К проблеме формирования творческих потребностей у студентов педагогического колледжа № 7 "Маросейка"

Разделы: Общепедагогические технологии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данной работе рассмотрены некоторые вопросы формирования потребностей в творчестве у студентов педагогического колледжа, дан анализ одной из классификаций потребностей, предложены пути формирования через разные виды и формы творческих заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черникова А.Е.

Преподаватель педагогического колледжа № 7 “Маросейка” г. Москвы

 

“К проблеме формирования творческих потребностей у студентов педагогического колледжа № 7 “Маросейка”.

На современном этапе возрастающее значение приобретает задача формирования профессионала, обладающего широким спектром креативных качеств.

Учитель – профессионал, являющийся творчески мыслящей личностью, способной генерировать и реализовывать новые идеи, что необходимо современному обществу.

Поэтому так важно с первых дней обучения в колледже направлять все усилия на формирование у студентов потребностей и мотивов в творческой деятельности.

Существуют различные классификации потребностей и мотивов деятельности.

Хотелось бы остановиться на классификации потребностей, разработанных Петром Михайловичем Ершовым.

 

I группа потребностей:

    • биологические
    • социальные (любить и быть любимым, уважать и быть уважаемым, сюда относится и потребность в престижности социального положения – должность, место работы, достойная зарплата и т.д.)
    • идеальные потребности – познания себя, других, окружающего мира т.е. - образовательные.

Среди идеальных потребностей выделяются 3 уровня:

    1. примитивный – простое любопытство
    2. прагматический – корыстен результат, хотя бескорыстен процесс
    3. духовный уровень – высшие помыслы и стремления человека, самосовершенствование на благо себя и других.

 

П группа потребностей

Сохранения и развития.

То есть прослеживается диалектическая связь, которую можно представить в виде формулы: развивается лишь то, что способно себя сохранить, сохраняется то, что может себя развивать.

 

Ш группа потребностей

“Для себя” и “для других”

т.е. мой труд доставляет удовольствие мне и приносит пользу обществу или мое поведение удовлетворяет мои потребности и не наносит вреда окружающим.

Естественный вывод, к которому приходит ученый, – необходимо стремиться к гармонизации в формировании групп потребностей.

На наш взгляд, такие пути гармонизации может предложить современная наука-синергетика.

Синергетика-процесс самоорганизации в системе (введен Т.Хакеном).

Сущность предмета данной науки - самопроизвольный переход от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному. Философские основы процессов самоорганизации заложили И.Пригожин, И.Стенгерс, Е.М.Князев, В.И.Рузавин и др.

А.Т.Асмалов, Н.Ф.Вишнякова и др. отмечают возможность использования синергетического подхода в рассматривании социальных систем и личности в системе отношений.

Ю.В.Шаронин, А.В. Тринева, Л.И.Липилина и др. обосновали возможность использования синергетики в исследовании природы и творчества.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и опыта работы позволяют сделать следующий вывод.

Гармонизация потребностей в творческой деятельности студентов может
быть осуществлена при условии гармонизации взаимоотношений между системой внешнего окружения и самим человеком, как частью общей системы.

Как этого добиться?

Выполнение творческих заданий, как в стенах колледжа, так и за его пределами – один из путей решения данной проблемы.

Творческие задания могут носить разнообразный характер:

    1. Теоретический характер заданий:
    • сравнительный анализ педагогических взглядов и опыта работы А.С.Макаренко и Рудольфа Штейнера;
    • Исследование проблемы коллективного и индивидуального в истории педагогической науки;
    • решение вопросов самовоспитания в восточной и западной культуре;
    • сравнительный анализ принципов и структуры построения комсомольской организации и организации “Наши”

б. Эмпирический характер заданий:

    • Разработать и экспериментально проверить в условиях колледжа методику проведения, например, игры “Как стать миллионером”. Внести в нее корректировки нравственного плана и провести на педагогической практике.
    • Провести мини социологическое исследование. Недавно со студентами старших курсов мы провели подобное исследование. В нем приняло участие более 300 респондентов от 15 до 70 лет.

Надо было назвать одну социальную и одну педагогическую проблемы, которые больше всего беспокоят современное общество.

 

Среди социальных проблем назывались такие: наркомания, преступность, беспризорность, нехватка денег, разрыв между бедными и богатыми.

Среди педагогических – проблема отцов и детей; духовности современного общества; отторжение, разобщение педагогов и детей.

Выполнение творческих заданий позволяет организовать и провести разнообразные формы целостного педагогического процесса: научно-практическую конференцию, студенческие новости, творческие отчеты групп о прохождении педагогической практики.

Для примера мы хотим предложить вам творческий отчет группы музыкального отделения III курса, посвященный итогам психолого-педагогической практики.

1."ЗЕМЛЯ ДЕТЕЙ"

Слова Калининой; музыка Боневича; исполняет 231 гр.

2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Какие дети больше всего запомнились на практике. Почему?

Что бы вы пожелали сегодняшним детям?

3. БЛИЦ-ТУРНИР:

а) Как звали директора ДОУ?

б) Сколько этажей было в вашей школе?

в) Какой класс находился рядом? Где находился музыкальный кабинет?

г) Где находился буфет или столовая?

д) Чьи это подписи? (студентам предлагаются подписи методистов педагогической практики, они должны определить принадлежность автографов).

4. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ КОНФУЦИЯ И
ХРИСТА".

Выступление с докладом: Железновой Екатерины.

5. "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ"

Слова и музыка А.Аренский: исполняют студенты 231 гр.

6. "ПАСХА — ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО".

Отрывки из музыкально-литературной композиции: исполняют студенты 231 гр.

  1. МОЛИТВА СВЯТОГО ФРАНЦИСКА.
  2. Читает Левова Вероника.

  3. "ОЗЕРО"

Слова Б.Купатошвилли; музыка Парцхаладзе; исполняют студенты 231 гр.

9. "ЛЕТНИЙ ПРАЗДНИК"
Фрагмент праздника:

Загадки про лето загадывают Белоусова Анастасия, Курицина Юлия.

Русские народные песни: "В темном лесе", "Во поле береза стояла"; исполняют студенты 231 гр.

Ягодно-грибной аукцион проводит Заборонок Екатерина.

  1. ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЕЙ СТУДЕНТАМ 231 ГР.
  2. Зачитывает Белоусова Анастасия.

  3. "МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ".

Исполняют все участники творческого отчета.