Урок-исследование "Человек проникает в тайны природы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Знакомство с понятием солнечная система, исследование планет солнечной системы и их местоположение. Научить детей строить столбчатые диаграммы и применять их на практике.
  2. Закреплять умения работать со смешанными дробями, совершенствовать вычислительные навыки.
  3. Пробуждать интерес к предметам.

Организационный момент

  1. Готовность детей к уроку.
  2. Сообщение темы и целей урока.

ХОД УРОКА

Презентация

Человек проник в тайны строения веществ и научился создавать из природных веществ искусственные материалы. Изобретение искусственных материалов дало возможность заменить сотню электронных ламп одной крошечной пластинкой-микросхемой. На основе микросхем созданы современные настольные компьютеры.

Компьютер во многом заменил счётную машину, библиотеку, пишущую машинку, типографию, справочное бюро, игровой автомат и многое другое. Учёные смогли проникнуть и в тайны микромира. Открытие рентгеновского и радиоактивного излучения дало возможность исследовать строение атомного ядра. Оказалось, что оно устроено так же сложно, как мир небесных тел, и там действуют те же законы природы. Изобретение новых материалов, видов горючего и мощных двигателей сделало возможным освоение космоса. Ракеты смогли выводить различные аппараты в космос, превращая их в искусственные спутники земли. Это сложные автоматы, которые занимаются наблюдениями за звёздами, за погодой на земле, посылают сигналы связи.

Первый искусственный спутник земли был запущен в нашей стране в 1957 году. В 1961 году наш соотечественник Юрий Гагарин впервые облетел землю на пилотируемом космическом корабле, увидел нашу планету из космоса. Помимо планеты Земля существует ещё 8 планет, сейчас мы с ними познакомимся.

Использование мультимедийного проектора

Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют солнечную систему. В Неё входят 9 больших планет с их спутниками, тысячи малых планет.

1 слайд-Юпитер крупнейшая планета солнечной системы. Находится она в 5 раз дальше от солнца, чем земля, и получает от него в 27 раз меньше тепла. Температура поверхности Юпитера равна -170 градусов. У Юпитера 13 спутников (на доску вывешивается изображение планеты и расстояние от планеты до солнца 5,2 астрономических единиц (а.е.)).

2 слайд-Сатурн второй по величине гигант. Масса почти в 100 раз больше массы земли.

Планета находится далеко от солнца, поток солнечной энергии в 90 раз меньше, чем на земле, и поэтому поверхность нагрета до температуры -180 градусов. Имеет 10 спутников(на доску вывешивается изображение планеты и расстояние от планеты до солнца 9,6 а.е.).

3 слайд-атмосфера Нептуна состоит из водорода и метана. Время обращения вокруг солнца-164 года. Температура поверхности планеты меньше -200 градусов. Имеет 1 спутник(на доску вывешивается изображение планеты и расстояние-30,2 а.е.).

4 слайд-Уран обращается вокруг солнца как бы лёжа. Температура не превышает -200 градусов. Атмосфера планеты состоит из метана и водорода. Если земля обращается вокруг солнца за 1 год, то Уран- за 84 земных года(на доску вывешивается изображение планеты и расстояние-19,2 а.е.).

5 слайд-Земля одна единственная из “живых” планет солнечной системы. Две трети Земли- вода, одна треть-суша. Земной шар слегка приплюснут у полюсов. Атмосфера состоит из азота(78%) и кислорода(21%). Планета имеет 1 спутник- это Луна(вывешивается изображение и расстояние-1 а.е.)

6 слайд-Венера – это ближайшая к нам планета, плотно укутанная облаками, долго была планетой загадок. Толщина облачного покрова достигает 30-60 км. Воды на поверхности нет. Но есть горы и масса кратеров(изображение планеты вывешивается на доске, расстояние-0,7 а.е.)

7 слайд- Марс вдвое меньше земли по размерам и в 9 раз по массе. Две трети Поверхности Марса занимают светлые области, получившие в прошлом название материков, около одной трети- тёмные участки, названные морями. Вблизи полюсов осенью образуются белые пятна- полярные шапки, исчезающие в начале лета(вывешивается изображение планеты и расстояние-1,5 а.е.).

8 слайд-Меркурий немного больше Луны. Движется вокруг солнца по вытянутой орбите, то приближаясь, то удаляясь от солнца. В полдень температура на экваторе 420 градусов, ночью- -180 градусов. Атмосферы нет (вывешивается изображение планеты и расстояние-0,4 а.е.).

9 слайд-Плутон самая маленькая планета. Период обращения вокруг солнца-248 лет. По существу это ком из аммиака, метана и водорода. Имеет 1 спутник (вывешивается изображение планеты и расстояние-40 а.е.).

Совершенствование вычислительных навыков

Расчёт расстояний от планет до солнца (1 астрономическая единица это 150 млн.км, т.е расстояние от Земли до солнца.)

Юпитер - 150:10х52=780 млн.км

Сатурн - 150:10х96=1440 млн. км

Нептун - 150:10х302=4530 млн.км

Уран - 150:10х192=2880 млн.км

Земля - 150 млн.км

Венера - 150:10х7=105 млн.км

Марс - 150:10х15=225 млн.км

Меркурий - 150:10х4=60 млн.км

Плутон - 150х40=6000 млн.км

На доске вывешивается таблица расстояний.

Построение столбчатой диаграммы

Чтобы иметь полную и наглядную картину удалённости планет от солнца, мы с вами научимся строить столбчатые диаграммы, по которым легко будет определить местоположение той или иной планеты.

Использование мультимедийного проектора

Показ построения диаграмм с помощью слайдов

Самостоятельная работа

Построение учащимися диаграмм на заранее приготовленных листочках (один ученик выполняет у доски)

Коллективная работа

На доске вывешивается звёздное небо с солнцем и девятью орбитами. С помощью полученных результатов и диаграмм ученики размещают планеты на свои орбиты.

Подведение итогов

  • что такое солнечная система?
  • сколько планет в солнечной системе?
  • какая планета ближе к солнцу?
  • какая из планет самая большая?
  • на какой орбите она расположена?
  • на какой планете холоднее всего? Почему?
  • какая планета ближе всех к земле?(и т.п.)
  • для чего нужны диаграммы?

Домашнее задание

Реферат

Литература

  1. Окружающий мир 4 класс А.А.Вахрушев
  2. Математика 4 класс Л.Г.Петерсон
  3. “Планетная система” www.5 ballov.ru