Психологическое сопровождение семей учащихся УО

Разделы: Работа с родителями


Актуальность: Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья - ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
  • социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
  • социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».

Немалое количество методических рекомендаций, практических советов, посвященных функционалу школьного психолога, охватывают широкий спектр форм его работы с ребенком: диагностика, профилактика, консультирование, коррекция выявленных трудностей и т.д. Меньшее количество методических разработок по психологическому сопровождению семьи. Однако проблема успешного обучения учащихся тесно связаны с тем, какая общая атмосфера в семье, как складываются отношения учащихся с их родителями. Неблагоприятные отношения, конфликты, грубость и нетактичность поведение членов семьи по отношению к учащимся часто рассматривается как одна из основных причин тревожности. Безусловно, в настоящее время, вопрос о причинах возникновения тревожности остается открытым. Однако некоторые авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности считают нарушение взаимоотношений в семье.

Чувство тревожности у детей подвержено влиянию множества факторов, в том числе атмосфера и структура семьи, взаимоотношения между членами семьи и стиль родительского воспитания играют важную роль. Таким образом, изучение особенностей процесса социализации в семье, стили родительского воспитания и чувство тревожности ребенка являются актуальными вопросами волнующими как педагогов и психологов, так и родителей.

Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований – как отечественной психологической науке, так и за рубежом. Взаимоотношения в семье рассматривали такие известные педагоги и психологи как А.В. Петровский, А.С. Макаренко, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, А. Адлер, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и другие.

В научных трудах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и родителей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родителям в школе уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести её психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

Таким образом, с целью сбора информации, совместно с социальными педагогами составляется социально-психологический портрет семей, где отражены социальные особенности семей учащихся (полная – неполная семья, количество членов семьи, социальный статус родителей и др.).

Хотя полные и неполные семьи достаточно своеобразны и поэтому отличаются, тем не менее, у них есть многое, что сближает их с любыми другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если взрослые привнесут в нее заботу и творчество.

К неполным семьям предъявляются особые требования. Эйдемиллер Э.Г. выделяет три типа таких семей:

  • первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;
  • второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;
  • третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Проблема состоит в том: сможет ли семья, состоящая только из одного взрослого, создать условия для личностного роста детей и взрослого?

Проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то, как же он может почувствовать, что он сам хороший?

Согласно мнению Титаренко В.Я., социальный статус семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей: «…У детей рабочей группы доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным».

Независимо от социального статуса, родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому работниками психологических служб должны уделять большое внимание психологическому сопровождению семьи: проблемам взаимоотношений между родителями и подростками в семье, считая это направление весьма актуальным в современных условиях.

Как система профессиональной деятельности психолога психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках образовательного учреждения.

В систему сопровождения включаются все участники образовательного процесса. В качестве объекта психологического сопровождения может выступать либо конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей.

Основной целью психологического сопровождения является создание благоприятных условий для оптимизации взаимоотношений учащихся в семье.

Таким образом, психолог, совместно с родителями, решает в рамках системы психологического сопровождения ряд задач, являющихся компонентами единой системы взаимодействия:

  • знакомство с особенностями и проблемами пубертатный возраста и учёт психологических особенностей личности подростка;
  • обучение навыкам конструктивного взаимодействия с подростками;
  • формирование адекватной социальной самооценки родителя;
  • развитие личностного потенциала родителей, как один из способов самосовершенствования;
  • активизация резервных возможностей родителей для реализации себя как личности;
  • самодиагностика особенностей воспитания.

Решение поставленных задач обеспечит процесс психологического сопровождения семьи в области личностного, интеллектуального, духовного и нравственного развития.

Психологическая помощь семье
1.1. Семья как объект психологической помощи

Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей важности данной проблемы, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

В «здоровых» семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как бы выделить свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении

К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Уникальным катализатором семейного воспитания являются родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально, и потому его невозможно заменить никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны практически невозможно восполнить в последующей жизни человека.

Воспитательный микросоциум, часть социальной микросреды, которая осуществляет направленное и ненаправленное воспитательное воздействие и влияет на формирование личности ребенка.

Семье в воспитательном микросоциуме, этом малом круге общения, принадлежит главная роль. Семья осуществляет воспитательные воздействия и влияния позитивной и негативной направленности в зависимости от личностных особенностей родителей, их отношения к ребенку и его воспитанию, стиля семейного воспитания. В каждой семье, основанной на родственных чувствах и привязанностях, складывается особый эмоционально-психологический микроклимат, формируются семейные роли. Эти и многие другие параметры, переплетаясь между собой, и определяют семью как воспитательный микросоциум.

Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей, например Минияров В.М., связывает его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. По мнению Овчаровой Р.В., наибольшее значение для формирования личности имеет морально-психологический климат семьи, который определяет и опосредует все другие факторы. В свою очередь, сам микроклимат семьи зависит от характера семейных и, прежде всего супружеских и детско-родительских отношений.

Мы определяем воспитательный потенциал семьи, прежде всего через детско-родительские отношения. К семьям с высоким воспитательным потенциалом мы относим семьи подростков, в которых семья и родительство являются терминальными жизненными ценностями, в которых присутствует безусловное принятие ребенка как личности, позитивное отношение ребенка к отцу (матери) и родителям как семейной чете. При этом не нарушена структура семейных связей и функционально-ролевое взаимодействие, преобладают социально-желательный тип поведения родителей и социальная адекватность поведения детей.

Семьи с низким воспитательным потенциалом имеют противоположные характеристики.

С точки зрения влияния семьи на развитие личности ребенка, психологу важно выяснить, какую роль в этом влиянии играют личность родителей, их отношение к ребенку, семейный эмоционально-психологический микроклимат, складывающийся в определенную семейную ситуацию развития. Его также интересует, каким образом различные семейные ситуации воспринимаются ребенком, какие последствия они вызывают в его личностном развитии, поведении и как это сказываются на его эмоциональном самочувствии.

Психологи службы «Центра образования», изучая микроклимат семьи, детско-родительские отношения, на протяжении нескольких лет, используют диагностическую методику «Анализ семейной тревожности». По результатам которой формируется индивидуальная коррекционно-развивающая работа.

Учеными доказано, что знание психологических основ родителей в семье это успех эффективного взаимодействия с детьми, особенно в подростковом возрасте

Психологами службы «Центра образования» была составлена и проведена анкета, которая помогла изучить психологическую грамотность родителей. Результаты, представлены в таблице №4

Таблица№4

Предлагаемые вопросы

Предполагаемые ответы

Как вы считаете, необходим ли психолог в школе?

Необходим –

Нет необходимости

Воздерживаюсь

Предполагаете ли вы помощь психолога в воспитании ваших детей?

Да

Нет

Не определились

Откуда вы получаете информацию о воспитании ребёнка?

Книги, телевизор

Опыт (собственный, родителей, соседей)

Кл. руковод., психолог, др. специалисты

Не имеют никаких источников

Необходимо ли вам психологическая помощь?

Да

Нет

Не определились

В решении каких проблем необходима поддержка?        
В какой форме?

Индивидуально

Групповая форма

Ни в какой

1.2. Модель психологического сопровождения

По мнению Овчаровой Р.В., существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог в работе с семьей.

1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно является ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Психолог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.

3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений.

4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Психологами службы «Центра образования» была разработана обобщенная модель психологического сопровождения семьи, которая позволяет увидеть психологию семьи в целом и оценить семейные особенности в частности. В обобщённой модели лучше просматривается взаимосвязь задач, условий, средств, результатов воспитания и сотрудничества, дальше видятся перспективы (см. приложение 1).

Модель включает в себя несколько звеньев: информационное, профилактическое, диагностическое, консультационное, коррекционно - развивающее. В каждом звене есть свои приоритеты. Однако есть и общее. Остановимся на некоторых из них.

Необходимость увеличить уровень осведомлённости родителей учащихся «Центра образования» об актуальном состоянии психологического здоровья и его влиянии на становление личности подростков, причинах его снижения и предлагаемых средствах, формах его укрепления.

Родители нуждаются в психологической помощи и поддержке в воспитании и взаимодействии в семье.

И главный приоритет – оптимизация взаимопонимания учащихся с родителями, которое достигается путём гармонизации личности родителя понимаемый как процесс постепенного преодоления невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени эмоциональной устойчивости, согласованности интегральных характеристик личности.

Анализируя приоритетные стороны модели, возникла необходимость создания программы работы родительского университета «Новый взгляд» {раздел практико–развивающий этап}, целью которого является создание условий, в рамках которых родители могли бы получить личностно – значимые для них знания, навыки. (см. приложение №2)

В настоящее время сохраняется разрыв между психологией родителей и психологией детей. Следует согласиться с Карабановой О.А, что независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», родители, как правило, занимают «неверную» позицию, приводящую к неэффективным взаимоотношениям с детьми.

Результаты многолетних исследований практических психологов доказали, что резкое ухудшение психического здоровья учащихся во многом определяется невротической средой окружения, создаваемой в семье. Можно согласиться с мнением Гиппенрейтер Ю.Б, что «проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с родителями. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что родители относятся к категории людей, которые достаточно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы. Поэтому при организации психологической помощи родителей необходимо учитывать ожидания родителей от процесса взаимодействия с психологом.

К сожалению, в большинстве случаев, практически каждый родитель видит перед собой образ психолога – волшебника, который пришёл в школу с целью решения всех проблем воспитания и обучения, ликвидации всех недостатков подрастающего поколения. Но правильное профессиональное представление о роли психолога в учебном заведении формируется у родителей не сразу. Постепенная подготовка родителей учащихся Центра к психологическому сотрудничеству, способствовала определению границ взаимодействия в выявлении семей с нарушением детско-родительских отношений, с целью изучения возможных ожиданий родителей в рамках взаимодействия «родитель – психолог», родителям предложено анкетирование по выявлению проблемных тем (приложение № 3).

1.3. Этапы организации психологической помощи родителям
Информационно – методический этап

Информационный этап включает в себя общие сведение о профессии психолога, значимости психологических знаний в формировании у родителей интереса к практической психологии. Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции. Публикация интересных новинок в области психологических знаний осуществляется через школьную газету «Реалочка» и оформление стендов. Методическое обеспечение осуществляется по запросу родителей по различной психологической тематике.

Формирование у родителей интереса к практической психологии осуществляется через беседы о практической психологии, имеющие увлекательный характер. Психолог может начать с любой тематики, которая будет интересна родителю независимо от основных задач. Например, в последние годы в обществе сохраняется устойчивый интерес к астрологии. Не следует отвергать эту область практических знаний о человеке только потому, что для профессионального психолога она имеет «привкус» излишне популярной и упрощенной. Обсуждая с родителями астрологическую типологию на грамотном психологическом языке, можно умело пробудить их интерес к существующим возможностям развития самих себя и способностей собственных детей. Мы рекомендуем уделить внимание теме «Астрологические типы» или «Особенности возраста с точки зрения психологии». Важно давать родителям психологическую информацию как «материал» для возможностей по саморазвитию и самоизменению в шутливой и игровой форме. Психолог должен стремиться к налаживанию психологического контакта с каждым родителем, демонстрации собственного профессионализма и, конечно же, активизации интереса к практической психологии. Возникновению психологического контакта родителей со школьным психологом и формированию их интереса к практической психологии могут способствовать и занятия, посвященные сугубо «женской проблематике»: «Психология супружеских взаимоотношений», «Супружеские конфликты» и т.д. Безусловно, разговор с родителем по этим сложным вопросам должен быть предельно тактичным, щадящим и не затрагивать каких-либо конкретных моментов из их личных жизненных ситуаций.

Диагностический этап

В процессе проведения диагностического этапа решаются следующие вопросы: изучение детско-родительских отношений, используемые методы, область изучения, процедура проведения диагностического исследования, а также его итоги.

Изучение особенностей семьи может осуществляться с помощью различных методов, но в целом могут быть применены три подхода: объективный, при котором используются не прямые методы, когда изучение семьи осуществляется по объективным показателям развития учащихся. Субъективный, когда диагностика осуществляется на основе того, что родитель говорит о себе сам, о своей семье (самооценка, стиль семейного воспитания, взаимоотношения в семье и т. д.). Проективный подход – когда родитель комментирует, интерпретирует плохо структурированные, по его мнению, семейные ситуации, делает выводы, а затем рассуждения анализируются. В процессе диагностики изучаются личностные параметры родителя, уровень психологического комфорта в семье, удовлетворённость браком и т.д.

Процедура социально–психологического исследования семьи – весьма трудоёмкая процедура, требующая жёсткого соблюдения определённых этических требований. Рекомендуется проведение определённой диагностики одним лицом с соблюдением корректности в проведении исследования и трактовки экспериментальных данных. Исследование проводится на добровольной основе. Данные предоставляются группе родителей либо в индивидуальном порядке, либо в групповом, в зависимости от полученных результатов. При этом необходимо довести до каждого родителя установку на то, что изучение не является самоцелью, а проводится в интересах семьи с целью гармонизации их личности, влияющей на личность их детей. Задачи изучения:

  • изучение межличностных взаимоотношений в семье;
  • изучение внутрисемейной динамики отношений;
  • формирование и укрепление адекватной самооценки, позитивной – «Я- концепции».

Реализация поставленных задач изучения осуществлялась по следующим диагностическим методикам:

  • Диагностическая методика «Опросник родительского отношения» (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
  • Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент.

Цель данной методики: выявление внутрисемейной динамики, то есть отношение родителей к поведенческим стереотипам, а также выявление особенностей воспитания и понимания характера личности ребёнка, его поступков.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

  • Диагностика семьи и семейного воспитания с точки зрения учащегося

В данном направлении психологами службы используются две диагностические методики:

1. «АСТ (анализ семейной тревожности)» в обработке Овчаровой Р.В.

Данная методика позволяет выявить у учащихся уровень чувства вины, тревоги, нервно- психического напряжения, связанных с внутрисемейными обстоятельствами.

2. «Определение социально – психологического типа личности» Минияров В.М.

С целью изучения стилей семейного воспитания, а также характерологических свойств личности, объясняющих детерминированность поведения учащихся начиная с 2004-2005 учебного года нами используется диагностическая методика «Тест по определению социально – психологического типа личности» Миниярова.

По результатам диагностического обследования проводится анализ исследуемых функций и проблем. Дальнейшее сотрудничество с родителями осуществляется через индивидуальное консультирование.

Консультативный этап

Задачи данного направления определяются оказанием реальной консультативной помощи родителям в вопросах личного характера семейного воспитания. На этом этапе в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированная на помощь различным группам и отдельным родителям в решении проблем обучения и воспитания собственных детей. Формы консультаций могут быть индивидуальными, и групповыми.

Формы консультативной деятельности

Индивидуальные формы консультирования педагогов

Групповые формы консультирования педагогов

Консультирование родителей (рекомендации, документальное использование)

Плановые родительские собрания по результатам диагностических обследований.

Консультирование родителей по особенностям воспитания детей, имеющих ограничения здоровья.

Экспресс – консультации (по мере необходимости)

Консультирование по личному запросу преподавателей.

Консультирование по запросу администрации.

В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном проблемы следующего характера:

  • особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.);
  • личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.);
  • вопросы его жизненной перспективы и профориентация;
  • сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми — в семье, в школе; с братьями и сестрами, одноклассниками, друзьями и т.д.).

Практико-развивающий этап

Психологическое сопровождению семьи в «Центре образования» на практико–развивающем этапе осуществляется по следующим формам:

- психологические практикумы;
- семинары–практикумы;
- деловые игры;
- тренинги.

Проанализировав практико – развивающий этап на протяжении нескольких лет, следует отметить, что с началом открытия родительского университета «Новый взгляд», в основе которого, в первую очередь, - помощь родителям в приобретении навыков эффективного взаимодействия при конфликтных ситуациях, владения собой в проблемных жизненных ситуациях.

Заключение

Таким образом, необходимо отметить, что навык конструктивного общения с ребенком - это одна из составляющих позитивного развития подростка. Роль правильно организованного общения особенно велика потому, что атмосфера семьи – успех развития гармоничной конкурентно-способной личности.

Несмотря на то, что родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. В семье дети приобретают навыки взаимодействия, осваивают социальные роли, осмысливают нормы и ценности.

Разработанная нами модель психологического сопровождения семьи, является технологией конструктивного изменения поведения родителя, обуславливающая развитие интегральных характеристик личности подростка, его самосознание. В своей практической деятельности мы используем различные виды тренинговых занятий, деловых игр, психологических практикумов, а также традиционные формы работы – лекции, беседы, консультации. Модель включает в себя четыре психолого-педагогических направления профессионального сотрудничества:

Первое направление направлено на решение проблемы гармонизации личности родителя – воспитывать и поддерживать мотивацию на построение конструктивных отношений с подростками.

Второе – обеспечивать социально – психологические условия для повышения уровня психологической грамотности.

Третье направление - психологическое обеспечение культуры эмоциональной жизни родителя. С одной стороны, психологическая готовность родителя к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации, а с другой – способность родителя ценить, правильно понимать переживания собственных детей. Эмоциональная, поведенческая и интеллектуальная гибкость даёт возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций.

И, наконец, четвёртое направление - решение проблем оптимизации отношений «родитель – ребенок» с целью повышения самосознания родителей, осознания себя личностью, хозяином жизни, способного проектировать своё будущее, а также самостоятельного проектирования жизни своих детей. Реализация практико–развивающего этапа модели сопровождения осуществлялась через адаптивный курс - родительский университет «Новый взгляд». Итогом работы занятий в университете является рефлексирующий этап.

В перспективе планируются следующие формы психологического сотрудничества:

  • психолого-педагогические конференции на уровне взаимодействия (учитель- родитель);
  • психологический практикум с привлечением родителей, воспитывающих детей в одном стиле семейного воспитания.

Перечень предлагаемых форм работ может быть большим и содержательным, но главная задача психологического сопровождения заключается не в количестве, а в качестве отработанных на практике форм взаимодействия, приобретённом опыте и навыке к самоанализу. Таким образом, разработанная программа университета «Новый взгляд» в конечном счете оказывает содействие личностному и социальному самоопределению родителей и учащихся, так как навыки конструктивного взаимодействия являются основополагающим фактором оптимизации их отношений. Деятельность психологической службы школы в работе с родителями является одним из факторов в единой системе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства МОУ «Центр образования».

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М.: «Ар. Факты».-1993. - 603с.
  2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.- 458с.
  3. Браун Дж, Кристенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001. – 364с.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996. – 528с.
  5. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная психотерапия. / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. А.З. Шапиро. СПб., 2001. – 386с.
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
  7. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М. Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256с.
  8. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
  9. Разумова ИА. Потаенное знание современной русской семьи. СПб. 2001. – 180с.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
  11. Смирнова И.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001. – 596с.
  12. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2001.- 543с.
  13. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд.Мысль, 1987. - 351с.
  14. Учителям и родителям о психологии подростка // Под редакцией Аракелова Г.Г. - М.: Высшая школа, 1990. – 420с.
  15. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: Кн. для шк. Психологов, родителей и учителей. 2-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 96 с.
  16. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М.: Авиценна, 1996. – 398 с.
  17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.