Систем тренингов, направленная на формирование толерантного отношения

Разделы: Классное руководство


На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета  сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на  ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует  о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Понятие “толерантности” хотя и отождествляется многими исследователями с понятием “терпения”, имеет более яркую активную направленность. Отметим, что в нашем понимании толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание  выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов

Система игровых тренингов представляет собой взаимосвязанную, поступательную серию игровых групповых занятий, построенную в соответствии с основными групповой игротерапией:

содержание тренингов направлено на помощь детям в самопознании, формирование в раскрытии и развитии своего потенциала, на поддержание толерантности к своему “Я” и к другим людям, к другой субкультуре;

отражение в содержании потенциала (занятия должны приносить радость детям и взрослым) – чередование сложных серьезных разговоров с играми, упражнениями.

Представленная система тренингов может выступать как форма воспитательной работы, направленная на формирование толерантности детей. Данную форму работы в праве проводить классный руководитель, который должен учитывать следующие требования:

  • - добровольное включение  в тренинг каждого ребенка на основе знаний о структуре и особенностях его личности;
  • - конфиденциальность: все, что происходит и говорится на занятии, не выносится на обсуждение за пределы группы;
  • -обеспечение физической и психической безопасности участников группы: отсутствие агрессии и насилия в процессе тренинга и после него;
  • -рефлексивность: в конце занятия подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями, чувствами.

При организации тренингов следует обратить внимание на:

  • -длительность и время занятия (от 30 мин. До 3 часов), в зависимости от режима учреждения, выносливости детей, от их возрастных и индивидуальных особенностей, от темы и содержания, от желания участников, от состояния группы;

Структура игрового тренинга:

  1. разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
  2. основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему, отработать необходимые навыки);
  3. рефлексия занятия.

Место проведения занятия: просторная для свободного группового перемещения комната, с необходимыми атрибутами.

 Занятие 1 "Это я!"”

Цель: помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации.

Ход проведения

1. Разминка:

Упражнение “Шеренга”

 Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, образуя шеренгу. Задача ведущего: пробиться сквозь шеренгу. Ведущим должен побывать каждый.

Упражнение “Реакция”

Инструкция: “Сейчас мы будем ходить по комнате и реагировать на ее изменения. Причем вы должны отреагировать так, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях; так, чтобы мы вас узнали…

Вся комната залита ярким, оранжевым светом; свет повсюду на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит странный, ужасный Франкинштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исчезают, сквозь окно пробивается лучик света, постепенно становится светлее, но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее…, а теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало мокрым и печальным”.

Упражнение “Построение”

1 вариант: Участники строятся по росту, начиная с самого высокого.

2 вариант: За несколько секунд участники по цвету глаз, начиная с самых темных.

Упражнение “Я – хороший, ты – хороший”.

Дети стоят или сидят в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Упражнение “Кто я?”

Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос “Кто я?” и из предложенных картинок и вырезок создать коллаж, отвечающий на этот вопрос.

Упражнение “Волшебная лавка”.

Участники могут сосредоточиться на представление о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании того, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: за что-либо приобретенное всегда приходиться платить.

Инструкция: “Я хочу предложить вам посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, полностью расслабьтесь.

 Представьте то, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Светло или сумрачно в окружающем вас лесу. Что вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Внезапно тропинка вновь возникает перед вами и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становиться интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики, склянки. Повсюду банки, сосуды, коробки. Это старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте себе, что я – продавец из этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет. Я задам вопрос: “Что ты отдашь за это?” Он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-то из группы захочет приобрести это качество, способность, или, если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным.

Через некоторое время ко мне подойдет следующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.

Рефлексия занятия.

  • Что вы чувствовали в процессе тренинга?
  • Что нового о себе узнали?

Занятие 2 "Мой мир"

Цель: стимулировать подростков в осмыслении своего внутреннего мира.

Ход проведения

1. Разминка:

Упражнение “Прогноз погоды”

“Возьмите лист бумаги и карандаш и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению”.

Упражнение “Я люблю…”

Участники сидят по кругу. Ведущий выходит из комнаты. Один желающий произносит фразу “Я люблю…” и дальше называет что именно: “Я люблю играть на гитаре”. Ведущий заходит в комнату. Педагог просит отгадать, кто бы из присутствующих мог так заявить: “Я люблю играть на гитаре”. У водящего 3 попытки.

2. Основное содержание:

Упражнение “Никто не знает…”

Участники бросают друг другу мяч со словами: “Никто из вас не знает, что я (или у меня).

Упражнение “Давайте встанем”.

Участники сидят в кругу. Взрослый просит встать тех, кто обладает какими-либо качествами или способностями (встаньте те, кто играет в шахматы; те, кто помогает маме…)

Упражнение “Акустика”

Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза, они сначала концентрируют внимание на звуках, доносящихся извне – коридора, с улицы. Через 1 – 2 мин. Взрослый спрашивает, что они слышали. Затем на 1 – 2 мин. Вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри комнаты. Через 1 – 2 мин. Взрослый вновь спрашивает о том, что они услышали. Затем на 1 – 2 мин. Дети закрывают глаза и прислушиваются к своему внутреннему состоянию и вновь анализируют услышанное.

Рефлексия занятия.

  • Легко ли было проникнуть в свой внутренний мир? В мир другого?
  • Как изменилось отношение к своему “Я” у вас в ходе тренинга