Формирование здоровья детей с учетом половозрастных особенностей

Разделы: Работа с дошкольниками


 

Введение

Здоровье детей - главное достижение науки, критерий духовного, политического и социально – экономического развития общества.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. С ростом ребенка быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено. Например, сильному ребенку легко бросить набивной мяч. При недостаточном развитии быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания. Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Поэтому термин «физическое развитие» в широком понимании включает физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Развитие физических качеств является важной образовательной задачей физического воспитания.

Но развитие жизненно важных качеств (скоростных, силовых) не может проходить однотипно у детей разного пола. У девочек приоритетным является развитие гибкости, ловкости, у мальчиков – силы, выносливости. Возникает вопрос: как целенаправленнее организовать двигательную деятельность детей для развития необходимых физических качеств, оптимизации их двигательной активности?

Основная часть

Для решения этой проблемы в нашем детском саду назрела необходимость создания физкультурного кружка для мальчиков старшего дошкольного возраста. В нем мальчики по своему выбору и желанию могли бы реализовать двигательную активность, занимаясь физическими упражнениями, спортивными упражнениями, осваивать элементы спортивных игр.
Проведение анализа программного обеспечения и методической литературы по данной теме позволило в дальнейшем перейти к разработке программы физкультурного кружка. В основу парциальной программы положены педагогические технологии физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками ряда авторов: М.А. Руновой, В.Т. Кудрявцева, Е.Н. Вавиловой, К.К. Утробиной (Приложение 1).

В парциальной программе кружка определены следующие задачи работы:

- способствовать оптимизации роста и развития опорно–двигательного аппарата, формировать правильную осанку:
- обучать основам разного вида спорта:
- целенаправленно развивать физические качества, обращая особое внимание на развитие силы, выносливости, быстроты;
- развивать способность к двигательным импровизациям;
- воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях, интерес к физической культуре и спорту.

В состав кружка «Будущие олимпийцы» входят мальчики подготовительных групп, проявляющие интерес к спортивным играм. Чтобы определить потенциальные двигательные возможности детей, посещающих кружок, используются диагностические тесты для определения силовой выносливости, координации движений, ловкости, быстроты.

На первом занятии кружка мальчики ближе знакомятся друг с другом, рассказывается, чем они будут заниматься в течении года, демонстрируется новое оборудование. Интересно проходит занятие «Вот я какой», в ходе которого дети узнают о возможностях тела человека, о необходимости выработки силы, выносливости, быстроты. Часто беседуем о традициях физкультуры и спорта, Олимпийском движении, здоровом образе жизни. При этом подчеркивается важность занятий спортивными упражнениями, отмечается, что ребята становятся крепче, сильнее, выносливее, поэтому смогут защитить слабого, прийти на помощь.
Каждое занятие кружка проводится один раз в неделю и строится из четырех частей.

Одна из задач работы кружка – развитие способности к двигательным импровизациям – находит свое отражение в каждой части занятия. Но наиболее полно двигательные импровизации реализуются в первой части. Так дети в групповой ходьбе изображают поезд, змею, медленно накатывающуюся волну, индивидуально отражают в походке определенное внутреннее состояние и настроение человека (уверенная походка, усталая походка, бодрая походка, красивая походка) возраст (старичок, юноша, ребенок). Выразительной получается ходьба с имитацией походки различных животных (медведя, лошади, верблюда и других), и ходьба с имитацией движения неодушевленных предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, циркуль). Мальчикам нравится быть «фехтовальщиками» (ходьба с выпадами), «богатырями, выходящими из моря» (ходьба – и.п. в приседе с постепенным принятием нормального положения тела) и геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).

Также в первой части присутствуют бег в разных направлениях при меняющемся темпе с наличием игровой роли (лошадка на цирковой арене), выразительный бег (бег от опасности, радостный бег, неуклюжий бег). Бег, ходьба и ползанье с вхождением в образы персонажей сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» подчеркивают динамику сюжета сказки и очень часто повторяются детьми по их желанию.

Для большей эффективности используются разнообразные методические приемы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости:

- применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);
- изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку: прыжки на одной или двух ногах, с поворотом:
- использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры, что содействует развитию умения распределять движение в пространстве и во времени;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки).

Вторая часть кружкового занятия строится, в основном, из упражнений для развития двигательных качеств, с предметами и без предметов. С удовольствием работают дети в упражнениях с большим сопротивлением – набивными мячами весом один килограмм. Эти упражнения позволяют более четко и уверенно выполнять движения и получать удовлетворение от приложения усилий, учат регулировать мышечные усилия при броске или толчке мяча. Они способствуют развитию силовых способностей, так же, как и упражнения с простейшими тренажерами – детскими гантелями, эспандерами, резиновыми кольцами, с нестандартным оборудованием.

Кроме этого, во второй части мальчики выполняют упражнения, отягощенные весом собственного тела (лазание, прыжки), в которые вносятся элементы творчества. Дети изображают текущую под мостом речку, имитируют движения ползающих животных – змеи, жука с переползанием друг через друга, выполняют вис на гимнастической стенке с вхождением в образ обезьянки, яблока, груши. Выполняются активно прыжки с принятием игровой роли кузнечика, тигра, воробышка, охотно участвуют мальчики в прыжковом «лягушачьем чемпионате», прыгают через короткую скакалку и обруч, запрыгивают с разбегом (3 шага) на возвышение высотой 40 сантиметров.

Удачно вписываются во вторую часть занятия упражнения для развития силы и выносливости: отжимы 10-20 раз, руки в упоре на полу; ходьба на руках с подтягиванием рук и ног (8 метров); парное упражнение «тележка»: ползание на спине с помощью рук (8 метров); парные упражнения.

Систематически часть занятия кружка проводится в спортивно – игровом комплексе. Дети с удовольствием превращаются в веселых обезьян, смелых акробатов, пиратов, лазая по канату и веревочной лестнице.
Очень нравится мальчикам «Веселый тренинг», состоящий из игровых упражнений, способствующих подвижности суставов и укреплению определенных мышц шеи, рук, спины, живота: «Каталочка», «Цапля», «Стойкий оловянный солдатик», «Растяжка ног», «Карусель», «Лодочка», «Насос», «Маленький мостик», «Ракета», «Экскаватор».
Для формирования правильной осанки, коррекции сутулости с детьми выполняются комплексы упражнений «Буратино», «Веселый гномик» и др.

Большое внимание уделяется правильному дыханию, так как от него во многом зависит здоровье детей, их двигательная деятельность. Ведь тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость детского организма. Дети обучаются грудному, затем брюшному дыханию, и, наконец, полному дыханию. Постоянно обращается внимание на оптимальное сочетание вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений в динамических дыхательных упражнениях.

Основная часть занятия кружка отводится обучению элементам спортивных игр. Общеизвестно, что спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально – волевых черт характера, формируют интерес к физической культуре, удовлетворяют биологическую потребность в движениях, способствуют развитию основных физических качеств. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Первая игра, которую мальчики осваивают на занятиях кружка – игра с элементами баскетбола. При обучении игре в баскетбол дети знакомятся с техникой игры, основной стойкой баскетболиста, перемещению по площадке.

Мальчики учатся:

- подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте и движении, с увеличением темпа, изменением направления;
- подбрасывать и ловить мяч двумя руками с передвижением приставным боковым шагом, переходящим в боковой галоп;
- отбивать мяч вокруг себя;
- отбивать мяч одной рукой, поочередно переходя от ходьбы к бегу;
- вести мяч сбоку от себя с последующей передачей партнеру.

После этого осваивают:

- забрасывание мяча в баскетбольное кольцо двумя руками от груди, описывая дугу и бросая мяч в кольцо;
- забрасывание одной рукой в баскетбольное кольцо мяча от плеча, когда мяч находится на ладони, согнутой в локте руки и придерживается другой;

Затем работают в шеренге:

-по сигналу выполняют два прыжковых шага к кольцу, на третий прыжок забрасывают мяч в баскетбольное кольцо.
После этого начинают отбивать мяч в движении сразу по сигналу бегом или галопом. Дойдя до обозначенной черты, выполняют прыжковые шаги с забрасыванием мяча в баскетбольное кольцо.
После освоения способов действий и многих подводящих упражнений, переходим к играм «Баскетболисты и ловишка», «Ловишка в центре». Любимая игра - «Защитники и нападающие», в которой одна команда защищает баскетбольное кольцо, а другая (нападающие) старается попасть мячом в него. Мальчики знают основные правила игры в баскетбол, с большим интересом играют с присутствием судьи (в роли судьи – педагог).

Аналогично проходит обучение игре с элементами футбола. В подготовительной работе осваиваются приемы техники игры:

- перемещения, удары по мячу, приемы мяча, действия вратаря, перемещение ходьбой и бегом в разных направлениях;
Много внимания уделяется обучению детей таким упражнениям:
- отбивание мяча вдаль правой и левой ногой, касаясь мяча внутренней стороной стопы;
- отбивание мяча ногой в цель: сбить кеглю, забить мяч в ворота с разного расстояния;
- ведение мяча в разных направлениях правой и левой ногой, касаясь его внутренней стороной стопы с увеличением скорости;
- ведение мяча ногой в заданном направлении;
- ведение мяча ногой между предметами змейкой;
- ведение мяча в паре с отниманием его друг у друга;
- катание мяча ногой вперед, в сторону;
- подбрасывание ногой мяча и ловля его;
- отбивание мяча о стену;
- передача мяча друг другу.

После того, как мальчики научатся выполнять эти упражнения, проводится игра «Вратари и нападающие»: две команды, два вратаря, у каждого свои ворота из кубов. Сначала мячи забивает одна команда, затем команды сменяются.
Проходят конкурсы на лучшего вратаря, соревнования «Кто больше выполнит отбиваний мяча о стену и не потеряет его», с увеличением расстояния до 1,5 метров. Дети знакомятся с правилами игры в футбол, стараясь выполнить их в игре.
Освоение элементов баскетбола и футбола требуют от мальчиков силовых, скоростных способностей, большой выносливости, терпения, выдержки.

Обучение игре в бадминтон идет с определенным усложнением. Сначала дети знакомятся с особенностями полета волана: неравномерность, изменчивость направления полета, зависимость от силы удара. После этого подбрасывают волан вверх и ловят его, перебрасывая волан друг другу на месте, во время ходьбы и бега. Эти упражнения развивают у детей глазомер, ловкость, быстроту.

Важным моментом является обучение владению ракеткой: взмах вверх – вправо, влево, сверху назад.
Дети выполняют такие подводящие упражнения:

- стоя на месте, подбрасывают волан с поворотом ракетки;
- бьют по волану, подвешенному на веревочке;
- бьют по волану, перебрасывая его через сетку;
- соревнуются на лучшую подачу волана точно в цель с правильной техникой выполнения.

Освоив эти упражнения, дети переходят к игре в бадминтон – начинают и заканчивают игру по сигналу. Победителем считается та пара, у которой меньшее число раз падал волан за определенное время игры.
С наступлением зимы занятия кружка изменяются. Основное место занимает обучение ходьбе на лыжах и игра в хоккей на спортивной площадке.

Ходьба на лыжах самым положительным образом способствует оздоровлению членов кружка потому, что вовлекаются в работу почти все мышечные группы, оказывается благотворное влияние на формирование осанки и свода стопы, развивается координация движений, сила и выносливость.

При обучении игре в хоккей мальчики учатся перемещаться по площадке, правильно держать клюшку, вести шайбу. Это требует от них умения бегать в разном темпе, быстро останавливаться, менять направление бега. Игра в хоккей стала любимой игрой ребят. Играют двумя командами, в два периода по 5 минут. Неподдельный азарт и восторг вызвала у детей встреча по хоккею между командами мальчиков кружка «Будущие олимпийцы» и группы «Солнышко», завершившаяся победой кружковцев.
В конце зимы проводится зимнее многоборье (комбинированная эстафета). Участники кружка делятся на две команды, самостоятельно придумывают название и выбирают капитанов.

Выполняются следующие задания:

1.«Хоккеист» - ведение шайбы змейкой между кеглями.
2.«Ракета» - продвижение санках, лежа на животе и отталкиваясь палками.
3.«Самолет» - скольжение на одной лыже туда и обратно.
4.«Снайперы» - сбить снежком кеглю и принести ее в свою командую.
5.«Снежинка» - бегать туда и обратно со снежинкой и передавая ее следующему игроку.

С наступлением теплых весенних дней событием в жизни участников кружка становится весеннее многоборье и поход на стадион.
Диагностические тесты, которые проводятся в конце года, показывают высокие результаты физической подготовленности членов кружка «Будущие олимпийцы». Немаловажно, что у ребят заметно проявление волевых качеств, настойчивости, стремление проявить максимум способностей, старание пересилить ощущение усталости. Выступление мальчиков на весеннем празднике «День здоровья» с силовыми упражнениями превращают их в героев детского сада. Зрители по достоинству оценивают физическую подготовку ребят.

Несомненно, что важным условием хорошего гармоничного развития двигательных качеств и умений дошкольников, является совместная работа педагогов с родителями. Поэтому родителям детей, посещающих кружок, даются рекомендации, на развитие какого двигательного качества ребенка им следует обратить больше внимания, подбираются соответствующие виды спортивных упражнений. Например, для домашних упражнений гибкого Саши рекомендовано чаще использовать лазанье и висы, так как у него слабо развиты мышцы плечевого пояса. Родителям Артема подобран комплекс упражнений для формирования правильной осанки мальчика.

Выполнение родителями подобных советов и рекомендаций способствует повышению уровня развития физических качеств детей, скорости формирования жизненно важных двигательных навыков. Индивидуальный контроль родителей за своим ребенком, помощь ему, позволяют предоставлять детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости, быстроты и освоению более сложных движений.

Из биографий выдающихся спортсменов известно, что устойчивый интерес к определенным видам физических упражнений в дошкольном возрасте определил их спортивную специализацию в будущем. Поэтому, выявив особый интерес и способности ребенка к определенному спортивному упражнению или спортивной игре (например, у Вадима к бадминтону, у Алеши к баскетболу) на это обращается внимание родителей с тем, чтобы они в дальнейшем продолжили занятия.
Таким образом, учет половозрастных особенностей в физкультурно – оздоровительной работе способствует не только выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности, но и создает предпосылки формирования у ребенка психического пола личности и основ здорового образа жизни.