Урок русского языка по теме "Написание Ь в словах". Программа "Школа России", 2-й класс. Автор учебника Рамзаева Т.Г.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  1. Упражнять учащихся в написании слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных и мягким разделительным знаком.
  2. Развивать речь, память, внимание учащихся, умение сравнивать и обобщать.
  3. Воспитывать интерес к учёбе, умение работать в коллективе.

Оборудование: учебник, карточки-задания, карточки со словами, картина «Зима», схема.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка.

Дети хором говорят и одновременно выполняют действия:

Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.

Учитель: Оформляем классную работу, записываем дату.

II. Основная часть урока

На доске слова «С русским языком можно творить чудеса»

1. Учитель: Так говорил русский писатель К. Паустовский. Сегодня на уроке попробуем убедиться в правоте его слов.

Учитель: Итак, послушайте внимательно отрывок из стихотворения, представьте себе картину, описанную в нём.

Простор сияет чистый,
Белым бела земля.
Под шубою пушистой
Леса, луга, поля.

Учитель: О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

- О каких признаках зимы вы услышали?

Учитель: Сегодня на уроке будем писать все слова и предложения, связанные с темой зимы.

Учитель: Первое задание выполним в форме игры.

- Прочитайте чётко, орфографически все слова с доски

Учитель: Что общего в их написании? (есть мягкий знак)

Учитель: Он - мягкий знак - подскажет нам, по какому признаку все эти слова можно разделить на две группы.

Дети: В одну группу слова с разделительным мягким знаком, в другую – с мягким знаком показателем мягкости согласных.

Учитель: Распределите слова в два столбика. Итак, какие слова возьмём в первую группу.

Учитель: Образуйте вторую группу слов.

коньки вьюга
метель Ь деревья
пальто воробьи

Обобщение

Учитель: Какова роль мягкого знака в словах первой группы?

Учитель: После каких букв пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного?

Учитель: Какова роль мягкого знака в словах второй группы? Что он показывает? После каких букв пишется? Перед какими буквами?

Учитель: А теперь давайте обобщим наши знания о показателе мягкости согласных и мягком знаке разделительном. Для этого воспользуемся моделями.

Учитель: Выберите схему-модель к первой группе слов

- Почему выбрали именно эту?

Учитель: Почему оставшаяся схема-модель подходит ко второй группе слов?

2. Учитель: Итак, ребята, вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем упражняться в правильном написании слов с Ь.

Учитель: Тема зимней природы будет продолжена в следующем задании

Учитель: прочитайте запись на доске.

....  год начинает.

Учитель: О каком месяце так говорят? Догадайтесь – год начинает.

Учитель: Почему это январь?

Учитель: Обратите внимание на словарное слово январь.

Учитель: Что обозначает Ь в этом слове?

Учитель: Давайте запишем его с комментированием.

Учитель: Найдём и подчеркнём главные члены предложения.

3. Учитель: Продолжим составлять предложения. Прочитайте запись на доске.

… намели сугробы.

Учитель: Можно ли её назвать предложением? Почему?

Учитель: Каким членом предложения будет пропущенное слово?

Учитель: Из трёх данных слов выберите подходящее и составьте предложение.

  • Вьюги
  • Листья
  • Деревья

Учитель: Почему выбрали именно это слово?

Учитель: Запишите предложение самостоятельно, проговаривая шёпотом.

Учитель: А что общего в словах вьюги, листья, деревья?

Учитель: Прочитайте только слоги с разделительным мягким знаком.

Учитель: Какой звук слышим в этих слогах?

Дети: Звук Й

4. Учитель: Продолжим работу над составлением предложений. Сейчас будете работать в парах по карточкам.

Учитель: Положите карточку на середину стола, прочитайте записи и договоритесь, какие предложения составите.

Учитель: Составленные предложения запишите, выбрав подходящие слова.

I ряд. С неба летят пушистые (хлопья, сосульки, деревья) снега.

II ряд. С крыш домов свисают длинные (хлопья, сосульки, деревья).

III ряд. (хлопья, сосульки, деревья) в лесу усыпаны мягким снегом.

Учитель: Давайте послушаем, какие зимние предложения вы составили. Прочитайте.

Учитель: Какое слово вставили? Мягкий знак в этом слове какой?

Физминутка

5. Учитель: Вы хорошо находили, объясняли, где пишется мягкий знак.

Учитель: А теперь я предлагаю вам новое задание. Я прочитаю предложения с доски. Ваша задача – найти слова с пропущенными буквами.

Для ребят настали весёлые ден.ки. Ил.я и Тарас катаются на кон.ках. Ветер б.ёт им в лицо. но друз.ям жарко.

Учитель: Прочитайте слова с пропущенными буквами.

Учитель: Объясните, какую букву вставите.

Учитель: Эти предложения мы будем писать под диктовкУчитель: Чтобы правильно, грамотно написать их, прочитайте хором, все вместе, проговаривая чётко каждый слог.

Учитель: Я закрываю текст. Приготовьтесь писать под диктовку.

Учитель: Проверьте себя самостоятельно. Сверьтесь с доской.

Учитель: Кто написал всё грамотно?

Учитель: У кого ошибка?

6. Учитель: А теперь прочитаем все написанные предложения, начиная с первого.

Январь год начинает. Вьюги намели сугробы. С неба летят пушистые хлопья снега.

(С крыш домов свисают длинные сосульки. Деревья в лесу усыпаны мягким снегом.) Для ребят настали весёлые деньки. Илья и Тарас катаются на коньках. Ветер бьёт им в лицо. Но друзьям жарко.

Учитель: Можно ли вместе назвать их текстом? Почему?

Учитель: Как его можно озаглавить?

7. Учитель: Давайте вернёмся к нашему тексту и выпишем с красной строки деньки и выполним звуко-буквенный анализ.

Деньки – 2 сл., 5 зв., 6 б., 2 гл., 3 согл.

Учитель: Почему букв больше?

III. Итог урока.

Учитель: Итак, подошла к концу наша зимняя прогулка. Ведя речь о зиме, мы использовали много слов с мягким знаком, учились грамотно писать их.

Учитель: Ребята, смогли ли вы сегодня на уроке ещё раз убедиться, что «с русским языком можно творить чудеса»? Объясните.

Учитель: Сегодня хорошо и активно трудились (назвать имена детей)

Учитель: Но оценки я поставлю после того, как посмотрю ваши письменные работы.

Учитель: А теперь послушайте домашнее задание. Продолжите и дома путешествие в зимУчитель: Составьте и запишите 2 – 3 предложения о ней. Но обязательное условие – в предложениях употребите слова с мягким знаком разделительным и обозначающим мягкость согласных.