Сценарий урока по окружающему миру "Лесная зона. Сезонные изменения в лесу. Зима"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание комплекса условий (содержательных, методических и организационных) для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях зимой;
  • учить объяснять причины и последствия зимних изменений в природе;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией, делать выводы;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Слайд шоу “Лесная зона. Зима”.
  3. Кроссворд “Кто оставил след?”.
  4. Запись литературных произведений: “Как родилась зима”, Г.Скребицкий “Заглянула Зима в лес…”.
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Гербарий хвойных растений зимнего леса.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент. (Слайд №1)

- Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Какие картины вы увидели? Какие звуки природы услышали?

РУССКАЯ ЗИМА (Слайд №2)

Белая дорога... Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома...
Это наступила русская зима.
Быстро мчатся санки с ледяной горы.
И хохочет ветер в уши детворы. Н. Берендгоф

II. Определение темы.

- Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами –
Не созерцанье, – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…

Андрей Вознесенский

- Вы понимаете, что значит “созерцать” природу? А “со-серд-ать”? Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление “пригвоздило” вас когда-либо?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа “Изменения в природе зимой”. (Слайд №3)

- Когда начинается зима? Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному? (Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрыта снегом; а 1 декабря – это начало зимы по календарю.)

ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА

Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено...
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не могла!

- Как вы думаете, в этом году зима наступила? Докажите.

Послушайте сказку “Как родилась зима”. (прослушивание сказки на магнитном носителе).

Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зеленый Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни Берёз. Дубы – стародавние песни Дубов. Ивы – задумчивые песни Ив. И все вокруг пело. Пела Речка. Пел Лесной Родничок. Но звонче всех пели, конечно, птицы.

Так жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни: и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу. Но однажды неведомо откуда налетел злой холодный Песнеед. Испугался Зеленый Лес. Затрепетал, побледнел, пожелтел. А страшный Песнеед стал доедать все песни подряд.

Угрюмым стал Лес. Он уже не пел, а печально шумел. Жёлтый Лес, Осенний Лес. А потом и шуметь перестал. Листья его потускнели и опали.

И всё умолкло. И Речка умолкла. И Лесной родничок. А птицы стали собираться в тревожные стаи.

И всем стало грустно в лесу: и Оленю, и Лисице, и Белке, и даже Зайцу, которому Медведь на ухо наступил.

В лесу становилось всё тише, тише. И вот у каждого осталась одна последняя песня:

У птиц – предрассветная песня заветная, У речки – самая незаметная, У родничка – словно горстка монеток. Последние песни блестят между веток: Вот песня Осинки, вот песня Березки, Вот песенка Эха – одни отголоски.

Случилось так, что забрёл в этот лес Старичок-Снеговичок. Удивился он, почему не слышно пения, которым славился этот Лес. И сказали ему звери:

- Страшный Холодный Песнеед разгуливает по лесу и поедает все песни.
Помоги нам, – сказали звери. – Спаси последние песни Леса.

Взмахнул рукавами Старичок-Снеговичок и вытряхнул из своих рукавов тысячи тысяч снежинок. Они падали, падали и легким пушистьм одеялом покрывали последние песни. Речка покрылась льдом. Родничок тоже. И там подо льдом была спрятана его песенка, словно горстка серебряных монеток. Снежным пухом закутал Старичок-Снеговичок и песенку Березки. А птицы унесли свои песни в тёплые края до новых добрых времён.

Ни одной песни не мог отыскать злой Песнеед в Белом Лесу. Засвистел он и умчался неведомо куда.

Тихо, спокойно стало в Лесу. Так родилась белоснежная Зима.

Кто оказался коварным непрошенным гостем? (Песнеед.)

- Какого гостя ждал весь лес? За что вы любите зиму?

2. Работа по учебнику с.85

- Послушайте, как описал зиму Г. Скребицкий. Что нового для вас он подметил в зимнем лесу? Зачитайте наиболее понравившиеся отрывки из текста. (Выборочное чтение)

Какие картины зимнего леса подметил автор?

Картина 1. Зимний лес. (Стоят лесные богатыри чинно, спокойно, в тяжелых снеговых шубах, белоснежных шапках.) Подтвердите словами из текста.

Картина 2. Следы на снегу

Подумайте, какие еще картины вам хотелось бы добавить в рассказ? (О птицах, зверях, зимних забавах.)

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты!
Он повисает на ветвях, как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине – осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.
Рисует по утрам мороз узоры на окне,
Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

Г. Скребицкий

Итак, мы в зимнем лесу. (Слайд №3) Скажите, какое дерево узнать легче всего. (Березу, ель, кедр, сосну, лиственницу). Не представляет труда узнать липу. Боковые ветви от ствола опускаются к земле, наверху опять поднимаются. Кора темная, плотная, в мелких трещинах. Дуб оставил побуревшие листья, по ним легко его найти в лесу. Гладко-зеленоватая кора – отличительный знак осины.) Гербарий хвойных деревьев.

Как вы думаете, может ли мороз убить дерево? (Если дерево промерзнет насквозь – оно умрет. Это происходит в суровые малоснежные зимы. Погибают в основном молоденькие деревца.)

Какая же защита есть от морозов? (Пушистое снежное покрывало.)

Физкультминутка.

-Снежный покров — и друг, и враг. Многие птицы и мелкие зверьки, одеваясь снегом, словно теплым одеялом, спасаются от самых жестоких морозов. Например, рябчики и тетерева зарываются в снег на долгие зимние ночи, нередко и в морозные дни они проводят под снегом много часов. Любимые места их зимовок — опушки, покосы, поляны. В это время им особенно опасны лисицы и другие хищники, но птицы очень чутки... Полевки и мыши бодрствуют всю зиму: под снегом они разыскивают корм, строят свои зимние гнезда, к которым проделывают сложные ходы, иногда даже размножаются. Мелкие “бисеринки” их следов отчетливо видны на снегу.

Лоси, зайцы и некоторые другие звери питаются зимой корой и веточками кустарников. Летом кора осины и ивняка почти не содержит питательных веществ, но к зиме она становится очень калорийной.

Зимой кажется, что все кругом мертво. Но следы на снегу рассказывают об активной жизни лесных обитателей.

На снегу следы – как книжка:
Куропатка, горностай,
Волк, сохатый, даже мишка –
Пишут все. А ты читай!

В. Головин

Рассматривание следов животных на сладе. (Слайд №4)

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

3. Разгадывание кроссворда “Кто оставил след?”.

Ученики доказывают правильность своих ответов.

Ответы: по горизонтали – 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница.

По вертикали – 1. Барсук. 2. Бобёр. 5. Заяц.

Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным покровом окутал землю. Многие животные впали в спячку или спрятались по норам. Часть из них, особенно в суровые январские морозы, впадает в дремотное состояние, другие выходят из нор лишь за пищей. Зимой животным страшен не столько холод, сколько бескормица.

Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? (Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.)

- Почему животные впадают в зимнюю спячку? Назовите таких животных.

У биологов есть научный термин – гибернация, что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

Животные ложатся спать. Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется “гибернация”. Во время гибернации звери “довольствуются малым”: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным. Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

Картина 3. Калейдоскоп животных. (Слайд №5)

- Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса.

Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове “медведь”: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк -хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает “прыгун”. Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит “бурый”, “коричневый”).

4. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 83. Отгадайте загадки и скажите, что еще вы знаете об этих животных.

Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт. (заяц и лиса).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж) (Слайд №6)

На какие группы можно разделить этих животных? (По способу зимовки:

1) ищут корм, всю зиму активны – лисы, волки, лоси, кабаны;

2) спят – медведи, барсуки, ежи. Многим животным помогает перенести это тяжелое для них время года зимняя спячка. В полусонном состоянии находятся барсук и белка. Только в сравнительно теплые дни белка выходит из гнезда и отправляется к своим запасам, к вечеру она снова возвращается я свой домик (гайно). Барсук же охотится ночью. Этот неповоротливый и неуклюжий зверь, ростом с небольшую собаку, благодаря запасам жира в зимнее время обычно спит, но в теплые зимы частично бодрствует. Барсуки — звери полезные, теперь очень редкие, нуждаются в строгой охране.

В глубокий сон впадают бурундуки и ежи. Температура их тела понижается иногда до 2—4°. Ежи, например, при этом теряют полностью чувствительность и не просыпаются даже в пасти лисицы!

3) используют запасы пищи, приготовленной на зим у. Чтобы легче пережить голодное время, многие наши звери и птицы запасаются на зиму “провизией”. Бурундук, например, делает большие склады семян и различных клубней растений. Поэтому нора у бурундуков состоит из двух отделений: гнезда, где он спит, и кладовки — для еды. Зверек очень чистоплотен: в ответвлениях от гнезда устраивает он себе “туалетные комнаты”. Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов! Небольшие запасы под корой и в щелях деревьев оставляют на зиму и некоторые птицы: синицы-гаички, поползни. Совы в дуплах заготавливают мышей-полевок. Таблица способов зимовки зверей.

Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете?

IV. Работа в парах. Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: I – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

  1. У кого зимой появляются детеныши? (2.)
  2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
  3. Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
  4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (I.)
  5. Про какого зверя так говорят: “Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный”? (3.)
  6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
  7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
  8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
  9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

- Подумайте, кто это мог пожаловаться: “Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто”.

Спаси птиц

Посинели от холода птицы, потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми, чтоб совсем не замерзли они. Г. Новицкая

Картина 4. Пернатые. (Слайд №7) На зиму животные меняют свой наряд. А у кормящихся на деревьях птиц (тетерев, глухарь, рябчик) пальцы обрастают роговыми чешуйками, помогающими держаться на обледенелых ветвях.

Как живые цветы оживляют зимний пейзаж стайки разноцветных щеглов, хохлатых свиристелей и красногрудых красавцев снегирей, но редко можно услышать их голос, С большим трудом ищут они спрятавшихся в коре насекомых, семена рябины и других растений, сохранившиеся сережки берез. Толстый слой снега на ветках — куржак — плотно скрывает от птичек куколки и яйца насекомых.

Особенно трудно приходится оседлым птицами зимой. Многие наверняка бы погибли, если б мать-природа не позаботилась одеть их в перья. Возьмем, к примеру, оседлого скворца. У этой птицы на морозе сокращается теплообмен, и она начинает кутаться: перья увеличиваются в размерах. Промежутки между перьями заполняются воздухом, повышая изоляцию тела. Чем холоднее, тем больше раздувается скворец – вплоть до того, что превращается в маленький шарик, без лапок и клювика.

- Что это за птица? В начале зимы в садах и парках появляются птички в ярко-красных нарядах. Прилетают они вместе с первым снегом. Очень красив её наряд: ярко-красная грудка и брюшко, чёрная шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще – чёрные, а спинка серо-голубая. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Живут эти птицы в хвойных лесах. Гнездо своё устраивают на елках невысоко над землёй. Гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. С наступлением зимней стужи они улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти корм: ягоды рябины и калины, семена трав и деревьев.

С наступлением весны они улетают от нас в более северные места. (Снегири.)

Посмотрите на иллюстрации пернатых гостей. Что вы о них знаете?

Глухарь (Слайд №8) – оседлый основательный житель. Зимой в борах, по болотам. Вылетает утром и вечером щипать сосновую хвою. Если мороз под 30°, то пешком к соснам добирается. Закружит вьюга, ударят свирепые холода, глухари по трое-четверо суток безвылазно под снегом: голод- плохо, стужа – того хуже.

Свиристель (Слайд №9)

В саду свистит знакомо осенний свиристель.
У этой птицы дома давно метет метель.
Он прилетел оттуда, где все белым-бело.
Всю ягодную тундру снегами занесло.
И гроздья ягод ярких у нас он видеть рад:
Рябина и боярка, как зарево, горят.
Ой, тут живут богато, всего позапасли!
Зачем летят куда-то отсюда журавли?
И он поет, и снова, дивясь, глядит вокруг...
Ведь здешний край суровый для этой птицы – юг! Е. Фейерабенд

Клесты (Слайд №10)

От мороза воют волки. Гнезда с лета все пусты.
Но птенцов на старой елке в стужу вывели клесты.
Пар струится над гнездом, над еловой лапой.
Детвору своим теплом греют мама с папой.
Ели в белых полушалках, сосны в снежных дошках:
- Вот закалка, так закалка! – говорят о крошках.
Да, в лесу морозно слишком, наконец пришла весна.
И подросшие малышки шелушат на елках шишки - добывают семена.
Птицы вьют повсюду гнезда. Сколько шума, суеты!
- Вы взялись за дело поздно! – удивляются клесты.
Лето красное настало, тьма забот у птиц других.
А клестам и горя мало – дети взрослые у них.

- Ещё о двух интересных птицах нам расскажут ребята.

Чечётки (Слайд №11) Че- че-че, чет-чет-чет , че-че-че…Такими криками выдают себя чечётки, когда летят стайкой где-нибудь над заснеженным полем или в негустом лесу. словно имя своё выкрикивают. Птички эти маленькие, меньше воробья, буроватые. Но есть в их скромной одежде украшения. Красная шапочка, лихо сдвинутая на лоб, чёрное пятно под клювом, как бант у артиста. А у самцов, кроме того, вся грудь красная. Чечёток можно хорошо разглядеть, если осторожно приблизиться к берёзе или ольхе, на которой они кормятся. Птицы эти непугливы – сразу не улетают. Ловко обирают они семена с берёзы и ольхи, бойко перекликаются. А к концу зимы чаще увидишь их на виднеющихся из-под снега былинках полыни, лебеды, крапивы. На деревья к этому времени семян остаётся мало, а анна травах ещё порядочно. Чечётки – гости с севера. Там, в тундре и лесотундре, они гнездятся. А осенью и зимой кочуют – перемещаются к югу, добираясь даже до степей.

Королёк. Самые маленькие птички на свете – колибри. Некоторые из них весят меньше двух граммов. У нас колибри не живут. Зато живут корольки, которых иногда называют европейскими колибри. Конечно, они крупнее настоящих, американских, но ненамного. Весят всего 5-6 граммов! Это самые маленькие из наших птиц. (воробей раз в пять тяжелее.) но вот что удивительно: зимой корольки никуда не улетают – остаются, такие крошки, в наших холодных, заснеженных лесах. Летом живут хвойных лесах, чаще всего в еловых. А зимой кочуют в поисках еды и по смешанным лесам, и по садам, и по паркам. Конечно их можно и не заметить, можно и не услышать. Но если присмотреться, прислушаться…, то донесётся до твоих ушей нежный, тихий посвист: “си-си-си-си…”. А вот королёк завис, трепеща крылышками, у конца еловой ветви. И исчез в зелёной кроне. Очень подвижны эти птички – ни минуты не сидят на месте. Держатся всегда стайками, а в одиночку, наверное, не перенесли бы морозов, особенно ночных. Ночами корольки садятся все вместе на ветку, плотно прижимаются друг к другу и так согреваются. Очень часто корольки присоединяются к стайкам синиц. Путешествуют по лесам вместе с ними и собирают попрятавшихся насекомых. А почему королёк корольком называется? На голове у этой птички золотая (ярко-жёлтая или оранжевая) полоска. Как будто корона!

Какие птицы еще прилетают к нам зимой? Почему их называют кочевники? Как помочь им выжить в трудных условиях? (Белые куропатки, пуночки, белые совы летом живут у самого Ледовитого океана, и наши леса для них уже юг. Такая у них там зима лютая и свирепая, что наша им теплой кажется. Устраивать птичьи столовые.) (Слайд №12)

Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева, рябчики, белые куропатки? (Под снегом.)

Живет зимний лес. Живут заснеженные поля. Живет вся картина седой чародейки – Зимы. Можно ее и Солнышку показать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом все кругом еще краше становится. (Слайд №13)

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

V. Обобщение изученного. Работа на доске: составление схемы.

Приложение 1

Приложение 2

VI. Итог.

- О чём вы расскажете дома после урока? Что особенно заинтересовало вас?

- Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.