Особенности жанра эссе

Разделы: Русский язык


Тема: Особенности жанра эссе.

Цель:

1) Обучающая – выяснить особенности жанра эссе.
2)Развивающая – развить творческие способности учащихся, коммуникативную
компетенцию.
3) Воспитывающая – воспитать любовь к слову, к творчеству.

Ход урока.

Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.
А.А. Эльяшевич.

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени - оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание. Сегодня мы будем узнавать секреты жанра, в котором слово, мысль и чувство взаимосвязаны. Этот жанр – эссе.

III. Поиск решения задач.

1. Вспомните все, что вы знаете об эссе.

Ответы учащихся:

Эссе – жанр публицистики, в котором главное – свои мысли, чувства, ассоциации.
Эссе – авторская проза, раздумья.
Эссеист, эссеистика, эссеизация.
Английское essay – очерк, этюд; попытка, проба, испытание.
Французское essai – проба, испытание, попытка.

IV. Решение коммуникативной задачи.

1. Индивидуальная работа школьника со словарем литературоведческих терминов.

Сообщение ученика:

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).
Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

2. Как вы думаете, почему жанр эссе популярен сегодня? Как давно он возник?
3. Сообщение  ученика «Из истории жанра эссе».

Родоначальник жанра эссе – французский философ Мишель Монтень (1533 – 1593). Писатель-гуманист, он в 1580 году издал свою книгу «Essais», название которой на русский язык перевели как «Опыты». Именно с издания его «Опытов» в словесной европейской культуре и бытует и существует этот жанр.
Не случайно, что жанр эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, достоинство человека, личная ответственность. Наверное, вполне естественно, что у жанра эссе есть индивидуальный творец.
Жанр эссе привлек многих писателей-мыслителей. В 1697 году Фрэнсис Бэкон создал свои «Essais», а затем к этому жанру обращались Джон Локк (английский философ), Джозеф Аддисон (английский поэт, ученый  и философ), Генри Филдинг (английский писатель-романист). Они понимали эссе как опыт автора в разработке определенной проблемы.
В XX веке к эссе обращались такие крупные художники, как Бернард Шоу, Анатоль Франс, Ромен Роллан.
Как заметил критик А. Эльяшевич, «еще со времен «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и «Путешествия в Арзрум» Пушкина в России складывается свой собственный вариант эссеистического мышления.
В наше время интерес к жанру эссе вырос, так как необычайно повысился интерес к личности писателя. Отсюда и новое явление в литературном процессе – эссеизация жанров повести и романа. Примеры того: «Веселый солдат» Виктора Астафьева, «Пушкинский дом» Андрея Витого, «Ягодные места» Евгения Евтушенко.

4. Риторический анализ образца.

Итак, мы многое узнали об эссе, но узнать секреты этого жанра можно, лишь почитав произведения, созданные в этом жанре. У нас есть сегодня такая возможность. Перед вами текст Марины Цветаевой с очень типичным для эссе названием «Два слова о театре».

Два слова о театре.

Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых.
А сущность Поэта – верить на слово!
Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт.
Театр я чувствую насилием.
Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании.
И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза.
«Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса.
Знающий меня – улыбнется!

План риторического анализа.

  1. Что показалось вам необычным в тексте?
  2. Какова была цель автора?
  3. Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
  4. Как построено эссе:

- что характерно для его начала, какое оно?
- о чем говорится в основной части эссе?
- со всеми ли мыслями автора можно согласиться?
- с чем можно поспорить?
- как выражены мысли автора?
- какие приемы использует Марина Цветаева, чтобы придать
эмоциональность своему высказыванию?
- какой прием использует автор для связи предложений в тексте?
- чем интересна концовка?

5. Составление опоры-сигнала об эссе.

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
Эссе – стремление обнажить себя, понять себя и свое время, это напряженный диалог с самим собой.
Особенности жанра:

- обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная позиция автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,
словом плетет кружева или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

- афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
- эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

6. Вариант опоры - сигнала.

V. Закрепление. Проба пера. Риторическая задача.

1. Марину Цветаеву в октябре 1921 года в разрушенной Москве волновал вопрос о Театре. А нас, я думаю, больше волнует наш второй дом, где мы проводим большую часть своего времени – школа.
Попытайтесь создать фрагмент эссе о школе, напишите, что для вас школа – перемена, друзья, предмет, урок, познание, учитель. Помните, нужно найти аналогию, ассоциации. Главное – выразить свой взгляд на мир, удивить, заставить читателя думать.
2. Написание фрагмента эссе и риторический анализ.

VI. Вывод по уроку.

Что характерно для жанра эссе?
В чем сложность этого жанра?
Почему он популярен в наше время?

VII. Рефлексия.

Какие этапы урока вам показались наиболее интересными? Почему?

VIII. Домашнее задание: написать эссе о школе.

Приводим эссе Тимралеевой Надежды ученицы 11 класса.

Наша школа.

(Эссе на конкурс «Лучшая школа России»).

Справедливые учителя, мудрый директор, внимательные библиотекари, степенные 11-классники и шумные 5-классники… Интересные уроки и веселые перемены, волшебные звонки… Что это? Это сороковая! Что это за школа? С чего она начинается?
С директора? Да! Кузнецова Ольга Петровна – замечательной души человек, вторая мама, строгий администратор. Словом, глава школы.
А учителя? Мастера, профессионалы, магистры – Мишенева С.А., Федулова Н.А., Левичева Л.Н., Серова Н.А.
Творцы, увлекающие учеников энергией и глубокими знаниями предмета в удивительное путешествие, познание мира и самого себя, - Ванюшова Л.Н., Рулева Г.П., Малючков О.В., Павленко С.Г.
Молодые, умные, вдохновленные, а потому обожаемые выпускниками, - Березина Ю.Б., Чебарицына Е.Н., Сошникова О.А.
Все в 40-ой знающие, талантливые, строгие, любящие и … безусловно, любимые.
Любимые учениками! И теми, кто уже окончил школу, и теми, кто учится.
Ученики… Самые разные: озорные и непослушные, добросовестные и ответственные, легкомысленные и серьезные.
Они занимают призовые места в конкурсах и побеждают в городских и областных олимпиадах. Это Пикельник Ольга, Спирина Алена, Смирнова Анна, Троегубов Илья, Агапов Максим, Махов Александр.
Они достойно подтверждают свои знания при сдаче государственных экзаменов, определяя место школы в десятке лучших школ города, набирая максимальное количество баллов: 100 из 100 – Комаров Алексей, 99 из 100 – Губичев Андрей.
Они, наши выпускники. успешно поступают в вузы, работают на предприятиях.
40-ая сильна традициями: ритуал посвящения в 10-классники, День Лицея, новогодний бал-маскарад, День памяти Руслана Тряничева, погибшего на затонувшем подводном ракетном крейсере «Курск». И в радости и в горе мы вместе.
В 40-ой каждый найдет себе дело по душе. Это дом, где живут добрые и умные люди.
Много ли школе лет? По достигнутому - уже 12, по планам -  еще только 12!