Информационная образовательная среда профессионального училища № 5

Разделы: Информатика


В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный потенциал общества, который сосредоточен в книгах, патентах, журналах, отчетах, идеях, активно, на современном техническом уровне участвует в повседневной производственной, научной, образовательной и других видах деятельности людей.

Информационная среда включает множество информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки, продуцирования и распространения информации,

Изучение отечественного и зарубежного опыта использования средства новых информационных технологий, в частности компьютера, в целях обучения, а также теоретические исследования в области проблем информатизации образования позволяют констатировать, что включение компьютера в учебный процесс оказывает определенное влияние на роль средств обучения, используемых в процессе преподавания того или иного предмета (курса), а само применение средства новых информационных технологий деформирует уже традиционно сложившуюся структуру учебного процесса.

В Профессиональном училище № 5 сформировано 2 учебных компьютерных класса, общей численностью на 6 и 15 учебных мест. Как направления эффективного использования ЭВМ, а для этого есть все возможности, можно выделить:

  • использование ЭВМ как предмета изучения;
  • как средство повышения профессиональной компетентности учащегося;
  • как средство повышения эффективности учебного процесса;
  • как средство повышения квалификации инженерно-педагогических работников;
  • как способ мониторинга учебной и воспитательной деятельности.

Первое направление осуществляется в училище с момента открытия специальности “Оператор ЭВМ” (5 лет), также на занятиях по предмету “Информатика” и курсов “Пользователь ПК”.

Два следующих направления остаются особенно актуальными в училище на сегодняшний день. Назрела необходимость использования компьютеров при изучении предметов общеобразовательного цикла, спец. предметов и на занятиях производственного обучения. ПК может использоваться на всех стадиях урока. Компьютер придает игровой характер уроку, способствует активизации учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что многие работы проще и нагляднее можно демонстрировать с помощью ПК. В настоящее время у нас есть обучающие программы по таким специальностям как: “Водитель”, “Ээлектро-газосварщик”, “Садовод”, “Тракторист”, “Повар-кондитер”, “Оператор ЭВМ” и по предметам общеобразовательного цикла: химия, физика, биология, русский язык, экономика, информатика. Однако многие не привыкли еще к тому, что, подбирая материал к уроку, можем обращаться к компакт-диску, так же как обращаемся к учебнику или к методическому пособию, хотя информации подчас на диске размещено больше, чем в обычном учебнике.

В настоящее время в училище остро встал вопрос о подготовке к экзаменам и решении экзаменационных билетов по предмету “Правила дорожного движения” с помощью компьютера. Трудность здесь возможно будет заключаться в том, что большинство учащихся, поступивших в училище, не владеют навыками работы с компьютером, так как в школах, за редким исключением, информатика начинает преподаваться только в 10 классе. По данным опроса 70% учащихся, поступивших на 1 курс, не обладают такими навыками.

Все чаще в настоящее время, на уроках или мероприятиях у нас используется мультимедиа проектор. Это позволяет осуществить принцип наглядности, заинтересованности учащихся, сэкономить время. Несмотря на то, что процесс подготовки к уроку отличается трудоемкостью, преподаватели ПУ № 5 достаточно часто используют проектор. Появилась возможность уроки с использованием проектора проводить в компьютерном классе.

Но чтобы компьютеры использовались с максимальной отдачей преподаватели и мастера должны быть сами заинтересованы в овладении определенными умениями и навыками работы за персональным компьютером, с программным обеспечением и пакетами прикладных программ. Сейчас повышаются требования к оформлению документации, раздаточного и дидактического материала, методических разработок, многие преподаватели разработали и хранят свою документацию в электронном виде. Это требует специальной подготовки преподавателей и мастеров, повышения их квалификации. В 2002 году в ПУ № 5 были организованы курсы “Пользователь ПК”, на которых прошли обучение первичным навыкам работы на ПК большинство преподавателей и мастеров нашего училища. Хотелось бы отметить, что те навыки, которые были получены на курсах, должны постоянно совершенствоваться и обновляться. На сегодняшний день назрела потребность в изучении еще одной программы – программы создания презентации и обучения первичным навыкам обращения с мультимедийным проектором.

Еще одним перспективным направлением применения ПК, на наш взгляд, является использование его как средства воспитательной деятельности, включающего в себя вопросы диагностики поступающих, мониторинга развития учащихся, создание базы данных как учащихся, так и инженерно-педагогических работников. ПЭВМ можно использовать при тестировании поступающих при определении IQ, профессиональной пригодности, психологической устойчивости, в течении всего процесса обучения – при тестировании учащихся на эмоциональное состояние , диагностике уровня воспитанности. Полученные данные можно сохранять в компьютере. Возможно использовать компьютер при выпуске стен.газет, периодической печати, листовок, санбюллетеней и т.д.

Однако ошибочно думать, что компьютер – это устройство способное реализовать все что угодно; это, прежде всего, средство механизации работы, обладающее высокой универсальностью.

Создание информационно-образовательной среды тесно связано с возможностью доступа к глобальной информационной базе данных и быстрого нахождения необходимой информации. Сложность здесь составляет поиск информации и отделение достоверной информации от недостоверной, поскольку информация в INTERNET не рецензирована.

Компьютеризация обучения в системе Профессионального училища № 5, кроме перечисленных, сталкивается с рядом проблем: достаточно длительные поиски программного продукта, быстрое устаревание программ. Это и является причиной, на наш взгляд, нецелесообразным переход специальности “Оператор ЭВМ” на 3-х годичный срок обучения. Еще 3 года назад мы обучали учащихся на операционной системе Win98, затем был WIN ME “Профессионал”, сейчас обучение строится на программах ХР, т.е. за 3 годы сменились 3 операционные системы. Другой проблемой является трудности с выходом в INTERNET. Модемная связь через телефонную линию практически невозможна, из-за плохой телефонной связи, а спутниковая связь очень дорогая. Поэтому большие надежды коллектив ПУ № 5 возлагает на приоритетный национальный проект “Образование”. К проблемам относится и кадровый вопрос. В училище из-за его географического местонахождения в сельской местности нет человека, который бы занял должность системного администратора, человека, который обслуживает компьютеры, следит за работоспособностью электронного оборудования, загрузкой программ.

О сфере информационных технологий сейчас много спорят и дискутируют, называя и плюсы и минусы, но нужно признать, что хотим мы этого или не хотим, компьютер все больше вторгается в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Компьютеризация в учреждениях НПО должна носить междисциплинарный и комплексный характер, направленный на повышение эффективности образовательного процесса и уровня квалификации его выпускников.