Применение новых информационных технологий на уроках математики

Разделы: Математика


В настоящее время во всех школах есть компьютерные классы, есть возможность проводить уроки с применением новых информационных технологий.

Применение компьютера позволяет уплотнить урок, повысить познавательную активность учащихся, активизировать интерес к предмету.

Компьютер можно применять на разных этапах урока. Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала можно проводить с помощью компьютерных презентаций. При этом появляется возможность продемонстрировать учащимся образцы оформления решений, увеличить количество и уровень наглядности при использовании эффектов анимации, внести элементы занимательности.

Я приведу пример применения компьютера на уроках математики в 5 классе “Нахождения части числа и числа по его части” и в 6 классе “Пропорция”.

Общедидактическая цель урока: Создать условия для восприятия учащимися и первичного закрепления ими учебного материала, осмысления связей и отношений в объектах изучения средствами учебной деятельности.

Тип урока по общедидактической цели: изучение, первичное закрепление новых знаний.

Образовательные аспекты урока: Создать условия для вывода алгоритма решения задач на дроби.

Знать: понятия: дробь, числитель, знаменатель

Уметь: читать и записывать дробь, определять часть от числа, число по его части через решение задач.

Понимать: закономерности применения алгоритмов при решении задач.

Развивающие аспекты ТДЦ: создать условия для развития математической речи, формирование самостоятельности мышления, умения находить логические связи.

Воспитательные аспекты ТДЦ: Создать условия для формирования коммуникативных, интеллектуальных компетенций учащихся. Воспитание чувства само и взаимоуважения, воспитание интереса к истории математики как науки.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД): фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные; по уровню познавательной активности – репродуктивный, частично – поисковый.

Урок проводится на репродуктивном и конструктивном уровнях. При этом используются следующие педагогические технологии:

  • уровневой дифференциации;
  • идея историзма в обучении математике;
  • технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей.
  • новые информационные технологии.

Ожидаемый результат по уровням:

1 уровень: ученик умеет записывать и читать дроби, по образцу решает простейшие задачи, применяя алгоритмы решения задач.

2 уровень: ученик выполняет действия первого уровня, умеет решать более сложные задачи (в два действия)

3 уровень: ученик выполняет действия второго уровня, решает типовые задачи на дроби в нестандартных ситуациях

Оборудование: рабочая карта ученика с листом самоконтроля (Приложение 4) листочки с разноуровневыми задачами (приложение 5); карточки для устного счёта, графики личных достижений (приложение 7), компьютер; презентация урока “Нахождение части от числа и числа по его части” (Приложение 1), мультимедиапроектор;

На экране 1 слайд презентации с темой урока.

I. Организационный момент:

Ученики проверяют материалы, лежащие у каждого на столе: тетрадь; чистые листочки бумаги; лист самоконтроля; тренажёры для устного счёта, маленькие листочки, графики личных достижений, листы с разноуровневыми задачами для самостоятельной работы.

II. Проверка и самооценка домашней работы. Задачи написаны на доске. (Если 2 ошибки – 3 балла, если 1 ошибка – 4 балла, без ошибок– 5 баллов).

III. Устный счёт на тренажёрах. В течение 1 минуты ученики считают примеры на все действия с натуральными числами. Передают соседу, учитель читает ответы, ученики проверяют и подсчитывают число правильных ответов отмечают в графике личных достижений. В таблице отмечают количество, на сколько больше насчитали в этот раз.

IV. Устный графический диктант. Выполнение в тетради. Самооценка по графику на экране... (Если 2 ошибки – 3 балла, если 1 ошибка – 4 балла, без ошибок– 5 баллов).

На экране текст графического диктанта. СЛАЙД 2.

Графический диктант:

если ответ “нет” то - , если “да” - то U

1. Килограмм составляет одну сотую долю тонны.

2. десятая доля сантиметра равна миллиметру.

3. на рис закрашено 8/3 квадрата

4. Дана дробь 7/10. 7 – знаменатель.

5. Дробь, знаменатель которой 144, а числитель 133, это дробь

6. Винтик и Шпунтик собрали новый автомобиль за 15 дней. Какую часть автомобиля они собрали за 1 день? Ответ: 1/15.

7. Незнайка хотел совершить за день 10 хороших поступков. Но к сожалению ему удалось сделать лишь 1/5 часть того, что он запланировал. Сколько хороших поступков совершил Незнайка за день? Ответ: 5 хороших поступков.

8. Знайка прочитал за день 1/4 часть книги. Сколько дней потребуется Знайке на чтение всей интересной книги? Ответ: 4 дня.

9.Круг разделили на 6 равных долей. Четыре доли покрасили. Какая часть круга осталась некрашеной? Ответ: 1/6

Слайд 3 На экране рисуется ломаная линия по ответам диктанта. При необходимости можно вернуться к предыдущему слайду и разобрать задачи устного диктанта.

По щелчку мыши на экране появляются буквы на вершинах ломаной линии – начальные буквы названий этапов урока. У – И –З – С – Д . Устный счёт, Историческая справка, Задачи, Самостоятельная работа, Домашнее задание.

V. Два ученика рассказывают исторический материал о возникновении понятия дроби. На экране слайд с историческим материалом.

VI. Постановка целей урока (адаптированных для учеников):

  • закрепить знания о дроби;
  • научиться решать задачи
  • расширить знания о дроби.

VII. Решение задач.

Задание 1. Запишите в тетрадях следующие слова и словосочетания в столбик одно под другим (один ученик пишет на доске):

число

знаменатель

числитель

часть числа

Учитель и учащиеся проверяют правильность написания слов на доске и в случае необходимости исправляют ошибки.

При изучении новой темы мы должны установить связь между этими понятиями.

Задача Мальчик и девочка собирали в лесу орехи. Мальчик собрал в два раза больше орехов, чем девочка. Сколько орехов собрали мальчик и девочка в отдельности, если вместе они собрали 120 орехов?

Учащиеся устно решают задачу

Какую часть орехов собрала девочка? Какую часть орехов собрал мальчик?

Задание 2. Решите следующие задачи.

Девочка собрала всех орехов. Сколько орехов собрала девочка, если всего собрано 120 орехов

Мальчик собрал всех орехов. Сколько орехов собрал мальчик, если всего собрали 120 орехов.

Решая эти задачи, мы искали часть числа. Сделайте вывод, как найти часть числа.

Вывод делают сами учащиеся: Чтобы найти часть числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель.

На экране слайд 11. По щелчку мыши на экране появляются стрелки и знаки действий.

Задание 3. Решите задачи на нахождение части числа.

СЛАЙД 13.

Задание 4. Решите следующие “обратные” задачи. СЛАЙД 14. На слайде задача про девочку. По щелчку мыши появляется “обратная” задача. Следующий щелчок вызывает задачу обратную задаче про мальчика.

Ученики делают вывод, как найти число по его части. Чтобы найти число по его части, нужно часть числа разделить на числитель и умножить на знаменатель.

СЛАЙД 17 на экране. По щелчку мыши появляются стрелки и знаки действий.

СЛАЙД 19. Решите задачи на нахождение числа по его части.

VIII. Самостоятельная работа. Ученики получают листочки с текстами задач. Задачи разной трудности написаны соответствующим цветом: Задачи в одно действие – синим цветом, в два действия – зеленым цветом, сложные задачи – красным цветом.

Ученики решают задачи на чистом листке, потом проверяют решения по готовым решениям на экране СЛАЙД 20. В лист самоконтроля проставляют цифру, равную количеству верно выполненных задач.

Затем ребята сдают тетради и по СЛАЙДУ 21 и по своим рабочим листам производят оценку своего самочувствия на уроке и степень усвоения материала, проставляя значки.

Домашнее задание написано в рабочем листе ученика: составить задачи на дроби, красиво оформить условие и решение.

Задачи для самостоятельной работы:

(синего цвета)

1. Жаба-Ага и лягушка-Дых, обитающие в болотах Америки, весят вместе 1600 г. Найдите массу жабы, если она составляет общей массы.

2. В Московском Кремле хранятся старинные пушки и колокола. За большую величину их назвали Царь-колокол и Царь-пушка. Вместе они весят 240 т. Найдите массу Царь-колокола, если она составляет общей массы. Что тяжелее Царь-Колокол или Царь-Пушка?

3. Саша и Алёша пошли на выставку кошек. Саша подсчитал, что кошек было 64. А Алёша подсчитал, что 20 кошек было рыжими; 32 – полосатыми; 8 – чёрными. Какую часть составляли кошки каждой расцветки?

4. 120 р. составляют имеющейся суммы денег. Какова эта сумма?

(зелёного цвета)

5. Дуремар поймал 48 пиявок. Пока он ругался с черепахой Тортиллой, банка наклонилась, и пиявок выползли из банки. Сколько пиявок осталось у Дуремара?

6. Винни – Пух пригласил на свой день рождения своих друзей: Пятачка, Иа-Иа, Кролика, Кенгу, Сову, Тигру, крошку Ру и Кристофера Робина. Все они принесли по одному подарку. Когда Винни-Пух стал раскладывать подарки на полке, то оказалось, что всех подарков составляют бочонки с мёдом, – баночки с малиновым вареньем, а оставшуюся часть – пироги с яблоками. Сколько подарков каждого вида получил Винни-Пух?

7. Туристы проехали на автобусе 48 км, потом они прошли пешком половину того расстояния, что проехали на автобусе. Какое расстояние преодолели туристы на автобусе и пешком?

8. В книге 60 страниц. Девочка прочитала в первый день половину, а во второй день – треть всех страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?

(красного цвета)

9. Как-то Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:

часть суток потратить на чтение умных книг;

- на совершение добрых дел;

- на приём пищи (завтрак, обед, ужин);

- на занятия спортом;

8 часов – на сон”.

Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли этот план?

10. Сыну 8 лет, его возраст составляет возраста отца. А возраст отца составляет возраста дедушки. Сколько лет дедушке?

11. Половина учащихся класса участвовала в конкурсе чтецов, треть из них стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 5?

12. С бахчи собрали 27 т. арбузов. В столовую отправили этих арбузов, а остатка отвезли на рынок. Сколько тонн арбузов отвезли на рынок?

13. У покупателя 2550 р. На покупку 5м ткани он истратил всех денег. Сколько стоит один метр ткани?

14. У Васи есть три шоколадки. Он утверждает, что сможет взять половину всех шоколадок и ещё полшоколадки, не ломая ни одной из них. Сможет ли Вася выполнить своё обещание? Если сможет, то как?

Урок математики в 6 классе. ПРОПОРЦИЯ.

Оборудование: на столах учеников: тетради, листы самоконтроля в рабочем листе (приложение 3), тетрадь для самостоятельных работ, карточки с заданиями самостоятельной работы. Компьютер с презентацией (Приложение 2), проектор.

На экране 1 СЛАЙД. Тема урока ПРОПОРЦИЯ.

Ход урока

1. Организация. Сегодня мы проводим 2 урок по теме ПРОПОРЦИЯ.

Скажите, что нам уже известно о пропорции? Что называется пропорцией; средние, крайние члены пропорции; основное свойство пропорции;

Что мы уже умеем? определять верная пропорция или нет, с помощью отношений и с помощью основного свойства пропорции,

Для чего мы изучаем эту тему?

Верно, скоро мы будем изучать прямую и обратную пропорциональность, будем решать задачи на применение этих зависимостей, и как вы уже понимаете, с применением пропорций. Такие задачи встречаются и в физике, и в химии, и в различных областях науки и техники. Поэтому изучение пропорций и её свойств очень важно.

Итак, назовите цели сегодняшнего урока.

  • закрепить понятие пропорции,
  • совершенствовать навыки счёта,
  • развивать чувства прекрасного;
Знать: определение пропорции,

Свойства пропорции,

Уметь: проверять верная пропорция или нет решать пропорции

Решать задачи с помощью пропорций

СЛАЙД 2.

Урок проведём в форме путешествия в страну ПРОПОРЦИЮ.

СЛАЙД 3.

Первую оценку вы поставите себе за домашнее задание. Критерии в листе контроля.

СЛАЙД 4.

Первый конкурс определит, насколько мы готовы к такому путешествию. Название первой станции вы определите с помощью устного счёта. Решаете примеры своего варианта, выбираете букву из таблицы, соответствующую ответу и получаете слово, каждый вариант – своё.

СЛАЙД 5. Итак, мы на станции “Золотое сечение” об этом интересном понятии нам расскажут ваши одноклассники.

СЛАЙД 6. иллюстрации для сообщения учеников.

Мы ещё раз убедились, насколько важно знать и уметь решать пропорции и применять полученные навыки в своей жизни. (Сообщение учителя о некоторых пропорциях в лице человека, в треугольниках, пирамидах. Из выставки пирамид и призм, сделанных на предыдущих уроках учениками, учитель показывает те, размеры которых которые более близки к “золотому” сечению)

СЛАЙД 7. Следующая станция у нас испытательная. Сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы усвоили новые понятия о пропорции. Взаимоопрос по таблице, из листа самоконтроля. Критерии оценки вы знаете.

СЛАЙД 8. Мы готовы к новым приключениям, и уже подъезжаем к цветочной области, но здесь от нас ждут помощи. Был ураган, и у всех цветков оторвало лепестки. Поможем жителям этой области?

На доске расположены круги жёлтого цвета, на которых написаны ответы. Ученики двух команд выходят по очереди и решают примеры, написанные на лепестках ромашки, и прикладывают к тому месту на кругах, где написан ответ на пример. Получаются две ромашки, на лепестках которых написано слово “СПАСИБО” СЛАЙД 9.

Примеры:

х:64=3:8 (С) (24) 7:х=49:6 (А) (6/7) 6:х=3:1,5 (Б) (4) 3:х =4:8 (О) (6)
50:х = 10:12 (И) (60) 9:х = 12:24 (П) (18) 2:5=х:3 (С) (1,2) х: 5 = 26 :10 () 13

 

С Б И С А О П  
24 4 60 1,2 6/7 6 18 13

СЛАЙД 10. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОСТАНОВКА. Самостоятельная работа. Задания на карточках.

СЛАЙД 11. Ученики проверяют свои решения по ответам на экране. Ставят баллы в лист самоконтроля.

Задаётся домашнее задание. Учитель комментирует, ученики читают в рабочих листах, записывают в дневники.

СЛАЙД 12.

Оцените степень усвоения материала на уроке.

Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Верна ли пропорция 11,2 : 3,2 = 15,75 : 4,5

2. Составьте из чисел 16; 6; 8; и 12 верную пропорцию.

3. Решите уравнение:

а)

б )

4. Решите задачу с применением пропорции:

Масса 15 одинаковых деталей составила 37,5 кг. Какова масса 12 таких деталей.

2 вариант.

1. Верна ли пропорция 1,25 : 15 = 0,25 : 3

2. Составьте из чисел 3,7,9 и 21 верную пропорцию.

3. Решите уравнение:

а)

б )

4. Решите задачу с применением пропорции:

За 0,6 кг масла заплатили 2,16р. Сколько надо заплатить за 1,25 кг такого масла?

Решение самостоятельной работы.

1 вариант.

1) решение: 11,2? 4,5=50,4; 3,2? 15,75=50,4 пропорция верная

2)16:8= 12:6; 8:6=16:12; 8:16=6:12;

3 );

б )

4) Пусть х кг масса 12 деталей. 37,5:15=х:12; х=30

Ответ: масса 12 деталей равна 30кг.

Вариант 2.

1) решение: 1,25? 3=3,75; 15? 0,25=3,75; пропорция верная

2) 3:9=7:21; 9:3=21:7; 3:7=9:21

3)

а )

б )

4) Пусть х р. надо заплатить за 1,25 масла. 2,16:0,6=х:1,25; х=4,5

Ответ: За 1,25 кг масла нужно заплатить 4,5 р.

Приложение 6

Литература:

  1. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы [текст] / Н.П.Капустин. – М.Просвещение 1987
  2. Зубарева И. Информационные технологии на уроке математики [текст] / И.Зубарева // Математика, Приложение к 1 сентября – 2004. - №47. – С.6
  3. Карпов И. Тема: “Нахождение части от числа и числа по его части” [текст]/И. Карпов // Математика Приложение к 1 сентября – 2004. - № 10. – С. 9.