Классный час "По дороге к слову"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд “Русский язык”, портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.

“Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”.
Сабир Абдулла

2.

“Я ко всем наукам путь имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским величавым языком”
И. Данилов

3.

“Русский язык – настоящий, сильный,
где нужно – строгий,
где нужно – страстный,
где нужно – живой!”
Л.Н. Толстой

Ход классного часа

I. Орг. момент

Сегодня у нас необычное путешествие к слову. Помогать путешествовать нам будет дорожка.

II. Школа Мудрости

У нас сегодня много гостей. Поприветствуем, улыбнемся и начнем работать. Сначала напомним нашим гостям, в какую школу они пришли.

  • Как называется наша школа? ( Школа Мудрости )
  • Какие символы у нашей школы? (эмблема, флаг, гимн, переходящая сова )
  • Почему на эмблеме школы сова? ( символ мудрости )
  • Какие цвета на нашем школьном флаге? (красный, синий, желтый)
  • Что они символизируют? ( истина – син., красота – кр., добро – жел..)
  • Чем она необычна? ( Афористика )

У нас особое отношение к слову. Мы работаем с русскими пословицами, изучаем их, пробуем сочинить сами.

III. По дороге к истокам слова Русь

Разговор у нас пойдет сегодня о русском языке

- Почему мы говорим на русском языке? ( Потому что мы живем на Руси)

- Задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне?

Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а русский - человек, живущий у воды”. (С. Романовский)

А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая, свежая роса.

Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке.

А вот как пишет историк А.О. Ишимов о происхождении названия нашей страны:

“Много в старину было беспорядков, правда не соблюдалась. Случится спор у людей разного возраста, сойдутся старейшины их судить, каждый за своего родного вступается. Беда вышла оттого, что правдивого судьи не было. Надо судью из людей чужих брать – он вернее судить будет.

Слыхали люди, что в одном роде, который назывался Русью, есть три князя- брата, которые и судят правдиво, и хорошие воины. Их и позвали славяне, чтобы навести порядок на своих землях.

Рюрик с братьями пришел в славянскую землю и привел с собой весь русский народ, отчего и земля, где они стали княжить, назвалась Русью”.

Нет самого человека, если нет у него его родины. Плох тот человек, который не знает истории своей родины, народа. А откуда мы можем узнать о нашей стране? (Из книг) !!! выставка книг.

IV. Исследовательская работа (словари, справочники, энциклопедии)

- А какие у нас есть специальные, важные книги?

Словарь – сборник слов в алфавитном порядке, с пояснениями и толкованием. Если вы не знаете, как пишется то или иное слово, нужно открыть орфографический словарь ( русский язык). А если неизвестно, что означает это слово, нужно посмотреть в словарь толковый. Из какого языка оно пришло к нам? – берем словарь иностранных слов.

Посмотрим, как толкует или объясняет словарь нам слово РУСЬ и РУССКИЙ (дети работают со словарями)

Есть желающие поработать? ( пригласить ребят к словарям)

Есть выражение “Ходячая энциклопедия”. Так говорят о человеке, который много знает. В переводе с греческого слово “энциклопедия” означает “круг знаний”.

Энциклопедии выпускаются по различным областям знаний: по истории, о природе, о народах, культуре, науке … ( показать)

Есть справочники, которыми пользуются все, от ученого до школьника. А есть справочники, выпускаемые для учащихся средней школы. Например, большой справочник школьника. ( показать )

Эрудированный человек должен не только много знать, но и уметь быстро находить нужную информацию.

Ребята готовы нам прочитать толкование слов:

( заслушать)

“Русь” - одни историки выводят его из названия исчезнувшего племени роксаланов. Другие утверждают, что оно происходит от названия притока Днепра – реки Рось. Третьи убеждены: “русью” называлась часть людей, сыгравшая основную роль в создании и развитии нашей государственности.
Большая школьная энциклопедия стр.362

Русь – русская земля, территория русского государства, где протекала река Рось , около города Киева.
Большая школьная энциклопедия, стр 161

Русские – восточнославянский народ, составляющий основное население России.
Словарь русского языка С.И. Ожегов , стр.562

Одно слово Русь, ( и его родственники Русский, Россия) а сколько много толкований. И все это возможно только , благодаря нашему языку.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка.
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

V. Кроссворд “Русский язык”

Ребята, а для чего нам нужны книги? ( ответы детей)

“Одна книга тысячи людей учит”, - говорит пословица. И это так. Книги рассказывают нам обо всем: о том, что было до нас, как нам работать, книги нас учат и развлекают.

Мы дружны с печатным словом
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если б не было бы книг?
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет.
Нет твоей любимой книжки –
“Чиполлино”, например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.
Нет, нельзя себе представить.
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с “Букваря”!

Дать задание детям создать кроссворды, “По вашим кроссвордам, по лучшим из них мы составили кроссворд”. Вместе составили, вместе и разгадаем.

(см. Приложение 1)

МОЛОДЦЫ. Мы разгадали кроссворд.

Что объединяло всех писателей? ( Они писали на русском языке). - ПОРТРЕТЫ.

Мы продолжаем путешествие.

VI. Отдохнем, споем песню “Дорога добра”

VII. По дороге к народной мудрости

Наш родной русский язык точный, богатый и звучный. Недаром говорится: “Народ русский могуч и велик. Велик и его язык”.

- А откуда у писателей взялись меткие выражения, образные фразы, кто до писателей создавал наш язык.( Из уст в уста )

- Чем красна была устная речь? (Пословицами и поговорками)

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости.

Попробуйте объяснить народные поговорки:

Язык до Киева доведет.
Языком не спеши, а делом не ленись.
Доброе слово лучше мягкого пирога.

Итак, пословица – это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость. Давайте поиграем, узнаем, какие пословицы вы знаете.

1. Игра “Закончи пословицу”:

  • Без труда не вытащишь…
  • Поспешишь …
  • Волков бояться …
  • Как аукнется, так …
  • Мороз не велик, а …
  • Старый друг лучше …
  • Век живи - …
  • Глаза боятся, а …
  • За двумя зайцами погонишься - ..
  • Семь раз отмерь …

2. Собери пословицу (см. приложение №2)

3. Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:

  • На обиженных - соду возят
  • Работа не полк – в лес не убежит.
  • Машу маслом не испортишь.
  • Старый круг лучше новых двух.
  • Два сапога – тара.
  • Яйца куницу не учат.
  • Крутится как булка в колесе.
  • Лес рубят – кепки летят.
  • Ни кола, ни вора.
  • Купить кита в мешке.

4. По дороге к людям

Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами. А в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми. У каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились. Где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Словом, малая родина у каждого своя!

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!

О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц.

- Какие пословицы о Родине вы знаете? ( заслушать детей)

Есть среди них и такие:

  • “Русский человек без Родины не живет”,
  • “Нет в мире краше Родины нашей”,
  • “Своя земля и в горсти мила”
  • “Родная землица и во сне снится”,
  • “Родина мать – умей за нее постоять”.

Ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!

Старайтесь по - больше узнать о ее людях.

Мы – русские – мы должны хранить народную мудрость. Пушкин жил в Москве, Маршак – в Краснодаре … А рядом с нами живут люди, которые тоже очень любят слово – это наши шелеховские писатели, уважаемые люди нашей малой Родины. Совсем недавно мы в гости приглашали Шелеховского поэта Соколова Виктора Павловича.

- Для кого писал стихи? ( для своего внука)

С нами рядом работают учителя, которые тоже пишут стихи . Это Н.Л. Чепуштанова - наш завуч, Т.А. Демина – учитель музыки. С ними у нас будет еще время пообщаться.

Я хочу пригласить ко мне Пашу. Сегодня Павел пришел на классный час не один, а со своей бабушкой – Герасимова Лидия Романовна – это замечательный и уважаемый в нашем городе человек, который тоже очень любит слово.

5. Встреча с шелеховской писательницей Герасимовой Лидией Романовной

6. Рефлексия

Почему русский язык называют богатым, точным, звучным?

Вам понравился классный час?

О чем сегодня дома сможете рассказать?

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Учитесь правильно ставить в словах ударение. Помните, что родной язык тысячи лет создавался многими поколениями наших предков. Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть такие строки:

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – Ты один мне и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

Литература

  1. Успенский Л.Н. Культура речи. М., 1976.
  2. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. М., 1977.
  3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
  4. Шорыгина Т.А. Народные сказки. М., 2004.
  5. Феллер М. Как рождаются и живут слова. М., 1964.
  6. Серов Ю.А. Тесты и кроссворды . По страницам любимых книг. Ярославль, 2000.
  7. Давыдова М. Праздник в школе. М., 2000.
  8. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. М., 2005.
  9. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Ярославль, 1998.