Развитие способов социального познания (межличностного познания) подростков на уроках литературы в 6-м классе.

Разделы: Общепедагогические технологии


Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит личность перед необходимостью адаптации к изменяющемуся обществу и деятельности в нём, что и актуализирует проблему социализации личности.

Личность – социальная характеристика человека, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. К структурным элементам личности относят опыт (знания, умения), направленность (мировоззрение, интересы, стремления), индивидуальные особенности(память, культура мышления), каждый из которых связан с активностью. Активность в обучении позволяет ученику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивать коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Социальный опыт формируется в социальном познании.

Начиная с середины 70-х годов, в психологии утвердилось понятие “социальное познание”, которым стали обозначать всю совокупность познавательных процессов, связанных с представлением о социальной действительности. Широкое понимание предмета социального познания затрагивает не только людей, окружающих индивида, но и всю социальную действительность в целом. При этом в социальном мышлении выделяются социально-ориентированные и личностно- ориентированные компоненты.

К первому относят познание социальных ценностей, правовых и моральных представлений об обществе как целостном объекте. Ко второму – представления об интеллектуальной личности, о своём “Я” соотносительно с обществом.

Учёные выделяют следующие особенности рассматриваемого вида познания:

  • Объект познания отражается в образах и понятиях не только своими пространственно-временными характеристиками, но и как личность, т.е. как член социальной группы;
  • Это познание, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций; оно является важнейшим регулятором общения, а общение влияет на знания о людях;
  • Человек - это активный объект познания, своим поведением он, в отличие от бездушных предметов, способен воздействовать на отношение к себе.

Цель данной работы - определение основных психолого-педагогических условий и разработка принципов методики формования способов социального познания. Объект исследования – подростки 6 класса, изучающие курс литературы.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования способов социального познания у учащихся на уроках литературы .

Способы познания – это приёмы идентификации (сравнения), оценка поступков, отношений, характеров героев литературного произведения в различных ситуациях.

Во взаимодействии подростков с другими субъектами создаются условия для самопознания, самосознания и саморазвития личности в общении. Потребность в постижении смысла и значения существования своего Я также являются движущей силой развития самопонимания и понимания других людей.

Школьники лучше узнают себя свои сильные стороны, развивают чувство собственного достоинства, преодолевают страх, неуверенность, что позволяет наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в школе позволяют определить условия формирования социального познания школьников на уроках литературы. Среди них можно отметить психологические факторы.

Прежде всего, это мотивационный фактор, который связан с оценочными способностями человека (Куницына Н.В. и др.)

В работах Рождественской Н.А. (1995 г.), Фролова Н.И.(1997 г.) отмечается возрастная особенность подростков: выраженная направленность на другого человека, интерес к нему, сопереживание и проникновение во внутренний мир другого человека.

Следующим условием является подход к литературе как носительнице психологического знания. В трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплых, А.Н. Леонтьева, И. В. Страхова выдвинута идея психологического содержания в литературе, которое оказывает воздействие на читателя. По мнению А.Н. Леонтьева, “искусство ... отвечает задаче открытия личностного смысла реальности” М.А. Степанова в работе “Психологическое лицо литературы” называет литературу своеобразной психологической практикой, когда соответствующее влияние на человека оказывает писатель, который использует при этом свои художественные методы.

Проблемы у человека существовали всегда и художественная литература, в силу наличия психологического содержания выступила как одно их возможных средств их разрешения.

М.А. Степанова выделяет в творческой деятельности школьников на уроках литературы психологические единицы анализа закономерностях протекания мыслительной деятельности: переживание, поступок, характер.

По мнению Л.С. Выготского, переживание представляет собой простейшую единицу изучения личности среды. О.С. Никольской, Ф.Е. Василюк используют термин “переживание” для “обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удаётся перенести те или иные жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией”. В литературном образовании переживание развивает сочувствие, понимание, взаимопонимание, взаимоотношения, способствует оценке своего поведения и другого. Поступок как психологическая единица представлен в трудах С.Л. Рубинштейна. Он рассматривает поведение человека как совокупность поступков, иначе говоря, таких действий, в которых “ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали”. А.Н. Леонтьев назвал началом личности первые активные и сознательные поступки.

Ещё одной психологической единицей выступает характер. И.В. Страхов обнаружил в произведениях Л.Н. Толстого индивидуальные и типичные черты характера, проявляющегося в разных формах поведения. Исходя из вышесказанного, определены подходы к методике работы.

1. Психологиче6ское обоснование содержится в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева,

В.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Г.Е. Залесского, Н.А. Рождественской. Они описали этапы усвоения знаний , формирование умственных действий и способов социальной ориентировки учащихся:

1) этап мотивационной деятельности,

2) этап построения ориентировочной основы деятельности

3) этап материализованного действия

4) этап внешнеречевого действия в данной ситуации

5) этап внутренней речи про себя

6) этап внутреннего плана действия

2. Обучение способам социального познания посредством анализа поступков героев и проблемных ситуаций представлено в работах Э. Ш. Натанзон, Т.Гордона.

  • 1 уровень – осознание ситуаций.
  • 2 уровень – осознание затруднений в данной ситуации.
  • 3 уровень – выбор способов поведения в процессе осознания альтернатив поведения.

3. Педагогическое обоснование заключается в решении образовательных и воспитательных задач, а так же в формировании личности в условиях деятельности и общения на уроках литературы. Социальное познание окружающего мира (поведение, поступки, взаимоотношения литературных героев) в 6 классе можно организовать на уроках литературы при анализе художественного текста, опираясь на нравственные ценности и личный опыт учащихся, а также в процессе передачи социального опыта и становления личности под влиянием работы над художественным текстом. Обучение тесно связано с воспитанием, которое сводится к усвоению нравственных знаний, нравственных чувств и нравственных поступков.

Учитель использует активные методы обучения, организует деятельность учащихся по анализу конкретных ситуаций из сюжета художественного произведения, создавая условия для сравнения героев, их поступков со своей позицией и позицией автора и его героев.

4. Методическое обоснование. Традиционно объяснительно-иллюстративные методы развивают только репродуктивные действия учащихся по восприятию, запоминанию учебного материала художественного текста. Осмысление социального опыта, заложенного в художественном произведении, требует организации самостоятельной творческой деятельности учеников. Всё это подводит к необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в использовании активных методов обучения (погружения в конкретную ситуацию).

Обучение способам социального познания предполагает организацию мыслительной деятельности учащихся под руководством учителя с целью научить осмысленно читать текст, выделяя проблемные ситуации, связанные с поведением (поступками) героев, и производя логические операции: научиться выделять суть проблемы, анализировать, сравнивать, сопоставлять взаимоотношения, переживания, личностные качества участников ситуации, оценивать последствия, делать обобщения и вывод. В соответствие с нашей целью – научить соотносить рассматриваемые проблемы, поступки героев с личным опытом учащихся, давать оценку поведению и жизненным позициям героев, находить варианты решения проблемы.

5. Дидактический подход предполагает смешанный тип урока на основе интерпретации художественного текста, дающий возможность развивать личностное восприятие произведения. Рекомендуется организация чтения и анализа художественного текста с использованием усложняющих заданий, увеличение доли самостоятельности учеников, с включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий.

Программа предполагает усвоение теоретических знаний и практических умений.

По программе в 6-м классе при чтении повести Н.Г. Гарина-Михайловского “Детство Тёмы” разбираются три главы: “Иванов”, “Ябеда”, “Экзамены”. Рассмотрим методику на примере рассказа “Ябеда”. Теоретические знания, необходимые дать ученику, сводятся к понятиям: герой, характер, речевая характеристика, герой в системе художественных образов, диалоги героев, авторская оценка, художественно-выразительные средства, применяемые автором для изображения героев в процессе оценивания. Сформированные знания о поступках, мотивах, последствиях становятся ориентировочной основой исследовательского характера, их оценивание в процессе совместной творческой работы.

Исследовательская деятельность учащихся на уроке по анализу нравственного поведения героев предполагает выделение знаний нравственных норм, умение распознавать их в поведении героев, соотносить поведение с особенностями характера и условиями ситуации, а также сравнивать героев на основе выделенного нравственного поведения.

Обратимся к методике работы на уроке.

Каждая тема предполагает систему уроков по произведению. После прочтения произведения, на этапе усвоения нового содержания и закрепления материала, проводим урок по теме “Нравственные испытания героев”. Предлагается методика, которая заключается в трёх этапах.

1 этап – уровень усвоения знаний. Ученик должен показать свой уровень нравственной зрелости. Задаются вопросы.

- Кто такой ябеда? Как вы относитесь к ябедничеству? Приходилось ли вам, вашим друзьям бывать в этих ситуациях? Какие нравственные качества вы знаете?

2 этап – осознание нравственных аспектов проблемных ситуаций. Учитель организует исследовательскую работу учащихся по определению проблемной ситуации участников конфликта. Ученики анализируют, сравнивают, оценивают поступки и характеры, переживания героев по таблице “Анализ поступков героев”.

На этом этапе организуется погружение в ситуацию. Возможны варианты индивидуального задания и в групповой форме.

Предлагается работа в трех группах, соответственно трем героям.

Таблица: Исследование поступков героев

Герой Поступок Цель Воздействие (способ самовыражения) Изменение во взаимоотношениях друзей
Вахнов Показал надзирателю кукиш.

Обвинил учителя Бошара в доносе и подложил ему иглу

Отомстить учителю

(чтобы поддержать в коллективе утраченное сочувствие)

Потребовал поддержки от друзей Друзья расстались.

Самоутверждение героя на безнравственной основе

Иванов 1) Ужаснулся, но промолчал.

2) Осудил, сказав: “Гнусная гадость”

Обязывают правила товарищества. Скрыть правду 1) Остался верным слову

2) отчислили из гимназии

Тёма Ужаснулся, но промолчал Обязывают правила товарищества не выдавать друга Скрыть правду. Разрушены дружеские отношения

Вопрос: Если испытываете опасность, страх, будете ли помогать другу?

Закрепление нравственного опыта учащихся организуется в процессе оценивания нравственных качеств героев по совершённым ими поступкам. Ученики отвечают на вопрос: “Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?”

Таблица 2 Нравственный путь героев

Качества Вахнов Иванов Тёма Учитель Надзиратель
Самоуважение До поступка/после        
Уважение к человеку          
Честь          
Честность          
Человеческое достоинство          
Долг          
Дружба          
Товарищество          
Ложь          
Обман          
Предательство          

До поступка часть клеточки закрашивается одним цветом, после совершения поступка - другим цветом.

Проблемная ситуация, нравственные коллизии раскрываются в композиции художественного произведения: завязке, конфликте и развязке.

В рамках художественного произведения такой анализ можно организовать в соответствии с композицией произведения, где:

Завязка – это неэффективное поведение, которое вызывает потребность изменить ситуацию, это может быть обида, агрессия, ненависть, что проявится в поступке.

Конфликт (столкновение целей, способов, духовных ценностей) проявится в раскрытии позиций, переживаний героев.

Развязка (разрешение проблемы) – это последствие, результат, к которому пришли герои, оценка проблемы (поступков) разными участниками; это возникновение новых чувств, которые заставляют героев по-новому вести себя, что определит их цель и способ поведения.

3 этап – обобщение знаний учащихся в процессе выбора способа нравственного поведения

  • В чём идейное содержание произведения?
  • Какую нравственную проблему решил автор в произведении?
  • На чём основан принцип товарищества?

 

- Бывают ли в нашей жизни подобные ситуации?

- Как вы будете осуществлять выбор способа поведения в сложной жизненной ситуации, на основе чего? (нравственных норм поведения).

Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать больше аспектов нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию, взаимопониманию, то есть к социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.