Урок - физический театр по теме "Сила трения"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


 

Тип урока: Урок – физический театр. Изучение нового материала.

Цель урока:

Развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к предмету.
Развитие умения выделять главное из услышанного, и оформлять письменную работу.
Дать понятие трения, причины его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине.
В ходе опроса проверить, что запомнили ребята.

 

Ход урока

Учитель:

Здравствуйте ребят. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной силой. Прежде чем говорить об этом вспомним основные характеристики силы, именно по ним и будем характеризовать силу трения. Но знакомство наше пойдёт немного в необычной форме. Мы увидим физический театр. Вы все будите зрителями и ваша задача будет ответить на вопросы.
Задача зрителей:
Вы внимательно слушаете и составляете конспект, отвечая на вопросы,:

  1. Что такое трение?
  2. Что такое сила трения? (указать её характеристики)
  3. Причины возникновения трения.
  4. Польза трения, вред трения.

(Звучит музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)

В кресле сидит Шерлок Холмс, входит доктор Ватсон

- Как дела дорогой друг?
- Скучаю?
- Почему?
- Давно не было дела, которое заинтересовало бы меня, и расширило бы мои познания.
- Да, это веская причина для меланхолии.

(садится рядом, оба молча, играет музыка)

Входит миссис Хадсон

М.Х.

- Шерлок Холмс, доктор Ватсон, к вам пришёл очень странный господин, кажется, он учёный

Д.В.

- Как вы догадались?

М.Х.

- Это элементарно, во-первых он всё время что-то записывает, при этом повторяя, слово «Эврика», значит он совершает какие-то открытия, во – вторых все руки у него в мелу, значит он часто им пользуется, т. е. он или учитель или профессор.

Ш.Х.

- Гениально миссис Хадсон, скорее завитее его сюда.

(Входит учёный, с обеспокоенным видом)

П.

- Разрешите представиться Профессор физико-математических наук

Ш.Х.

- Шерлок Холмс, мой друг доктор Ватсон. Что привело вас к нам?

П.

- Видите ли, я получаю странные письма с угрозами.

Ш.Х.

- И чем же вам угрожают?

П.

- Это даже не мне, а всему человечеству

Д.В.

- Очень интересно, и что же нам грозит?

П.

- Посланник письма угрожает ликвидировать трение

(достаёт письмо, в котором написано : «Я уничтожу трение»


Д.В.

- Странная угроза

П.

- Но ужасно опасная!

Д.В.

- А что же такое это ваше трение?

П.

- Мои ученики вам расскажут это с большим удовольствием.

(Входят ученики профессора)

Первый ученик, физик - лирик:

Трение – наш друг и враг.

Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!

Второй ученик, физик - теоретик:

Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называется трением.

Сила трения – сила возникающая, при взаимодействии тел, направленная против скорости движения.

Сила трения обозначается Fтр
Прикладывается в точку взаимодействия тел.
Направлена против движения тел.

Виды трения

  • Трение скольжения
  • трение качение
  • трение покоя

Третий ученик, физик практик:

Я продемонстрирую вам, от чего зависит сила трения

  • от вида поверхности (выполнив опыт, заполняется таблица, вывод, который ребята могут записать в конспект, может сделать ученик из класса)
  • от веса тела(вывод)
  • от площади взаимодействующих поверхностей(вывод)
  • сравним силу трения покоя, трения скольжения, трения качения(вывод: F тр покоя > Fтр скольжения > Fтр качения)

Ученик, в процессе выполнения опытов, заполняет таблицу, чтобы наглядней продемонстрировать полученные зависимости.

Опыт №1, зависимость силы трения от веса тела

3 бруска

6 бруска

Значение силы трения

 

 

 

вывод

 

Опыт №2, зависимость силы трения от вида поверхности

Гладкая поверхность

Наждачная бумага

Значение силы трения

 

 

 

вывод

 

Опыт №3, зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей

Широкое ребро

Узкое ребро

 

 

 

 

вывод

 

Сила трения покоя

Сила трения скольжения

Сила трения качения

 

 

 

Вывод

Ш.Х.

- Вы настолько увлекательно рассказывали, что мне не хотелось вам прерывать, однако мы забыли о цели вашего визита.

П.

- Да, да конечно, нам нужно скорее найти этого злодея, вы представляете, что произойдёт, если трение исчезнет.

Ш.Х.

- Знаете, как я называю такие случаи, «Дело на одну трубку». Дело в том, что пока вы так красноречиво рассказывали о трении, я позволил себе заглянуть в письмо, профессор, вы , как человек науки, должны быть очень внимательны. Посмотрите сюда. Видите. На листе бумаги есть подпись «Ученик», это говорит о том, что писавший это послание, ваш коллега, скорей всего ваш последователь, наверняка, он как и вы человек восторженный, и найдя какой-то метод борьбы с трением, сообщил это вам в таком виде.

(входит инженер)

Ин.

- Простите, мне сказали, что профессор отправился к Шерлоку Холмсу, и я не упустил возможности познакомится с вами. Инженер, занимаюсь проблемами трения, придумал как с ним бороться. Добрый день господа

П.

- Так это вы написали мне письмо?

Ин.

- Ну конечно же.

(Рассказ о борьбе с трением. Демонстрирует подшипники, машинное масло.)

Изучением трения занимаются учёные уже пятьсот лет. Первым его исследовал ещё Леонардо да Винчи (1452-1519).
Трение играет огромную роль в природе и технике – положительную и отрицательную. В первом случае его усиливают, во втором – с ним борются.
Из- за трения трущиеся части механизмов нагреваются и изнашиваются.

Есть разные способы борьбы с трением

  • использование смазки(при наличии смазки соприкасаются не сами поверхности деталей, а её соседние слои. Трение между слоями жидкостей слабее, чем между твёрдыми поверхностями.

  • использование шариковых и роликовых подшипников(внутреннее кольцо таких подшипников насаживают на вал какой-либо машины или станка. Наружное кольцо закрепляют в корпусе машины. Когда машину или станок включают и вал начинает вращаться, то вместе с внутренним кольцом он начинает не скользить, а катиться на шариках или роликах, находящихся между кольцами подшипниками. Трение же качения существенно меньше трения скольжения. Поэтому вращающиеся части механизмов при наличии подшипников изнашиваются меньше.
  • применение воздушных подушек(уменьшение трения при этом происходит за счёт того, что между машиной и опорой создаётся область воздуха с повышенным давлением, препятствующая их непосредственному контакту. Подобные устройства применяются в судах на воздушных подушках, экранопланах и других аппаратах.

П.

- Ох я глупец, простите дорогой Шерлок Холмс, уважаемый доктор Ватсон. Это глупое недоразумение.

Ш.Х.

- Ничего, ничего ваша лекция была поучительна, уверен, эти знания помогут мне в моих расследованиях.

М.Х.

- Господа, прошу пройти в гостиную, вас ждёт горячий чай.

Ш.Х.

- Прошу, надо отметить этот забавный случай, так спасать человечество мне ещё не приходилось.

Д.В.

Да, забавный случай, это надо записать.

(Уходят)

Учитель:

Я надеюсь эта весёлая история понравилась вам. И сейчас мы проверим, что вы записали в свои тетради.

(спрашивает одного, двух человек.).

Домашнее задание: записи учить, параграф 16,17.

Спасибо за урок, участники спектакля получают отличные оценки. Все тетради сдают. До свидание.