Открытый урок. Алгебра и начала анализа. 10-й класс. Тема: "Логарифмическая функция и ее свойства"

Разделы: Математика

Класс: 10


«С точки зрения вычислительной практики, изобретение логарифмов по важности можно смело поставить рядом с другим, более древним великим изобретением индусов – нашей десятичной системой нумерации».


Я. В. Успенский

 

Тема урока: «Логарифмическая функция и её свойства».

Цели урока: закрепить, проверить, оценить, откорректировать знания учащихся о свойствах логарифмической функции.

Тип урока: урок закрепления, проверки, оценки, коррекции знаний, умений, навыков.

Оборудование: диск с конспектом урока и приложениями: «Степени некоторых чисел», «Степени и логарифмы», «График логарифмической функции», презентация, кроссворд; медиапроектор, листы с тестами.

План урока

  1. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.
  2. Проверка знаний фактического материала (теории).
  3. Применение знаний в различных конкретных ситуациях.
  4. Самостоятельная работа (проверочный тест).
  5. Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.
  6. Сообщение домашнего задания.
  7. Итог урока.

Ход урока ( 2 часа )

1. Сообщение темы, целей урока. Мотивация учебной деятельности.

1) С помощью таблицы «Степени некоторых чисел» (Приложение 1) решите устно примеры, записанные на доске, и сделайте вывод.

а) 16 *32 б) 243 : 27 в) 25² г)
(Ответы: 512; 9; 625; 32).

2) Учитель:

Есть в математике тема одна,
Логарифмической функцией называется она.
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – п о к а з а т е л ь, это надо знать!

Демонстрация слайда № 2 из презентации (Приложение 5).

Об истории открытия логарифмов рассказывает учащийся c демонстрацией слайдов № 4-6 из презентации (Приложение 5).

3) Цели урока формулируют учащиеся:

- повторить и запомнить свойства логарифмической функции;
- применять полученные знания при выполнении заданий с логарифмами;
- проверять правильность полученных решений;
- познакомиться с историей логарифмов и их использованием в деятельности человека и в природе.

4) Учитель перечисляет умения, которые должны быть сформированы у учащихся, (слайд № 3 из презентации

(Приложение 5) ).

2. Проверка знаний фактического материала (теории).

1) Учащийся формулирует определение логарифма положительного числа с положительным основанием, не равным единице.

2) С помощью таблицы «Степени и логарифмы» (Приложение 2) учащиеся сравнивают соответствующие определения и свойства.
3) Учащийся перечисляет свойства логарифмической функции, используя таблицу «График логарифмической функции» (Приложение 3).

3. Применение знаний в различных конкретных ситуациях.

1) Устная фронтальная работа с заданиями, записанными на доске.

а) Назовите логарифмы следующих чисел по основанию 3:

(Ответ: a > 0; b < 0; c = 0; поэтому b < c < a).

г) Найдите область значений функции:

(Ответ: у – любое число; в двух последних примерах у ≥ 0).

д) Найдите ошибку в решении, где в результате получается 2 > 3.

Демонстрация слайда № 7 из презентации (Приложение 5).

2) Выполнение заданий на доске и в тетрадях.

C учетом монотонности функции решите совокупность двух систем неравенств).

г) Найдите область определения функции

(Ответ: Решите неравенство с учетом монотонности функции )

4. Самостоятельная работа (проверочный тест).

1) Перед выполнением работы демонстрируется слайд № 8 из презентации (Приложение 5) о связи логарифма и ОДЗ.
2) Проводится инструктаж о выполнении работы:

- задания выполняются в рабочих тетрадях (калькулятор не используется );
- условия заданий в решения не переписываются;
- номера верных ответов записываются рядом с номерами заданий на отдельном листке;
- за каждое верно выполненное задание выставляется 1 балл;
- продолжительность работы – 10 минут.

3) Критерии оценки: «5» - 9-10 баллов; «4» - 7- 8 баллов; «3» - 5- 6 баллов.

4) Выполнение заданий проверочного теста учащимися.

 1. Вычислите .

1) 28 2) 13 3) 75 4) 30

2. Вычислите

1) 0 2) 1 3) 4 4) 8

3. Вычислите .

1) 7 2) - 2 3) - 1 4) 1

4. Вычислите .

1) 45 2) 49 3) 47 4) 49 -

5. Найдите значение выражения .

1) 3,5 2) ln 32 3) ln 124 4) 32

6. Укажите значение выражения .

1) 2) 10 3) 100 4)

7. Решите уравнение
1) ± 7 2) 3) 4) Ø

8. Решите неравенство .

1) (1; 1,25) 2) (1; + ∞) 3) (1,25; + ∞) 4) (- ∞; 1,25)

9. Найдите область определения функции .

1) (0; 9); (9; + ∞) 2) 9 3) (0; + ∞) 4) (1; + ∞)

10. Укажите область значений функции

1) (0; + ∞) 2) (- ∞ 7) 3) (7; + ∞) 4) (- ∞ + ∞)

Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

3

1

2

3

1

6

7

8

9

10

2

4

3

1

4

 

5. Проверка, анализ, оценка самостоятельно выполненных заданий.

Во время проверки и оценки учителем результатов тестирования учащийся рассказывает об использовании логарифмов в практической деятельности человека и в природе с демонстрацией слайдов №№ 9 - 10 из презентации (Приложение 5) .

6. Сообщение домашнего задания.

 Из учебника «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы» Алимова Ш. А. учитель предлагает учащимся выполнить дома задания:

№ 384 (чётные), № 394 (2), № 404 (2)

(последнее задание – для желающих).

7. Итог урока.

1) Учитель объявляет результаты тестирования.
2) Учитель предлагает разгадать кроссворд «Логарифмы» (Приложение 4), изображение которого помещено на экран.
3) Ученик зачитывает высказывание Успенского Я. В. о значимости логарифмов с демонстрацией слайда № 11 из презентации (Приложение 5) .