Урок внеклассного чтения по теме "Книги Ю.Дмитриева о природе", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • познакомить детей с творчеством писателя Ю. Дмитриева;
  • учить вдумчивому чтению;
  • развитие речи, мышления, любознательности;
  • развитие познавательной активности, расширение кругозора;
  • воспитание потребности, любви к чтению;
  • воспитание любви к родной природе.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг;
  • карточки для определения настроения;
  • раздаточный материал;
  • аудиокассета с записью лесных звуков.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.
  3. Знакомство с биографией писателя.
  4. Работа с текстами в группах.
  5. Закрепление. Выводы по творчеству писателя.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Определение настроения.

Учитель: Ребята покажите с помощью карточек, лежащих у вас на столах ваше настроение. Выберите карточку с соответствующим личиком. Определите настроение всей группы.

Итак, настроение у всех хорошее. Можем начинать нашу работу.

Звучит запись голосов леса.

2. Вводная беседа.

Учитель: Мы с вами отправляемся за новыми открытиями. А где мы будем делать открытия? Где будем их искать?

Ученики: Эти открытия мы будем делать в природе.

Учитель: Кто нам будет помогать в нашей работе?

Ученики: В нашей работе нам будут помогать книги.

Учитель: Читая книги, мы можем совершать путешествия, участвовать в походах, приключениях, а еще делать открытия. Итак, в путь за новыми открытиями.

На доске я написала эпиграф к нашему уроку:

“Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни”.

Учитель: Ребята о ком эти строки?

Ученики: Эти слова о живой природе: о животных, растениях.

Учитель: Помощниками в нашей работе сегодня будут книги Ю. Дмитриева.

3. Знакомство с биографией писателя.

Учитель: На уроках чтения мы говорили, что книга нам будет более интересна, если мы будем знать, кто её написал. Значит, нам надо узнать об авторе всех этих книг. (Обратить внимание на выставку книг)

А познакомить вас с творчеством писателя мне помогут ребята.

Несколько учеников рассказывают биографию писателя.

  1. Было время, когда люди с гордостью называли себя завоевателями природы: жгли, рубили, уничтожали, не задумываясь над тем, что останется после них.
  2. Сейчас люди поняли: мы часть природы и без неё мы не можем существовать. Природа не только источник благ, это еще и источник познания и красоты. В том, что это люди стали понимать заслуга писателей, пишущих о природе.
  3. Юрий Дмитриев родился в 1925 году в городе Москве, в семье врача. Его отрочество прервано войной. Он пытался попасть на фронт, прибавив себе возраст. После войны работает в газете и одновременно оканчивает Московский университет.
  4. Вот Дмитриев становится учителем. Его любят ученики, ценят товарищи. Но все же что- то его манило. Самым любимым занятием с детства было хождение в лес, в рощу. Его привлекали рыбы, птицы, собаки, различные зверюшки. Он всегда подбирал раненых, беспомощных, больных, голодных и выхаживал их.
  5. Любовь к природе не всегда определяет профессию человека. Любой человек не должен оставаться равнодушным к природе. Любовь к природе делает жизнь человека ярче.

Учитель: Однажды Ю. Дмитриев был свидетелем такой истории: три мальчика хотели дать трепку четвертому. Дмитриев выручил мальчика, но узнал, что тот разоряет птичьи гнезда. Конечно, он заслужил трепку, но это не выход. Дмитриев захотел найти какой – нибудь способ защиты природы от браконьеров. Так родился замысел книги “Зеленый патруль”. Книга дала толчок к возникновению такого движения среди пионеров.

Ребята, а какая еще книга и кто её автор из выдумки превратилась в жизнь?

Ученики: Это книга “Тимур и его команда”. Её автор А.П.Гайдар. Прочитав эту книгу, ребята организовали тимуровское движение: помощь одиноким и слабым старикам и уход за маленькими детьми.

4. Знакомство с текстами рассказов. Работа в группах.

Учитель: Так давайте же узнаем о чем книги Ю. Дмитриева. Какие открытия ждут нас в этих книгах.

Ребята читают тексты, набранные на отдельных листах (приложение 1). Класс разделен на три группы. У каждой группы свои тексты. После прочтения текстов обсуждение в группе главной мысли рассказов.

Учитель: О чем вы прочитали? (каждая группа дает свой ответ)

1 группа читает о способах размножения берез.

2 группа – о способах заботы о потомстве.

3 группа – о способах сосуществования животных.

Ребята высказывают своё мнение.

Учитель: Что лично для вас стало открытием?

Несколько ребят отвечают, зачитывая текст.

Учитель: А зачем людям важно знать об этом?

Учитель: Людям надо об этом знать, чтобы научиться быть внимательными к природе, ее жизни. Мы всегда должны помнить о том, что се хотят жить.

Учитель: Какие чувства, переживания вызывают у вас прочитанные произведения?

Ученики: Эти тексты вызывают чувство жалости к незаслуженно обиженным животным и чувство гордости за красоту природы. Они учат нас быть внимательными, наблюдательными и ответственными.

Коллективное чтение текста о самом прожорливом насекомом (чтение цепочкой).

Учитель: Так кто же является самым прожорливым насекомым?

Ученики: Самое прожорливое насекомое – это стрекоза.

Учитель: А я хочу вам рассказать вот что. Однажды Ю. Дмитриев наблюдал и окна самолета, как стрекоза- коромысло, летевшая рядом, то обгоняла самолет, то снова летела рядом. Она в секунду пролетает 40 метров.

Когда люди конструировали самолет, то столкнулись с таким опасным явлением ФЛАТТЕР- колебание крыльев. Чем быстрее летел самолет, тем больше дрожали крылья. Гибли самолеты, гибли летчики. Конструкторы не могли найти способ избавиться от флаттера. Но вот они нашли выход – это крылья стрекозы. На конце крыла черное пятнышко – утолщение – крыловой глазок, который помогает избежать вредных колебаний. Такой глазок конструкторы установили и на крыльях самолета. Поэтому говорят, что стрекоза летит как самолет.

Вот мы с вами поделились своими открытиями.

5. Выводы по творчеству писателя.

Учитель: Мы с вами изучаем творчество писателя, знакомимся с его произведениями. Так о чем же писал Ю.Дмитриев? Чему нас учат его книги?

Ученики:

  1. Главное свойство каждого настоящего писателя в том, что он похож лишь на самого себя. Книги Ю.Дмитриева неповторимы и оригинальны. У него зоркие писательские глаза, свой стиль, огромная эрудиция. Он способен удивляться и радоваться, глядя на обычные вещи.
  2. В своих книгах автор учит узнавать обитателей лесов, рек, полей. Он учит нас, как надо наблюдать за природой, чтобы сделать открытие самому. Но кроме этого главные уроки книги – уроки добра и красоты.
  3. Но в то же время в своих книгах Дмитриев ярко показывает, как люди уничтожали природу, а потом спасали её. Своим творчеством Дмитриев призывал сберечь природу не только для себя, но и для будущего.

Учитель: Одну из своих книг Ю.Дмитриев заканчивает словами:

“Сильные всегда добрые.

Люди вы сильнее! Будьте благородными! Будьте добрыми к тем, кто слабее вас”.

Когда я читала книги Дмитриева, то мне вспомнились такие слова:

“Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипажи одного корабля”. (А.де Сент – Экзюпери).

Как вы думаете почему?

Ученики: Мы – это все живущие на Земле. Земля – это наш общий корабль. И жизнь у нас как – бы одна на всех. Если один что – то испортит, то страдать будут все.

Учитель: Да, мы все живем на одной планете, мы все её дети. Пусть мы разные, но мы одно целое. И если мы будем разрушать то, что создала природа, мы все погибнем.

6. Итоги урока.

Учитель: Ребята поделитесь своими впечатлениями, мнениями об авторе и его творчестве. Дома вы читали произведения Дмитриева, сравните впечатления от чтения дома с впечатлениями с урока.

Кто является главным героем рассказов Ю.Дмитриева?

О чем заставляют задуматься его рассказы?

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто был самым внимательным на уроке.

Игра “Лучший знаток творчества Ю.Дмитриева”.

  1. Кто самый прожорливый хищник (насекомое) планеты? (Стрекоза)
  2. Почему водомерка не протыкает воду? (У нее на ножках “ботиночки”)
  3. Как называется жук, живущий в воде, но потомство выводящий вне воды? (Жук – водолюб)
  4. Как страус добывает себе насекомых и грызунов? ( Он следует за копытными животными и ловит из - под копыт насекомых и грызунов)
  5. Как индейцы назвали подорожник? (След белого человека)
  6. Почему березки часто растут рядами? (Семена распыляются ветром и остаются в следах людей. Так они прорастают рядами).
  7. Почему нельзя губить мухоморы? (Они являются полезными и лечебными растениями для животных).

Лучший игрок награждается самодельной книжкой Ю. Дмитриева.

7. Домашнее задание.

Приложение 2