Урок литературы "Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица")

Разделы: Литература


Цель урока:

1. Анализ художественного текста.

2. Научить учащихся через осмысление текста делать самостоятельные выводы.

3. Воспитание нравственности – сохранение человеческого в человеке.

Оборудование урока:

  • рассказ И.А.Бунина “Красавица”,
  • портрет писателя,
  • мультимедиа презентация урока (приложение 1),
  • толковый словарь Ожегова,
  • классическая музыка,

Эпиграф: Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности

Б. Шоу

Ход урока

Слово учителя:

(звучит классическая музыка )

Добрый день, дорогие друзья. На экране слова известного русского классика Ф.М.Достоевского

(1 слайд)

Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся)

А что же такое красота?

Поэт Н.Заболоцкий в своем стихотворении тоже задает такой вопрос.

(2 слайд)

Посмотрим что о красоте сказано в толковом словаре Ожегова

(ученик читает толкование слова по словарю)

(3 слайд)

Но всегда ли все прекрасное, красивое внешне красиво внутри? Может красота без души, без внутреннего огня и любви это ничто?

И наша тема сегодняшнего урока так и называется “ Без любви все ничто”

(4 слайд)

А правильность этих слов мы докажем на примере рассказа И.А.Бунина “Красавица”

Слово о Бунине:

(5 слайд)

Знакомство с творчеством писателя впереди. Я думаю, вы полюбите поистине удивительный мир героев, населяющих рассказы Ивана Бунина.

(6 слайд)

Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью – нитью времени. Эти рассказы, посвящённые судьбам давно ушедших людей, волнуют и сегодняшнего читателя, побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И. Бунина, является “вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти”.

Итак, рассказ “Красавица”. Перед вами эпиграф к нашему уроку

(7 слайд)

Подумайте в течение урока, раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.

На уроке нам потребуется и знания по теории литературы: рассказ, композиция, идея, сюжет, тема, художественная деталь, знание изобразительно – выразительных средств языка.

Дома вы прочитали рассказ. Какое впечатление произвел он на вас?

(ответы учащихся)

Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчика, героя рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.

Действительно, другую, невесёлую и совсем не сказочную историю рассказал нам И. Бунин. И называется она просто “Красавица”.

Работа по тексту

Сюжет этого рассказа прост

От чьего лица ведётся повествование?

(От лица автора, собственно авторское повествование).

Прочитаем начало рассказа, который знакомит нас с героями. Составим портретно – характерологический словесный ряд.

Чиновник –“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета йода”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу" “казался не интересен во всех отношениях”.

(8 слайд )

В целом, открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда

Какие средства художественной изобразительности помогают раскрыть образ чиновника?

Средства художественной изобразительности: деталь – “очки цвета йода”

(отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её).

Вывод: заурядный, но, вроде, порядочный человек.

Красавица –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

(7 слайд)

Какой вывод можно сделать?

(Образ красавицы пока не прояснён (знать себе цену, хорошо одета – потенциально могут получить и тот, и другой смысл).

Рассказ предельно лаконичен. Завязка с вывода: “И вот…”. Далее сюжет переходит с описательно изобразительного пути на повествовательно-событийный. Какой части речи уступают место прилагательные?

(Глаголу)

Функция глаголов прошедшего времени совершенного вида? (движущая сюжет функция, обозначающая действия не в их последовательности, одно за другим, а как происходящее в одном временном отрезке. Им свойственно значение такого прошедшего действия, результат которого остаётся налицо в настоящем).

Образ мальчика. Раскрывается сразу – “семилетний”, “живой”, “ласковый” (положительная, одобрительная окраска).

(10 слайд)

Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. “Спокойно возненавидела” это какое изобразительное средство?

(Оксюморон) (14 слайд)

Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына “соперницы”, а “сделала вид, что совершенно не замечает его” (со своим зорким взглядом).

А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание

(11 слайд)

Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Сходство: и отец “притворился” (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына). Почему? (От страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы несуществующим.

Прочитаем предложение и определим с помощью какого изобразительного средства это показано

(14 слайд)

Начало сюжетного конфликта?

(“Тотчас после свадьбы перевели.”)

Какое это предложение по наличию главных членов?

(Односоставное неопределённо – личное предложение).

Функция такого типа предложений в художественной литературе?

(Они сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующие лица.

Язык рассказа, на первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особенно поэтичен, а описания природы, которое есть почти в каждом его произведении, заменено интерьером). Обоснуйте, почему?

(Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть).

Почему прямая речь есть только у красавицы?

(Она хозяйка).

Прямая речь соответствует персонажу. Докажите это, найдя ключевые слова.

(“Велела” – старинное, высокое, то же что “приказала”. Глагол изъявительного наклонения имеет форму повелительного.)

Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остаётся, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это.

(“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме).

Составим “звуковой” ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте:

(“неслышная”, “незаметная”, “одинаково смиренно сидит”, “рисует”, “шёпотом читает”, “смотрит в окно”, “стелет себе постельку”, “сам прилежно убирает”, “свёртывает”, “уносит”.

Нет слов, обозначающих “звучание”, т.е. “жизнь” (а ведь он от природы “живой”).

Какие звуки (согласные и гласные) преобладают в этом словесном ряду?

(С, ш, - передают тихую незаметную жизнь мальчика; и,о – звуки, передающие боль души мальчика.)

Ключевые слова данного контекста звучат горько: “круглое одиночество” (сравнить: круглый сирота), “совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь”.

Они помогают Бунину показать глубину трагедии ребёнка. Все действия, происходящие в контексте, как бы совершаются у нас перед глазами. (Сидит, рисует, читает, смотрит). Настоящее время употребляется в значении прошедшего, т.е. настоящее историческое (оно выразительно, наглядно, оно представляет действие как бы совершающееся у нас перед глазами).

В этом же контексте на первый план выходит “предметный” словесный ряд – “уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко” (ранее: “диванчик”, “тюфячок”), Существительные с какими суффиксами преобладают в этом словесном ряду?

(Существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Через эти существительные автор передает свое доброе отношение и жалость к мальчику).

Для раскрытия идейного замысла важно пространство, в котором находится герой. Для нашего героя- его комната, точнее её кусочек- это весь его мир, где

Есть ли в том абзаце художественная деталь?

(Пальма – символ тепла. изобразительное средство? “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что – то цветёт, растёт, радует.)

(12 слайд)

Работа Яркей Светланы 9 г класс

Мальчик, как и все живое тянется к теплу. Но ничто на свете не заменит материнскую ласку и любовь

Определите тему рассказа? (Огромная. трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным)

Какова идея рассказа? (Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут)

Вернёмся к высказыванию Ф.М. Достоевского.

(1 слайд)

Может быть, если эта красота добрая и искренняя, а главное не только внешняя. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы, без любви и тепла. И она, как правило, приносит другим только горе. Ведь КРАСОТА БЕЗ ЛЮБВИ ЭТО НИЧТО! Значит название рассказа “Красавица”- ирония.

(13 слайд)

О внешней и внутренней красоте рассуждали многие писатели и поэты.

Послушаем стихотворение Н.Заболоцкого (читает ученица)

(15 слайд)

Ребята, я желаю вам, чтобы ваши лица всегда сияли улыбкой и светились счастьем.

(16 слайд)

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-рассуждение “ Без любви все ничто… Так ли это?”
  • Написать письмо к одному из героев данного рассказа
  • Придумать продолжение рассказа

Наш урок завершим словами Бунина

(17 слайд)

Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг-друга.

Дарите людям радость, любите своих ближних !

Спасибо за урок!