Тема урока: Звук [Р'] [Р]. ("Азбука" по Горецкому, 1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • познакомиться со звуками [Р], [Р];
  • закрепить навык произношения звука «Р» в слогах, словах, фразах;
  • научить определять слог по счету, проводить звукослоговой  анализ слов;
  • научить работать над предложением,
  • формировать навыки пересказа;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
  • воспитать уважительное отношение к правилам игры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Садиться тот, кто назовет слова, состоящие из одного, двух, трех слогов и обозначающие название игрушек.

2. Повторение изученного

– Находим нашу ленту букв. Сколько букв мы уже знаем?
– Сколько гласных?
– Сколько согласных?
– Какие согласные называются звонкими, какие глухими?
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком и его буквой.

3. Новый материал

Отгадывание звука по описанию.

– Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке «Р»)
Характеристика звука: согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

4.Речевая зарядка

Ра-ро-ру-ры            ря-ре-рю-ри
Ар-ор-ур-ир            арь-орь-урь-ирь
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Арь-арь-арь – на столе стоит фонарь.

5. Работа на доске

– Посмотрите на предметный рисунок. Это слово парта. Сколько слогов в этом слоге? Какой слог ударный? В каком слоге слышится звук «Р»? Сколько звуков в первом слоге? Во втором? Как произносится звук «Р»? Второй слово – дверь разбирается также. Сравниваются твердые и мягкие  звуки «Р».

6. Закрепление изученного

– Открываем учебники и читаем слоги, слова, текст. Работа над текстом, словарными словами.

7. Развитие речи

– Все дети очень любят играть. Любят разные игры и игрушки. В слове «игра»  тоже есть наш звук «Р». Бывают разного вида игры: подвижные, настольные и игра слов. Сегодня мы будем играть в эти игры.

8. Дидактическая игра «Придумай предложение»

Учитель раздаёт картинки и выставляет на доске схему. Дети, используя  свои картинки, составляют предложение.

9. Физкультминутка

На болоте две лягушки,
Две зелёные подружки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям – физкульт-привет!

10. Развитие фонематического слуха

Учитель называет слова. Дети хлопают в ладоши, если слышали слово, в котором есть мягкий звук Р.

Словарный материал: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приемник, ракета, ребята, матросы, брюки.

11. Игровое упражнение «Составь слово»

Учитель называет первый слог, а дети к этому слогу добавляют слово «точка».

Материал:

кар…, кур…, фор…,
чёр…, коф…, трос…,

12. Дидактическое упражнение «Вставь в слово  после первого звука звук «Р»

Материал:

ковать – кровать; 
кошка – крошка;
топка – тропка;
каска – краска;
дама – драма.

13. Итог урока

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? С какими звуками познакомились? Что понравилось на уроке?