Вот и закончилось наше космическое путешествие.

Вы хорошо справились со всеми препятствиями. Что мы вспомнили, преодолевая их?