Значение информационных технологий для профессиональной готовности студентов техникума

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из путей повышения качества профессиональной готовности студентов, как будущих специалистов к практической профессиональной деятельности - использование в образовательном процессе новых информационных технологий.

Профессиональная деятельность студентами осваивается на практических занятиях, при выполнении курсовых проектов, во время прохождения практик, дипломном проектировании.

Студенты учатся самостоятельно ставить познавательную задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей деятельности, а затем формулировать следующие задачи.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности – способен не только внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные компоненты той или иной локальной образовательной системы: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля.

Компьютер как средство повышения эффективности научно- исследовательской деятельности в образовании – современные научные исследования уже не могут быть успешными без всестороннего информационного обеспечения. Такое обеспечение предполагает поиск источников наиболее “свежей” и наукоемкой информации, отбор и избирательную оценку этой информации, ее хранение, обеспечивающее должный уровень классификации информации и свободу доступа к ней со стороны потенциальных потребителей, наконец, оперативное необходимой информации пользователю по его запросам.

Мультимедийные технологии объединяют вместе данные, звук, графические изображения, видео и анимацию, что позволяет ярко и наглядно представить информацию.

Под руководством преподавателя студенты создают интересные проекты, с которыми выступают при представлении научно-исследовательских работ, рефератов, на защите отчетов по прохождению профессиональных практик, курсовых, дипломных проектов.

Содержание проектной научно-исследовательской работы в электронной версии по дисциплине “Гидротермическая обработка и консервирование древесины” включает основные разделы: описание работы, проект работы, мультимедиа, характеристики авторов, требования к программе.

В выполненном проекте, основанном на создании гипертекста с помощью специального языка гипертекстовой разметки HTML, имеется возможность переходов по гиперссылкам, которые позволяют естественным образом увязать различные материалы.

Курсовое проектирование в программе MathSoft Apps Mathcad с элементами исследовательской деятельности, с использованием информационных технологий повышает стремление студентов участвовать в познавательно-профессиональной деятельности, желание получить новую информацию.

В исследовательскую часть входят расчеты по основной теме дисциплины “Физические свойства древесины”, выполненные в программах MathSoft Apps Mathcad (водопоглощение, разбухание, усушка), Microsoft Excel (плотность, усушка). В программы введены справочные данные, расчетные формулы, что позволяет при введении различных исходных данных, практически привязанных к производству, производить быстро расчеты, строить сравнительные графики, исследовать сортиментный состав древесины, изменение ее свойств. Анализ сортиментного состава пиломатериала, его влажностная характеристика обрабатывается студентами с использованием компьютерных программ, выполняется сравнительный анализ по физическим показателям, изменению показателей древесины разной характеристики в процессе сушки. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Раздел “Мультимедиа” состоит из видео, слайдов, презентаций.

Видео объединяет в себе видеофильмы в создании, которых студенты принимают активное участие: съемки на предприятиях (Кемеровоэксмебель, ООО “Компания Кедр”, Новокузнецкмебель), монтаж, озвучивание в программе Adoba PREMER PRO 2.0. Такая работа позволяет изучать и мультимедиатехнологии, и производственные процессы будущей профессиональной деятельности. В процессе монтажа выбирается из отснятого материала лучшее, составляется озвучение фильма на определенное время, формируются кадры в соответствие с текстом. Тематика видеофильмов содержит технологические процессы, работу оборудования, состояния складов сырья и пиломатериалов.

Для создания слайдов используются фотографии, выполненные на предприятиях (ООО “Компания Кедр”, УПМ ГОУ СПО МЛТТ, ООО “Док”), оформленные в виде слайд-шоу с помощью программ Adobe Photoshop, Windows Movie Maker .

Презентации (Курсовой проект, свойства древесины, характеристика древесины). Создание с помощью программы Microsoft PowerPoint презентаций дисциплины, курсового проекта, отдельных тем дает развитие воображению, применение умения выделения главного, более полному погружению в изучаемый и исследуемый материал.

Проект научно-исследовательской работы в электронной версии по дисциплине выполнили студенты группы ТД-41 – И.В Повар., Д.О. Постников под руководством преподавателей И.Л. Кожемяко, А.Н. Ходус. Активные методы обучения побуждают студентов к мыслительной деятельности, на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Раздел “Требования к программевключает минимальные программные требования: операционная система Microsoft Windows 98/Me/NT/2000/XP; обозреватель Microsoft Internet Explorer 6; MathSoft Apps Mathcad 2001; Microsoft Word 97/2000/XP/2003; Microsoft PowerPoint 97/2000/XP/2003, Microsoft Excel .

Оформление проектной электронной версии по дисциплине производилось на основе языка гипертекстовой разметки (HTML) в редакторе Microsoft FrontPage 2003, создание 3D графики – Xara Webstyle v4.01

Будущие специалисты должны видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности в последующем, работая с информационными системами, формируя качества и углубляя знания по дисциплине, необходимые при работе на производстве, учится понимать информационную культуру, все это должно осуществляться с высокой степенью наглядности и информатизации.

Научно исследовательская работа с использованием мультимедиатехнологий является важным фактором для студентов в подготовке к будущей профессиональной деятельности.

 Таблица 1 Содержание проекта в электронной версии по дисциплине

Разделы проектной работы

Описание работы, проект работы, мультимедиа, характеристики авторов, требования к программе Оформление проектной электронной версии по дисциплине производилось на основе языка гипертекстовой разметки (HTML) в редакторе Microsoft FrontPage 2003, создание 3D графики – Xara Webstyle v4.01

Описание работы

Тезисы (Краткое содержание работы) Доклад (Подробное описание работы)

Мультимедиа

Видео Видеофильмы на базе предприятий области, созданные Кожемяко И.Л. и студентами. Высокий уровень информации, знакомство с мультимедиатехнологиями- программа Adoba PREMER PRO 2.0
Слайды Схемы, рисунки, диаграммы, фотографии сушильного оборудования, камер – программа Adobe Photoshop 7.0
Презентация дисциплины, курсового проекта, исследовательской работы Основные положения изучаемого материала, иллюстрируемые фотографиями (Microsoft PowerPoint 2003) с целью активизации познавательной деятельности студентов

Проект работы

Расчетная часть Теоретическая часть

Расчетная часть

Исследовательская работа Сравнительный анализ расчетов, показателей в специальной части. Глубокое проникновение в изучаемую дисциплину – программа MathSoft Apps Mathcad, Microsoft Excel 2003
Проектирование Методика расчета курсового проекта в программе MathSoft Apps Mathcad
Теоретическая часть
Требования к программе

На основе анализа приведенной проектной работы возникает возможность в качестве ведущей выделить ключевое условие эффективности профессионального образования - осуществление профессиональной подготовки студентов на основе познавательной деятельности. Для повышения качества обучения, активизации познавательно-профессиональной деятельности студентов предлагается реализация новых информационных технологий в образовательном процессе техникума, как одно из эффективных, творческих направлений обучения.

Литература

  1. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности студентов: Учебное пособие. - Челябинск: Издательство ЧГПИ"Факел", 1994. - 157 с.
  2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: ACADEMA, 2005-125 с.
  3. Богумирский Б. Windows 98:. Справочник – СПб: Питер, 1999 – 488 с.
  4. Бондаренко Е.А., Журин А.А. Состояние медиаобразования в мире. / М.: Педагогика №3, 2002
  5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Аcadema, 2005-189 с.