Конспект открытого урока по русской народной сказке "Снегурочка" (педагогическая мастерская письма)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: через чувства и ощущения показать учащимся сущность и причины таяния снега ( в частности Снегурочки), развивать умения работать в парах и группах, развивать творческие способности, воспитывать любовь к природе, к прекрасному.

Оборудование. Иллюстрации к сказке “Снегурочка”, снег в стакане.

Создание эмоционального настроя.

(Звучит музыка П.И.Чайковского Времена года”, “Январь”)

Закройте глаза. Расслабьтесь. Вслушайтесь в звуки музыки. Представьте: Падает первый пушистый снег, Земля одевается в зимний наряд. Вы ждёте, что выйдете скоро во двор погулять. Ваше лицо горит от легкого морозца. Вам весело! Слышится лёгкий скрип под ногами. Но на улице не холодно. И на память приходят строки А.С.Пушкина.

Индукция. Откройте глаза. Давайте вспомним эти строки и запишем в тетрадь:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится

Прочитайте ещё раз эти строки и запишите слово или словосочетание, отражающее то, о чем идет речь в этих строках. (Белый снег)

Самоконструкция.. Прочитайте эти строки ещё раз и составьте вопросы, которые у вас возникли при чтении.

Социализация. Дети проговаривают свои вопросы

(Учитель записывает вопросы на доске.)

  • почему снег белый?
  • почему кружится в воздухе?
  • почему снег холодный?
  • откуда падает снег?
  • куда падает снег?
  • почему снег тихо падает?
  • почему снег ложится на землю?

Социоконструкция. Работая в парах, ответьте на вопросы. После обсуждения запишите в тетрадь ответ на один из вопросов (желательно, чтобы вопросы были выбраны разные, здесь требуется помощь учителя, т.к это дети 2-го класса)

Социолизация. Каждая пара учащихся зачитывает свои ответы. Другие дополняют.

(Примерные ответы детей. “Потому что дует ветер, падает с небес. и т.д).

Разрыв.

Учитель. У меня тоже появились вопросы. Попробуйте ответить на них.

  • почему снег бывает чаще всего зимой?
  • что такое снег?
  • а что такое снежинка? ( ответ ученика : “Паутинка”)
  • когда из снега можно лепить Снеговиков, Снегурочек?
  • о каком природном явлении идёт речь? (Оттепель)
  • что такое оттепель?
  • каковы её причины? (рассматриваем снег в стакане)

(Учитель записывает вопросы на доске)

Социоконструкция. Вспомните русскую народную сказку “Снегурочка” (С текстом дети познакомились накануне )

- Обсудите в группах следующие вопросы. (Работа в группах. 3 группы)

Социолизация. Представители групп отвечают на поставленные вопросы.

Вопрос 1 группе. “Почему Снегурочка ожила?”

Ответ. (Любовь и желание деда с бабой помогли ей стать живой)

Вопрос 2 группе. “ Проследите, как менялось настроение Снегурочки. Почему?”

Ответ. (“ Она стала грустить. Повеселела, когда выпал град. Во всем виновато тепло, солнышко”. )

Вопрос 3 группе. “Почему Снегурочка растаяла? Куда она исчезла?”

Ответ. (Огонь сильнее снега, превратилась в облако, ушла в вечность.)

Самоконструкция. Просмотрите все свои записи, сделанные на уроке, вспомните, с чего начался урок, представьте себе Снегурочку. Поразмышляйте на одну из предложенных тем, запишите в тетрадь.

  1. Прощальное письмо Снегурочки.
  2. Прощальное письмо Снегурочке.

(Звучит музыка, учащиеся выполняют творческую работу.)

Афиширование. Учащиеся вывешивают свои работы на доске. А желающие озвучить свои работы, зачитывают их перед классом.

Рефлексия. Прислушайтесь к себе. Вспомните, как менялись ваши ощущения и чувства в процессе работы. Подумайте, как бы вы охарактеризовали свое состояние в настоящий момент. Учитель записывает высказывания детей на доске.

Из высказываний учащихся: Задумчивость. Тишина. Печаль. Грусть. Радость. Прощание. Вечность

 Из творческих работ учащихся.

Голованов Илья, 2 “А” класс

Тема: Снегурочка.

На стекле – морозный иней!
Сколько чёрточек и линий!
Знаю только я одна.
Кто стоит там у окна.
На стекло снежинка дышит
И прилежно буквы пишет,
Водит пальчиком сама:
“с” - снежинка, “з” - зима..

“Прощальное письмо Снегурочке”.

Невзорова Даша, 2 класс “А”

Дорогая Снегурочка!

Не переживай, Снегурочка, что ты превратилась в облачко. Ты летишь высоко над землёй и видишь красивые просторы. Но скоро ты станешь дождиком. После дождя зацветут деревья и цветы. Спасибо, Снегурочка, за то, что ты подарила нам радость.

“Прощальное письмо Снегурочке”

Колмакова Ольга, 2 “А” класс

Дорогая Снегурочка!

Мне очень жаль, что, перепрыгнув через костёр, ты растаяла. Я поняла, что в один прекрасный день ты выпадешь в образе дождя или снега и вновь поднимешься на небо.

А ты скучаешь по дедушке и бабушке?

Желаю тебе удачи. 

“Прощальное письмо Снегурочке”

Ермаков Миша, 2 класс “А”

Здравствуй, дорогая Снегурочка!

Я за тебя очень беспокоюсь. Зимой ты была весёлая, радостная, румяная, счастливая!. Теперь пришло лето, а у тебя настроение все хуже и хуже. Будь осторожнее, береги себя и не прыгай через костёр с подружками.

Желаю тебе здоровья, счастья и удачи! Надеюсь, встретимся в следующем году.

Твой друг.

“Прощальное письмо Снегурочки”

Исмаилов Эммин 2 “А” класс

Дорогие бабушка и дедушка!

Вот и наступила весна. С каждым днём становится все теплее и теплее. Тает последний снег. Скоро растаю и я. Но вы не печальтесь. Следующей зимой с первым же снегом я вновь вернусь к вам. Будьте счастливы и здоровы!

Ваша внучка Снегурочка.

 “Прощальное письмо Снегурочки”

Симкина Катя 2 “А” класс

Дорогие дедушка и бабушка!

Я ухожу с подружками в лес погулять. Знаю, что больше к вам не вернусь. Не волнуйтесь за меня. Живите и радуйтесь жизни. А со мной вы ещё встретитесь следующей зимой.

Ваша внучка Снегурочка.