Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по системе РО Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цель: Обнаружить некоторые закономерности сказочного жанра на примере русской народной сказки “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, выявить, вместе с детьми поэтический, лирический характер этой сказки.

Задачи урока:

  • показать наличие двух миров: обычного и волшебного;
  • научить детей вычленять повтор;
  • обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
  • во время сравнивнительного анализа сказки и картины В.Васнецова “Алёнушка” подвести учеников к мысли, что сказку и картину роднит грустное настроение, лирическая тональность.

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим удивительное путешествие в мир сказки.

- А что для этого необходимо? (фантазия, воображение)

- Сказок на свете очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.

- Как вы думаете, когда появились сказки и зачем их придумывали, рассказывали люди?

Сказки появились очень давно, они создавались самим народом. Конечно, сказка создавалась сначала каким-нибудь певцом или сказочником, имя которого никем не запоминалось. Если это произведение было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста.

В старину сказочников на Руси называли бахарями. Так сказка стала произведением устного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то своё. Так появились народные сказки.

2. Интеллектуальная разминка.

Прочитай предложение (раздели на слова).

а) Скоросказкасказываетсяданескороделоделается.

- Как вы понимаете это предложение?

- Какой слог надо добавить, чтобы получилось слово? (сест)

- Что заметили?

- С какой интонацией хочешь прочитать?

3. Словарно-орфографическая работа.

Отчитывание слов.

залилась слезами купец
не распознал хоромы
все было ведомо под стожком
одини-одинёшеньки
жар донимает

1 столбик – смысл объясняют дети.

2 столбик – учитель зачитывает пояснение, дети соотносят с нужным словом.

  • Это большой просторный деревянный жилой дом, в котором много комнат.
  • Куча плотно уложенного сена.
  • Человек, который занимается торговлей.

- Можно ли по этим словам сказать, какую сказку мы будем читать?

- Что вас навело на эту мысль?

- Что можно узнать из заглавия?

4. Сообщение темы и целей урока.

- Можно ли по иллюстрации предположить, какие отношения между героями? (добрые или враждебные) стр.111 учебника.

- Почему?

- Как догадались? (взгляд, гладит)

5. Работа над новым материалом.

  1. Чтение сказки (учитель + уч-ся)
  2. Беседа по содержанию:
    • Назовите жанр произведения. Докажите почему ты так считаешь?
    • На чём держится порядок жанра волшебной сказки?
    • Какие черты волшебной сказки ты можешь отметить?
    • Почему никто “ведьму не распознал”, только Иванушке “все было ведомо”?

Объясни, но не забывай, что имеешь дело со сказкой, а у сказки свои законы.

Ответы детей.

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть только тот, кто сам находится в волшебном мире. Иванушка обладает двойным зрением: в земном мире и волшебную сторону событий.

  • Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться?
  • А выплыть на бережок?
  • Сколько раз понадобилось козлёнку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком?

Вывод:

В сказке действует магия числа 3. Это число волшебного мира. Число “3” соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба.

Волшебное число героев – всегда 3 и события повторяются 3 раза.

3. Сравнение образа Аленушки в сказке и на картине.

а) Какой вы себе представляете Алёнушку?

Художник Васнецов по-своему увидел Алёнушку и в 1881 году написал картину.

б) Что вы знаете о В.М. Васнецове? (портрет)

Дополнение учителем.

Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский живописец. Родился в 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии, в семье священника. Учился в семинарии. В последних классах выяснилось, что у него большой художественный талант. В 1878 г. переезжает в Москву и занимается образами русской былины и народной сказки.

в) Внимательно рассмотрите репродукцию на с.114

  • Что вы видите?
  • Есть ли в сказке эпизод, изображенный на картине? (нет)
  • Что роднит сказку и картину?

г) Выборочное чтение.

Зачитать: какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет?

  • Как именно художник изобразил Алёнушку?
  • Почему мы решили, что она плачет?

Сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые ноги, волосы распущены, смотрит на воду.

  • Где Васнецов мог увидеть природу, написанную в картине?
  • Придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Дополнение учитель:

Недалеко от Москвы, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Здесь он и задумал свою картину. В этих же окрестностях он встретил девушку.

  • А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( именно с водой связаны все грустные события).
  • Какие грустные события связаны с водой? Зачитать.

Вода – волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет.

Докажите:

а) вода из копытца;
б) ключевая вода.

6. Итог урока.

  • С творчеством, какого художника сегодня познакомились?
  • Так что же роднит сказку и картину? (грустное настроение, лирический и поэтический характер)

Работа в парах.

Докажите, что это сказка. На столе лист, найди “сказочные предметы”.

присказка троекратный повтор
зачин сказочные предметы
концовка наличие устаревших слов
вымысел наличие волшебства
добро побеждает зло