Исследовательский метод и его роль в изучении истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


«С прошлым не стоит окончательно прощаться... Память должна разрешиться воспоминаниями, как мысль словами».

Д.Гранин

XX век стал одним из самых драматичных в истории.   Сегодня молодое поколение уже забыло то, что было в прошлом XX веке. Поэтому преподавателям истории следует уделить особое внимание вопросам изучения прошлого.     Изучать историю повседневности, жизнь рядом  живущих людей, связь поколений. Изучать это очень хорошо помогает исследовательская деятельность учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время Семейные   мемуары,   переписка,   дневники,   фотодокументы,   старые   вещи   и предметы являются достоверными свидетелями уходящих времён и событий, богатейшими источниками информации для времени настоящего и будущего. Сегодня многие люди становятся    стихийными историками.  Пытаясь понять настоящее,   они   особенно   внимательно   вглядываются   в   прошлое,   становясь самостоятельными исследователями. В таких случаях исследование заключается чаще всего в том, чтобы получить ответы на вопросы, интересующие   человека, связанные   с   какими-либо   событиями   семейной   истории,   истории   города, посёлка, села, улицы, организации т.д.

Такой процесс отображается следующим образом: Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? Какие исторические факты и исторические события? Исследовательский характер такой работы проявляется в поиске материалов, исторических, источников, доказывающих данный исторический факт, и в получении ответов с их помощью на поставленные вопросы. Более сложной исследовательской работой является анализ и интерпретация исторических фактов. Исследовательский характер такой работы проявляется в поиске материалов и   их планировании, анализе и критической оценке, а также визложении их в определённой логической последовательности. Эти небольшие поисковые задачи отражают большинство этапов процесса исследования:

  1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
  2. Выяснение непонятных явлений.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Построение плана исследования.
  5. Выяснение связи изучаемого явления с другими.
  6. Формулирование решения, объяснения.
  7. Проверка решения.
  8. Выводы о применении полученных результатов.

Это более высокий уровень исследовательской работы, позволяющий овладеть элементами научного познания. Уровень сложности исследовательской работы, предлагаемый учителем ученику, безусловно, будет зависеть от возрастных и индивидуальных способностей, а также от уровня сформированности у него самих исследовательских навыков.

Поэтому важно как можно раньше создавать условия на уроках истории для формирования у учащихся навыков работы с историческими источниками. Это позволит накопить соответствующий опыт для проведения учащимися самостоятельной исследовательской работы. При таких видах работы у учащихся формируются ценностные ориентации и убеждения. Это позволяет реализовать не только воспитательную функцию истории, но и учебно-познавательную, так как происходит формирование и закрепление интереса к истории повседневности, истории страны, мира, культуры. Безусловным плюсом исследовательской работы учащихся является развитие их творческих возможностей. Исследовательский метод способен играть решающую роль в развитии творческих способностей учащихся до уровня, обеспечивающего дальнейшее саморазвитие ученика, в зависимости от его природных задатков и усердия. Являясь основным из методов развития творческих способностей ученика, исследовательский метод способствует передаче социального опыта   поколений.    Только изучая    и исследуя мир, ученик    сможет   осознать накопленный   предыдущими    поколениями социальный опыт как результат, процесс, способ и цель деятельности людей. Приобщаясь к материальной и духовной культуре, и реконструируя историческое прошлое в ходе исследовательской работы, ученик более ярко представляет и ощущает связь времён и поколений, то есть реализуется социальная функция обучения истории. Исследовательская работа позволяет улучшить межличностные отношения ученика и учителя, способствует установлению атмосферы сотрудничества между ними. Исследовательская деятельность позволяет ощутить, понять и осознать свои корни, даёт чувство гордости и формирует уважительное отношение к историческим ценностям. Сегодня, когда в истории вопросов больше, чем ответов, роль исследовательской работы значительно возрастает. Она даёт возможность получить более объективные представления о тех страницах новейшей истории, которые сегодня переоцениваются, переписываются, переосмысливаются.