Здоровьесберегающая деятельность

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


С 1993 года моя работа связана с муниципальным общеобразовательным учреждением гимназией № 4 г. Канска, Красноярского края. Учебно-воспитательный процесс я выстраиваю на основе Закона РФ "Об образовании", гуманистической педагогики и психологии, материалов модернизации образования, а также на основе разработанной (всем педагогическим коллективом) Концепцией гимназического образования и с Образовательной программой на 2003 – 2010 годы, которая отражает модель образования и механизмы ее реализации и в моей образовательной деятельности.

Гимназия №4 – это сплоченный и дружный коллектив, который проводил и проводит большую спортивно-массовую работу, как для своих ребят, так и учащихся других школ, техникумов, профтехучилищ и жителей микрорайона. Гимназия имеет два спортзала, хореографический и тренажерный залы. Выделены специальные комнаты для занятий шахматами, спортивно-познавательным туризмом.

Здоровьесберегающая деятельность достаточно многообразная. Я считаю, что школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

В гимназии разработана и реализуется программа “Здоровье”, под руководством

Л.М. Орловской кандидата педагогических наук Красноярского педагогического университета.

В результате реализации программы “Здоровье”

-создается благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья;

-используются здоровьесберегающие технологии;

-вырабатываются формы поведения, помогающие избежать опасности для жизни и здоровья;

-наблюдается снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

Организована опытно-экспериментальную деятельность по основным направлениям: диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся; коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса, профилактика травматизма; усиление двигательного режима.

В школе работают спортивные кружки и секции, направленные на оздоровление учащихся, баскетбол, волейбол, акробатика, работает тренажерный зал, для учащихся начальной школы создана группа по общей физической подготовке, работает группа здоровья для родителей и учителей. Привлекаются медицинские работники, родители учащихся к оздоровительной деятельности. С 2002 года в гимназии № 4 анализируется состояние здоровья учащихся. Предлагаю Вашему вниманию диаграммы распределения учащихся на медицинские группы за последние три года. В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную на диаграмме она изображена, синим цветом, подготовительную (красный цвет) и специальную (желтый цвет).

Как видно из диаграмм учащиеся нашей гимназии имеют стойкий уровень физического здоровья во всех классах. За три прошедших года количество учащихся основной возрастной группы возросло с 91,6% до 94%, количество учащихся подготовительной медицинской группы уменьшилось с 5,9% до 4% в 2006 г., а в 2007г. несколько увеличилось количество ребят этой группы до 4,2% за счет перехода учащихся из специальной медицинской группы. Количество учащихся, которым противопоказана повышенная физическая нагрузка в 2005 учебном году составило 2,5% и уменьшилось до 1,8% в 2007 г.

Диаграммы распределения учащихся гимназии на медицинские группы

Основной причиной успешной работы в данном направлении является наличие системности и комплексности физкультурных мероприятий.

Уроки физической культуры, кроме решения своих специфических учебных задач, способствуют и улучшают здоровье учащихся, а также выполняют функцию своеобразного “погашения” их перегрузок на других учебных предметах. На уроках создаю творческую атмосферу, увлекаю учащихся, мотивируя их работу. Положительный учебный эффект достигается сочетанием интеллектуальности содержания с новизной формы ведения урока. Часто начинаю урок с вопроса: “Что нового произошло или произойдет в спортивной жизни нашей гимназии, города, края…”. Организовываю ежегодно во всех своих классах индивидуальную познавательную деятельность, которая способствует осознанной физической подготовке учащихся. Я традиционно организовываю конкурс рисунков на спортивную тему среди учащихся 1-х, 2-х классов. В 3-м, 4-м классе ребята пишут своими словами мини-сочинения: “Я и мое здоровье”, “Влияние физической культуры на мое здоровье”. В 5-м, 6-м классе ребята пишут доклады, составляют комплексы упражнений, которые они самостоятельно выполняют дома. Домашнее выполнение комплексов общеразвивающих упражнений оценивают родители. Выстраивается связь – ученик, учитель, родитель, которая помогает мне выстроить индивидуальную программу развития физических способностей моих воспитанников. Считаю важным, развитие физического воспитания учащихся в семье, поэтому я определяю тему разговора, вырабатываю на основе проведенной диагностики практические рекомендации для работы родителей со своими детьми. Кроме индивидуальной работы с родителями учащихся, практикую и коллективное общение с папами и мамами своих подопечных на родительских собраниях. В 7-м, 8-м классе мы пишем рефераты по темам основ знаний по физической культуре. Все работы ребят с первого по выпускной класс я сохраняю и возвращаю им на последних занятиях в 11-м классе. У старшеклассников это вызывает море положительных эмоций, особую радость вызывают работы, выполненные ими в начальной школе. В 9-11-х классах ребята выступают на научно-практических конференциях в школе и городе, готовятся к экзаменам. Понимание и осознание разделов учебной программы предопределяет устойчивость в овладении двигательным действием, ускоряет приобретение умений и навыков. Осмысленное обучение подкрепляется физкультурной грамотностью.

Компьютеризация учебного процесса на моих занятиях позволяет: вести учет физического развития каждого ученика, сравнивать достигнутые результаты с показателями предыдущих лет обучения, выявлять лучших учеников школы, лучший класс, а также отстающих, вести всю документацию, дать быстрый ответ ученику, интересующемуся своими достижениями на занятиях физической культурой. Как пример привожу таблицу в сокращении за 2004-2005 учебный год.

Лучшие на уроке физической культуры в 2004-2005 учебном году

Класс

Девушки

Результат

Класс

Юноши

Результат

Прыжки через скакалку за 1 минуту

Ткачук А.

225

Митюшников Н.

175

Фроленко Н.

Тусипжанова В.

160

Какаулин С.

168

Соломатина Е.

151

Жаравин Д.

160

Упражнение для пресса за 1 минуту

Румм Н.

55

Рыльских А.

80

Тусипжанова В.

52

Кичаев А.

61

Кустова Е.

50

Митюшников Н

Какаулин С.

Крикунов А.

Михайлов К.

60

Количество приседаний за 1 минуту

Соломатина Е.

64

Васильев А.

66

Ткачук А.

60

Борисенко М

65

Березина А.

57

Рыльских А.

64

Большое внимание уделяется мною развитию внеклассной спортивно массовой работе, а также тренировочной работе в спортивных секциях с наиболее физически одаренными ребятами. При помощи целенаправленных и регулярных занятий физической культурой и спортом мои учащиеся достигают такого физического развития, которое позволяет занимать призовые места в городских соревнованиях и уверенно чувствовать себя в жизни. Для слабых, недостаточно подготовленных учащихся также организуются дополнительные занятия на переменах.

В моих классах, стабильно на протяжении многих лет, более 60 % учащихся занимаются дополнительно в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, в ДЮСШ по акробатике, дзюдо, хореографических студиях и др.

Я хочу предоставить вашему вниманию, как на уровне учебного заведения мы подводим итоги и выявляем самый спортивный класс (приложение №1).

Р. Роллан в свое время сказал, что здоровье также заразительно, как и болезнь. “Заразить” здоровьем всех наших детей, учителей и родителей, создать моду на здоровье – вот чем я занимаюсь как учитель физической культуры. В своей статье я раскрыла небольшую часть здоровьесберегающей деятельности, которая проводится в нашей гимназии. Надо сказать, что эта работа очень сложная и кропотливая, но дает действительные результаты. За три прошедших года количество учащихся основной возрастной группы возросло, количество учащихся подготовительной медицинской группы уменьшилось. Количество учащихся, которым противопоказана повышенная физическая нагрузка уменьшилось.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5