Методическая разработка открытого урока "Птица Счастья"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Тип урока: комбинированный.

Дата проведения: 12 декабря 2007 года.

Место проведения: кабинет технологии МОУ “СОШ №45” г.Чебоксары.

Цель: изучение технологии изготовления панно из соленого теста.

Задачи:

  1. расширить знания, умения и навыки лепки изделий из соленого теста;
  2. развивать эстетические чувства учащихся, навыки самостоятельного творчества;
  3. воспитывать уважение к народным традициям;
  4. познакомить с особенностями профессиональной деятельности народных мастеров.

Оформление кабинета:

  • На доске – дата, тема урока, основные термины, рецепт соленого теста.
  • На рабочих столах – наборы для работы с соленым тестом, технологическая карта и инструкция по технике безопасности.
  • На стенде – выставка работ учащихся параллельного класса (временно закрыта тканью).
  • Под потолком – деревянная “птица счастья”.

Материалы и оборудование:

  • соленое тесто с добавлением какао,
  • рамки (15*20 см),
  • стеки или пластмассовые ножи,
  • баночки с водой, кисточки,
  • клей ПВА,
  • блестки, пайетки, бусины, бисер,
  • деревянные зубочистки,
  • салфетки влажные и сухие,
  • картонные шаблоны,
  • валики для раскатывания теста.

ТСО: магнитола с дисками записей классической музыки.

Форма одежды – школьный костюм и рабочий фартук.

Раздаточные материалы: технологическая карта и инструкция по технике безопасности (на каждом рабочем столе).

Межпредметные связи: история, МХК, ИЗО, геометрия.

Методика проведения урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
Вводный этап – орг. момент Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, назначение дежурных, настрой на урок.

Объявление темы и цели урока.

Приветствие учителя.

Запись даты и темы урока в тетради.

1 мин.

1мин.

Основной этап. Теоретическая часть. Фронтальная беседа о русской культуре, значении оберегов и символов (см. Приложение № 1)

Постановка проблемы перед учащимися:

А у вас дома есть обереги, сделанные своими руками?

Демонстрация образцов.

Информация о технологии изготовления изделий из соленого теста.

Физкультминутка.

Элементы психологического тренинга.

Выступление учащихся с информацией о значении слова “оберег”, о муке и соли.

Ответы учащихся. Обсуждение проблемы и вариантов выхода.

Запись рецепта с доски в тетради.

Выполнение упражнений (потягивание, повороты головы, вращение предплечий, массаж ушных раковин и носа) и элементов психологического тренинга (“я-молодец”, “улыбка”).

5 мин.

1 мин.

3 мин.

1 мин.

Практическая часть. Вводный инструктаж.

Изучение основных правил техники безопасности при работе с соленым тестом.

Рассказ-объяснение “Организация рабочего места”.

Демонстрация приемов работы с соленым тестом (лепка, раскатывание , разделка, вырезание по шаблону, соединение деталей и т.д.) с музыкальным сопровождением из произведений Моцарта.

Текущий инструктаж: коррекция работ учащихся, демонстрация правильных вариантов выполнения операций, поощрение.

Заключительный инструктаж.

Изучение правил по технике безопасности, чтение инструкции на карточке (см. Приложение №2).

Организация рабочего места.

Работа по технологической карте “Изготовление панно из соленого теста” (см. Приложение №3).

Самостоятельное творчество по отделке и украшению изделия.

Завершение работы, уборка рабочих мест.

2 мин.

 

 

 

1 мин.

 

25 мин.

Заключительный этап. Оформление выставки работ учащихся на стенде.

Обсуждение работ, объявление и выставление оценок в дневники и журнал, обмен впечатлениями.

Вопросы учителя:

Что мы сегодня сделали?

Для чего мы делали эту работу?

Что нового узнали?

Что было сложнее всего?

Что надо сделать, чтобы получилось лучше?

Какие ощущения вы испытали?

Объявление вывода по уроку.

Объявление домашнего задания. Прощание.

Сбор материалов и инструментов дежурными (после звонка с урока).

Выбор лучших работ.

Выставление оценок в дневник.

Ответы на вопросы учителя.

Запись домашнего задания в дневник.

2 мин.

 

2 мин.

1 мин.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. http://ukrsouvenir.narod.ru
  2. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы:5-9 класс / Сост. Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова.- М.:5 за знания, 2006.
  3. Изольда Кинскальт Солёное тесто “АСТ-ПРЕСС” Москва 2002.