Урок-практикум по алгебре в 9-м классе

Разделы: Математика


Обучающие цели урока:

  1. Повторить теоретический материал по теме: “ Арифметическая и геометрическая прогрессия”.
  2. Закрепить умения и навыки решать задачи на применение формул суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

Развивающие цели урока:

  1. Развивать грамотность устной и письменной речи.
  2. Развивать навыки самопроверки.

Воспитывающие цели урока:

  1. Воспитание навыков коммуникативности (умение слушать и слышать других).
  2. Воспитание самостоятельности.

Оборудование урока:

Карточки-задания, проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

1) Найдите разность арифметической прогрессии, первые четыре члена: 10; 8; ... .

2) Дайте определение арифметической прогрессии.

3) Найдите знаменатель геометрической прогрессии, первые четыре члена: 1; 2; … .

4) Дайте определение геометрической прогрессии.

5) Дана прогрессия: С1; 9; С3; 1;… .Найдите С1 и С3, если эта прогрессия:

а) арифметическая;

б) геометрическая, у которой С1 › 0.

3. Практическая часть.

На уроке перед тем, как приступить к решению задач, класс разбивается на три группы:

Первая группа – сильные по знаниям учащиеся.

Вторая группа – слабые по знаниям учащиеся.

Третья группа – остальные учащиеся.

Группы, получив задания, приступают к работе.

З а д а н и я:

Первая группа получает задания на карточках:

1) Найти сумму всех двузначных чисел.

2) Геометрическая прогрессия (bn) содержит восемь членов, причём b3=1, b4=2. Найдите b5 и сумму четырех последних членов.

Вторая группа выполняет задания из задачника (Мордкович А.Г.):

№ 439(а), № 440(а), № 500(а).

Третья группа получает задания на карточках:

1) Найти сумму, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии:

-17 + (-14) + (-11) + … +13.

2) Сумма трех первых членов геометрической прогрессии (bn) равна 14. Найти b3 и b1, если q =2.

Учащиеся первой и третьей групп решают задания самостоятельно (один ученик из третьей группы – у откидной доски – для самопроверки решений).

По истечении времени учащимся первой группы предлагаются для самопроверки готовые решения через проектор, учащимся третьей группы – на откидной доске.

Решение задач учащимися второй группы контролируется учителем.

После проверки работ учащиеся выполняют задания на листе (с последующей сдачей на проверку):

Первая группа:

1) Найти сумму всех трехзначных чисел.

2) Найти сумму членов с третьего по шестой включительно геометрической прогрессии: 32; 16; … .

Вторая группа:

№ 439(б), № 440(б), № 550(б).

Третья группа:

1) Найти сумму, если её слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии:

-38 + (-33) + (-28) + … + 12.

2) Сумма четырех первых членов геометрической прогрессии равна 5, знаменатель прогрессии равен 2. Найти какие-нибудь два члена.

Листы с решением сдаются учителю на проверку.

Подведение итогов урока. Оценки за урок выставляются после проверки собранных работ.

Задание на дом. № 444, 503(б), 519(а).

Необязательное задание: № 475.