Урок геометрии по теме "Треугольники". Математическая регата, 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Количество участников команды может быть различно, но не очень велико: от 1 до 8, как экипаж спортивной лодки. Регатой руководит координатор – учитель. К каждой задаче предлагаются три варианта ответа А, В, С. Команда решает в течение 2-5 минут какой ответ поднять на «флажке» по сигналу ведущего, при чем можно поднять и четвертый флажок Н, что означает ни один из предложенных ответов А, В, С неверен.

Эта соревновательная форма урока может быть использована для проверки и углубления знаний обучающихся по конкретной теме, обобщения и систематизации знаний по одному из разделов программы.

Достоинства регаты: она даёт каждому участвующему в ней школьнику:

  1. Выбирать и выполнять те задания, которые ему по силам.
  2. Приобретать навыки коллективной учебной деятельности.
  3. Сразу после, окончания решения сравнить свое решение с «эталонным» и получить оценку результатов своей деятельности.
  4. Учиться отстаивать свою точку зрения (апелляции), приобретая навыки ведения дискуссии.

Цели: обобщающие: закрепить ЗУН обучающихся по теме: «Треугольники»; формировать навыки применения теоретических знаний; добиваться точных формулировок теорем и формул.

Развивающие: способствовать развитию аналитико-синтетического мышления; смысловой памяти; произвольного внимания и речи обучающихся.

Воспитательные: расширять кругозор обучающихся познакомить с фрагментами истории, геометрии; культуру общения, сотрудничество.

Дополнительные материалы:

  1. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») № 5/96, № 31/ 01, № 14/2000.
  2. Геометрия –7, учебник Л.С. Атанасян и др. М. «Просвещение», 2002 г.
  3. Геометрия – 7, для преподавателей, «Учитель» 2002 г.
  4. «Я иду на урок геометрии» 7 кл, книга для учителя, М, «Первое сентября», 2002.
  5. Н.Ф. Гаврилова, Поурочные разработки по геометрии, 7 кл, М, «ВАКО» 2004.
  6. Геометрия, рабочая тетрадь для 7кл, М.. «Просвещение» 2002.
  7. Рисунки 1,2,3 для устного счета, треугольники – 3.
  8. Тексты заданий для проведения регаты.
  9. Магнитофон, запись «Первые шаги в геометрии».
  10. Номера экипажей, «флажки» А, В, С, Н.

Этапы урока.

  1. Устная работа. Проверка знаний по теме «Треугольники».
  2. Математическая регата, закрепление материала по теме «Признаки равенства треугольников».
  3. «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии).
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Устная работа.

Проверка знаний по теме «Треугольники».

Учитель: Сегодняшний урок необычный. На уроке повторим тему «Треугольники». После небольшой разминки (устной работы), мы проведем математическую регату – соревнование между экипажами по теме «Признаки равенства треугольников» и применению их при решении задач.

Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать.
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умею
Треугольники «решать».

В стране Геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Даю «установку»: развивать и тренировать своё геометрическое зрение.

Задача 1. Назовите и определите виды треугольников, изображенных на Рисунок 1.

Задача 2. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 3 см, другая – 8 см. Чему может быть равна третья сторона?

Задача 3. Как можно назвать равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне?

Всякий ли равносторонний треугольник является равнобедренным?

Задача 4. Периметр равностороннего треугольника равен 6 см. Чему равна длина каждой его стороне?

Учитель: А теперь поговорим об углах.

Задача 5. Прочитайте Рисунок 2.

Задача 6. Вычислить сумму углов треугольника.

Каждой команде даётся по одному треугольнику. Открываем углы треугольника и складываем, находим сумму «оторванных» углов, получили развернутый угол. Величина развёрнутого угла равна 1800. Можно ли быть уверенным, что в любом треугольнике сумма углов равна 1800.

Измерить углы в «маленьком» треугольнике несложно, а если мысленно соединить такие яркие звезды как «Полярная звезда», «Вега», «Сириус». Можно ли «оторвать» углы у полученного треугольника ПВС?

Итак, чтобы доказать, что сумма углов любого треугольника равна 1800, нам пока не хватает знаний. Сейчас мы это можем только предположить и убедиться на практике. Такое предположение в науке называют гипотезой.

Используя гипотезу, что сумма углов в каждом треугольнике равна 1800, разберемся в этом «вычислительном лабиринте».

Задача 7. Найдите величину угла на Рисунке 3.

Учитель: Итак, мы провели подготовку к регате.

II. Математическая регата.

По теме «Признаки равенства треугольников».

Соревнуются 3 экипажа.

1 заплыв (тур). Проверка знаний теории. Приложение 1.

Каждому экипажу даются тесты с заданиями 1 тура. (За верный ответ – 1 бал).

По количеству набранных баллов 2 экипажа выходят во второй «заплыв» - тур, а проигравший экипаж отправляется в «утешительный» заплыв. Приложение 3.

2 заплыв (тур). Решение задач. Приложение 1.

Каждому экипажу даются задачи с выбором правильного ответа – задачи II тура. За каждый правильный ответ – 1 бал.

III. «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии). Приложение 4.

Экипажи приглашаются на «отдых» в кают-компанию, чтобы послушать радиогазету «Первые шаги в геометрии» (из истории геометрии). А в это время «Центр управления» регатой подводит итоги. Если итоги одинаковые, регата продолжается: экипажи отправляются в «дополнительный заплыв».

Задания «дополнительного заплыва». Приложение 2.

Количество дополнительных задач зависит от времени урока, можно ограничиться одной задачей (т.е. до победы одного из экипажей).

«Центр управления» регатой подводит итоги, а в это время экипажи получают «задание» (домашнее задание).

IV. Домашнее задание.

Повторить II главу «Треугольники» §1 - §3. Ответить на вопросы 1-15 стр. 49-50, № 156, № 157, № 167 (по желанию).

V. Итоги урока.

Сообщаются результаты «регаты» и оценивается работа обучающихся на уроке. За первое место – «5» всем членам экипажа, за второе место – «4», члены экипажа, который был в «утешительном заплыве» сдают тетради учителю (оценка на следующем уроке).

Если останется время, решить оставшиеся задачи.