Использование приемов развития критического мышления на уроке окружающего мира в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребле-

ние информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.

Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года.По данным психологических исследований более 50% выпускников начальной школы недостаточно глубоко понимают содержание текста, а значит не вычерпывают всю его информацию, 43% не умеют выделять главное, существенное, испытывают затруднения в умении делать выводы.

Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод о том, что вышеперечисленные умения и мыслительные операции лучше развиваются при введении в методический инструментарий приемов развития критического мышления.

Технология “Развитие критического мышления” разработана американскими педагогами К. Мередит, Д. Огл, Д. Стил, Ч.Темпл. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Предлагаю вашему вниманию урок окружающего мира по образовательной программе “Школа 2100” во втором классе.

Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Цель: показать особую роль живых организмов на Земле.

Оборудование: рисунки различных экосистем и их обитателей, схема “Компоненты экосистемы”

Ход урока: Стадия вызова.

(Звуки природы, аудиозапись)

Эти звуки, наверное, напомнили каждому из вас о великом чуде – природе. Николай Сладков сказал: “Природа как из кубиков сложена из чудес и загадок. Неизвестно, думает ли она, но нас она заставляет думать…”

Придите в лес: девственная зелень листьев, чистота цветов, изощренный узор мха на пне. Все убрано и изысканно украшено самой природой. И все в порядке без вашего участия – годами, веками, тысячелетиями, и каждый день в любое время года.

-Кто же наводит этот порядок?

-На ближайших уроках мы постараемся ответить на этот вопрос.

И Г Р А “Пятый лишний”

- Как можно назвать одним словом?

Береза лягушка
Сосна кит
Ромашка ящерица
Дуб воробей
Пальма заяц

(Растения, животные)

-Что общего у растений и животных?

-Чем отличаются живые организмы от неживых?

-Как вы думаете, всем ли будет хорошо жить у нас в Новгородской области?

(Дети исключают пальму и кита)

Стадия осмысления.

Отталкиваясь от ответов детей и опираясь на них, переходим к работе с текстом учебника.

Текст: “Место обитания”. Чтение с пометами ( v - уже знал, + узнал новое, ? - вопрос)

-Какие утверждения вам уже были известны?

-Найдите и подчеркните предложение, где дается новое название дому наших героев.

-Как они должны себя там чувствовать?

-А для кого это была новая информация?

Задание № 1 с.35

Дети подписывают места обитания белки, одуванчика, осьминога, лилии.

Что если переселить белочку в море, а осьминога в лес?

А могут ли животные и растения жить отдельно друг от друга?

Ищем ответ в тексте (с.35 Экосистема)

1 абзац - Как пользуясь словами текста, показать зависимость живых организмов друг от друга?

2 абзац -Какое слово выделено?

Мы пробовали переселить белочку. Не получилось. Почему?

(Живые организмы приспособлены друг к другу и месту обитания)

На доске появляется запись - кластер:

Э к о с и с т е м а

Место обитания Живые организмы

Читая текст на с.35 дети объединяют эти два понятия в экосистему.

(на доске по ходу работы и у детей на листах заполняется кластер )

Итак, тема урока “Экологические системы” (“экос” в переводе “дом”, “место обитания” )

Вернемся к заданию № 1. Какие места обитания мы отметили?

Ж и в ы е  о р г а н и з м ы

Лес растения
Луг животные
Море грибы
Озеро бактерии

-Можем ли мы сказать, что животные и растения – это частички леса?

-Теперь попытаемся разобраться, как же устроена экосистема. (Чтение про себя текста на с36)

-Как вы понимаете фразу “Экосистема устроена чрезвычайно мудро”?

Выполнение задания № 2 на с.36 .

Затем ребята в группах читают текст о кормильцах, едоках и мусорщиках на с.36-37. Каждая группа должна ответить на свой вопрос, объяснить, кто есть кто?

Дети делают совместный вывод: Растения не могут жить без животных и других компонентов экосистемы ,так как все они связаны друг с другом в единое целое – в экосистему.

Стадия рефлексии.

После обобщения учителя ребята заполняют оставшуюся часть кластера.

Экосистема

Место обитания живые организмы

Лес луг море озеро растения животные грибы бактерии

Кормильцы едоки мусорщики и выполняют задание № 4 (рассматривают рисунки и находят настоящие экосистемы )

В конце урока подводится итог по сводной таблице (с.7)

Домашнее задание: отгадать кроссворд.