Урок русского языка во 2-м классе по теме "Использование фразеологизмов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, понимать их значение;
  • формировать умение понимать учебную задачу, производить самоанализ, самооценку;
  • обогатить фразеологический запас детей;
  • развивать умение пользоваться различными фразеологическими словарями, фразеологизмами в устной и письменной речи;
  • развивать познавательный интерес детей к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к Родине, к традициям русского народа.

Оборудование:

  • “Универсальный словарь” под редакцией О. Л. Соболевой, 2001 г.;
  • учебник “Русский язык” С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, 2002 г.;
  • Карточки;
  • Русский народный костюм, каравай.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Выходит ученица в русском народном костюме с караваем в руках и читает стихотворение:

    Хлеб душистый, пропеченный,
    С хрупкой спинкой золоченой
    Нам привычен и знаком,
    К нам приходит в каждый дом.
    С хлебом русский человек –
    Богатырь из века в век
    Гостя с радостью встречает,
    Хлебом - солью привечает.

    У. Ребята, а знаете ли вы:

    Откуда произошло это выражение “встречать хлебом – солью”?

    Что оно обозначает?

    Когда его употребляют в речи?

    Выслушиваются ответы детей.

    У. Откуда вы это узнали?

    Д. Из различных энциклопедических словарей.

    У. Как называется это выражение “хлебом – солью”?

    Д. Фразеологизмом.

    У. Почему?

    Д. Оно часто употребляется в речи, стало неделимым, устойчивым.

    У. Верно, молодцы! Давайте прочитаем на стр. 103, как об этом говорится в учебнике.

    У. Да, ребята, фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух русского народа, его история, обычаи. Фразеологизмы делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее, точнее.

  4. Сообщение цели и темы урока.
  5. У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомство с фразеологизмами, будем учиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, объяснять их значение и находить значение фразеологизмов в специальных словарях.

    У. У вас у всех на партах лежит словарь.

    Как он называется?

    Д. Универсальный словарь под общей редакцией О. Л. Соболевой.

    У. Но есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой или “Фразеологический словарь русского языка” А. И. Молоткова. В этих словарях другое строение словарной статьи, так как они специальные.

    У. Как вы будете в случаи необходимости пользоваться универсальным словарем, находить в нем значение фразеологизмов?

    Д. Посмотрим на букву, с которой начинается фразеологический оборот. Вспомним ее порядок в алфавите. Откроем страницу с этой буквой. После значения слов на эту букву, будет отдельный раздел – фразеологизмы.

    У. Каким знаком обозначается в словаре происхождение слов или фразеологизмов?

    Д. Квадратом.

    У. Верно, в случае необходимости вы именно так воспользуетесь словарем.

  6. Работа в учебнике. Актуализация знаний.
  7. У. Работаем на стр. 99 упражнение № 1.

    У. Прочитайте 1 и 2 предложение. В каком из них фразеологизм?

    Д. Фразеологизм находится во втором предложении.

    У. Что он обозначает?

    Д. Обещал.

    У. В каком значении находится фразеологизм?

    Д. Он находится в переносном значении.

    У. Докажите, что в 1 предложении словосочетание “кормила Катю” не является фразеологизмом.

    Д. Слово “кормила”, то есть давала есть, употреблено в прямом значении и его можно заменить другим.

    Аналогичная работа проводится с 3 и 4 предложением.

    Обобщение: Чем же отличается фразеологизм от свободного словосочетания?

    Выслушиваются ответы детей.

    У. Во фразеологизме лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Следовательно, компоненты, то есть слова зачастую нельзя переставлять, заменять, т. о. это устойчивое сочетание слов, которое имеет переносное значение. А в свободных словосочетаниях лексическое значение имеет каждое слово в отдельности, это прямое значение слов.

  8. Физминутка.
  9. У. Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.

  • “Качать головой” (сомневаться);
  • “Взлететь на воздух” (взорваться);
  • “Затаив дыхание” (замереть от восторга);
  • “Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
  • “Задать стрекоча” (убежать, умчаться);
  • “Выбиться из сил” (устать, обессилить);
  • “Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
  • “Стоять как каменный” (неподвижно);
  • “Из угла в угол” (в разных направлениях).

6. Работа с универсальным словарем.

    У. Фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу?

    Д. Слова близкие по смыслу называются синонимы.

    У. И бывают фразеологизмы противоположные по смыслу. Как называются слова противоположные по смыслу?

    Д. Слова противоположные по смыслу называются антонимы.

    У. Сейчас мы поработаем с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами. Работаем по рядам. Первый ряд записывает в тетради фразеологизм “бить баклуши”, второй ряд фразеологизм “за тридевять земель”, третий ряд фразеологизм “ в мгновен6ие ока”, найдите их значение в словаре и коротко, одним двумя словами запишите.

    У. Затем найдите и выпишите несколько других фразеологизмов, которые соответствуют значению вашего фразеологизма, и определите, какие из них являются синонимами, какие антонимами.

    У. Для тех, кто быстро справиться с заданием, на парте есть карточка. Прочитайте задание и выполните его.

    Карточка.

    Задание: Прочитайте, впишите нужные буквы и поставьте знаки препинания.

    …знать значение …разеологизма можно по специальному ..разеологическому словарю прочитать о значении …стойчивых сочетаний …лов можно в “…ниверсальном словаре русского языка” под редакцией О. Л. Соболевой и …нем можно прочитать …значении ..разеологизма.

    Проверка выполнения задания.

    Д.

    1 ряд фразеологизм “бить баклуши” (бездельничать). “Засучив рукава” - антоним, “лодыря гонять” - синоним.

    2 ряд фразеологизм “за тридевять земель” (далеко). “Рукой подать” - антоним, “на край света” - синоним.

    3 ряд фразеологизм “в мгновение ока” (быстро). “Через час по чайной ложки” - антоним, “во все лопатки” - синоним.

    У. Ребята, кто успел поработать с карточкой? Давайте проверим, какой текст у вас получился. Сколько в нем предложений?

  1. Итог урока.
  2. У. Что такое фразеологизм?

    Д. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.

    У. Какие бывают фразеологизмы?

    Д. Бывают фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы.

    У. Для чего в речи используются фразеологические обороты?

    Д. Они делают нашу речь выразительнее, точнее.

    У. Где можно посмотреть значение фразеологического оборота?

    Д. Значение фразеологизма можно посмотреть в специальных словарях и “Универсальном словаре” О. Л. Соболевой.

  3. Самоанализ.

У. Наш урок подошел к концу, и я прошу вас поделиться впечатлениями.

- Зачем нам был нужен этот урок?

- Что вам больше всего удалось?

- Что вы считаете нужным запомнить?

- За что вы можете похвалить учителя?

- Кто хочет сказать сегодня о себе, используя фразеологические обороты?

  • Я молодец, я умница;
  • Я старался (изо всех сил);
  • Не все получилось;
  • Мне было лень (бил баклуши).