Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) для учащихся 9–11-х классов по теме "Созвучье муз"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель занятия:

  • с помощью различных видов искусства-поэзии, музыки, живописи пробудить в учащихся чувство прекрасного;
  • показать, как разными художественными средствами авторы осмысливают одну и ту же проблему: изображают красоту русской природы;
  • познакомить с творчеством А.Фета и А.Майкова, И.Шишкина, И.Крамского, И.Левитана, А.Герасимова.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся, репродукции произведений художников, выставка книг поэзии Фета и Майкова, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Участники занятия разделены на группы: художники (они во время занятия создают свои композиции по впечатлению), поэты читают стихотворения Фета и Майкова и своего собственного сочинения.

В начале занятия звучит романс на стихи А.Фета.

Слово учителя литературы. Прозвучал романс на стихи А.Фета. Сегодня на занятии мы с вами окунёмся в мир искусства, попытаемся увидеть, как разными художественными средствами разные авторы осмысливают одну и ту же проблему-отражение в своих произведениях красоты родной русской природы.

Ещё древние знали, что все искусства связаны между собой и самобытны. Музы были непохожи друг на друга, но сплетались в общий круг спутниц Аполлона. Древнегреческий поэт Симонид называл поэзию говорящей живописью, а живопись-немой поэзией. Античные поэты часто пытались перевести скульптуру и живопись на язык стиха. Поэзии и живописи близка музыка, передающая развитие ощущений, чувств, мыслей.

Мы с вами попробуем соединить эти виды искусства и осмыслить изображение природы в живописи, поэзии, музыке. Давайте предоставим слово музам поэзии и живописи. (Художникам даётся задание выполнить в течение урока живописную композицию по впечатлению).

-Звучат стихи Фета, Майкова (“Фантазия”, “Сияла ночь”, “Ласточка”, “Ель рукавом мне…”, “Сад весь в цвету”, “Гроза”, “Я в гроте ждал”) в исполнении учащихся.

Вы послушали стихотворения. Можно ли сказать, что их объединяет? О чём они?

-Действительно в них всех звучит одна общая тема-природа, сад. А что такое сад? В словаре Ожегова даётся определение сада. Сад-это участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами.

-Как вы думаете это полное его определение?

-Можно ли что-то к нему добавить?

-Вы правы. Для многих из нас сад-это не только участок земли, но особое место отдохновения, вдохновения, творчества.

-Давайте послушаем, как изображали сад поэты и художники. И познакомимся с фактами из их жизни.

(Учащиеся рассказывают о жизни Фета и Майкова).

-Какие ассоциации возникают после чтения стихотворений?

-С помощью, каких деталей изображаются у этих поэтов образ сада? Какие в их садах растут деревья, в какое время года изображён сад?

-Какие чувства испытывает лирический герой каждого из поэтов? Похожи ли они?

-Где находится лирический герой - в центре сада или это неторопливый наблюдатель со стороны?

Давайте обобщим ваши ответы. Сад Фета-место созерцания и сопереживания, сочувствия. Это самый близкий ему мир природы. Поэт не описывает его подробно, а лишь упоминает детали. Цветы в его саду - розы, георгины, сирень, яблоня. Чаще в нём поёт соловей и благоухает царица цветов – роза.

А.Майков даёт подробное описание сада. Он включен в поток движущегося времени – прошлого, настоящего, будущего. В его саду – липы, сирень, розы. Они тоже прекрасны и благоуханны. Герой - его неторопливый наблюдатель. Он любуется садом. Видя его извне, целиком.

Сад Фета – бесконечен, Майкова – свой, знакомый, просматривается насквозь. Сад Майкова создан человеком – этим отличен от мира первозданной нетронутой природы сада Афанасия Фета.

В жизни и Фет, и Майков были велики тружениками, но свои агрономические наблюдения Фет оставил вне поэзии, а Майков включал в свои стихи.

-А теперь давайте посмотрим на окружающие нас картины и репродукции и послушаем мнение учителя изобразительного искусства о том, что отличает художников в изображении и восприятии ими природы, сада.

Слово учителя изобразительного искусства.

Литература и изобразительное искусство тесно связаны. В художественных образах писатель посредством слова, живописец посредством рисунка, красок изображают людей, природу, различные события. Произведения литературы также иллюстрируются художниками. Иллюстрация помогает глубже и быстрее понять смысл литературного произведения. Ярче представить себе героев, события, которые изображаются в повести, рассказе, стихотворении. Художники изображают портреты поэтов, писателей, музыкантов. А многие писатели: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, И.Тургенев, Л.Толстой и сами прекрасно рисовали. Знаменитый украинский поэт Т. Шевченко был профессиональным художником. Он учился в Академии художеств. Одним из источников вдохновения для писателей, художников была красота родной природы.

В изобразительном искусстве есть жанр, посвящённый воспроизведению естественной или преображённой человеком природы, он называется пейзаж. Испокон веков жизнь русских была связана с лесом. Из леса рубили избу. Из древесины резали ложки и посуду. С лип драли лыко, плели лапти. В лес ходили по ягоды и грибы, за зверем. И, наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия его была лесная – Шишкин. И звали его по-русски - Иван, сын Ивана. “Царь лесов”, “Лесной богатырь” - так называли его товарищи-художники. Он имел редкое мастерство – умение перенести русский лес на картину.

Анализ произведения И.Шишкина “Дождь в дубовом лесу”. Съёжившись под зонтом, бредём мы вместе с другими людьми под проливным дождём по сырой размокшей лесной дороге. Сыростью, холодом тянет от картины. Неприветлив этот уголок парка. Это художественно-обобщённый образ земли родной написал художник.

Поэтом русской природы называли современники Исаака Левитана. Его картина “Осенний день. Сокольники” - пейзаж настроения. Сюжет картины прост - осенний, ненастный, но тихий и задумчивый день в Сокольниках. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Ответы детей.

Осенняя тишина, грусть, волнение охватывает нас. И кажется, с нами грустит и

женская фигура, вспоминая о прошедшем лете, а может, грустит о чём-то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу.

Осень. Осыпается весь наш бедный сад….

Это не просто пейзаж, а человеческая грусть, сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.

Улетели листья с тополей
Повторилась в мире неизбежность
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность.
Н.Рубцов.

О! Как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям. Такие слова записал в своём дневнике юноша Иван Крамской. И его мечта сбылась. Он стал знаменитым мастером – живописцем.

“Лунная ночь” - спит, объятый тишиной парк. Дорожка, убегает в даль и прячется за деревьями. Кувшинки, как белые огоньки на поверхности воды. Молодая девушка, задумавшаяся о чём-то своём. Сюжет Ивану Крамскому был навеян произведениями Н.Гоголя.

“Хорошо летом после ливня, особенно в сельской местности…” Это слова из сочинения ученицы 11 класса по картине А.Герасимова “После дождя. Мокрая терраса”. И мы – участники этой картины. Вышли в сад, после только что отгремевшей грозы. Ощущаем бодрящую свежесть и радуемся вместе с природой, “умытой” дождём и словно помолодевшей.

Вывод. Каждый художник в изображении природы, сада, находит что-то своё неповторимоё, прекрасное. Открывает какие-то новые стороны, заставляет и нас любоваться огромным многообразием форм и красок природы.

Учитель литературы

В начале урока мы давали определение сада, взятое в словаре. Что вы можете добавить к нему?

Сад-это место отдохновения, вдохновения, любовного сопереживания, приложение человеческого труда. Он создаёт радость в душе, помогает перенести болью. Это посредник любящих, эффектная декорация.

Слово детям, читающим стихи собственного сочинения.

Выставка рисунков художников. Пояснения, какие мысли они хотели донести в своём творении до нас зрителей.

Таким образом, можно сказать, что цель нашего занятия достигнута – мы не только узнали, как изображали сад художники и поэты, но смогли и сами приобщиться к творчеству. А закончить наш разговор я хочу словами критика С. Яблонского. “Самые страшные катастрофы, влекущие за собой тысячи жертв – всё это пройдёт, а вот эти маленькие полотна, с изображением восходов и закатов… они, может, перейдут в века, они- то и есть важное к чему стремиться человек ”. Благодарим всех за участие.

Словарь урока

Муза – покровительница искусств и наук; источник поэтического вдохновения.

Пейзаж – картина, изображающая виды природы; описание природы.

Метафора – употребление слов в переносном значении.

Олицетворение – воплощение в образе живого существа.

Грот - неглубокая пещера с широким входом.

Литература:

Журнал “Юный художник” 1989год.

Журнал “Литература в школе” 2004год.