Цель:
Образовательная:
- Ознакомить учащихся с типами временного укрытия и последовательностью их строительства.
- Какие подручные материалы можно использовать при строительстве временного укрытия.
- Какие требования необходимо соблюдать при выборе места для временного укрытия.
Воспитательная:
- Выработать уверенность в своих действиях при попадании в условиях экстремальной ситуации.
- Способствовать воспитанию ответственности за свою жизнь и своих товарищей.
Развивающая:
- Развивать навыки принятия ответственных решений.
- развитие интеллекта – познавательного интереса к предмету ОБЖ.
Время: 45 мин.
Место: проведения: кабинет ОБЖ.
Метод: рассказ, беседа, решение ситуационных задач, самостоятельная и практическая работа, показ видеофрагментов.
Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно - поисковый.
Контроль: устный, письменный.
Материальное обеспечение: телевизор, видео - магнитофон, видеопроектор, макеты дров.
К данному уроку готовятся: слайды временных укрытий (презентация), фрагменты видео фильма “Временные укрытия при вынужденной автономии”.
Ход урока.
Организационный момент:
1. Разведение костра. Назначение и типы костров.
Вопросы:
- Какое значение костра?
- Что может заменить костёр?
- Какие необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности при выборе места для костра?
- Какие типы костров вы знаете?
- На какие все перечисленные типы костров подразделяются и отчего это зависит?
- Что может заменить костёр, если вы находитесь в безлесье или малолесье?
- Каким способом можно уберечь спички от влаги?
- Каким способом можно высушить отсыревшие или намокшие спички?
- Какие меры противопожарной безопасности необходимо соблюдать при пользовании костром?
- Что необходимо сделать с костром, перед тем как уйти?
Практическая работа с использованием макетов дров:
- Нам необходимо приготовить 2 блюда, какой тип костра вам подойдёт?
- Какой тип костра самый неудобный и почему?
- Какой тип костра быстрее сготовит одно блюдо?
- Какой тип костра лучше использовать ночью для обогрева?
- В каких условиях можно использовать таёжный костёр?
2. Топографические обозначения.
Учащимся выдаётся тест с топографическими обозначениями, где необходимо найти соответствие. Приложение 1.
Основная часть.
Вопрос: Какие укрытия вы знаете или когда-нибудь строили?
Ответ: Шалаш, навес, землянка, вигвам, зимой иглу и другие.
Вопрос: Помоги ребятам выбрать место для укрытия и почему? Показать слайд. Рисунок 1.
Вопрос: Какое требование необходимо соблюдать при выборе места для укрытия?
Рис.1.
Ответ: Место должно быть сухим и размещаться поблизости от ручья или другого водного источника, чтобы рядом всегда имелся запас воды. Важно, чтобы поблизости находилось топливо (зимой вопрос о дровах очень важен). Летом на открытом месте, чтобы прохладный ночной ветерок стал надёжной защитой от нападения комаров и мошек.
В выборе типа временного укрытия используй то, что находится под рукой. Какое укрытие тебе строить, решай в зависимости от конкретной обстановки и своих навыков.
Общее правило: чем суровей климат, тем надёжнее должно быть жильё.
Вопрос: От чего должно защищать временное укрытие?
Ответ: От осадков, палящего солнца, сильного ветра, холода.
Поэтому лучше не экономь времени на его строительство. Главное – сразу построить укрытие на ночь. К более капитальному сооружению можно приступить на следующий день.
Помни: даже один час отдыха в тепле не сравнить с многочасовыми попытками отдохнуть на ветру и холоде.
Вопрос: Что можно использовать для строительства укрытия?
Ответ: Природный материал, подручными средствами могут служить – плащ-палатка, куртка, куски брезентовой ткани.
Общеизвестное таёжное укрытие-шалаш. Рисунок 2.
Рис. 2
Рассказывает ученик.
В качестве основы для постройки односкатного шалаша может служить надломленное на высоте 1-2 м дерево, сохранившее прочную связь с пнём.
В лесах такие деревья встречаются через каждые 200-400 м. можно и просто уложить валёжину на высокий пень. На это дерево, как ан основу, укладываются шесты в один либо два наката. С одним скатом, шалаш называется односкатным, а с двумя скатами, двускатным. При отсутствии топора укрытие предпочтительно устраивать в сосновом либо берёзовом лесу, где имеется много сухого подлеска с диаметром ствола менее 10 см, который легко свалить и переломить одному человеку, к тому же эти стволы практически не имеют веток, что позволяет положить их плотно друг к другу. Настил изготавливается из тех же жердей. Такое укрытие легко (и даже удобнее) делать в горелом лесу, где нет недостатка в подобном материале.
Следует заметить, что, кроме быстроты изготовления, этот способ наиболее экологичен - весь “строительный материал” составляет “мёртвый” лес. Односкатный шалаш. Рис.3
Ознакомить учащихся с различными типами шалашей.
Рис.3
Рис. 4 Шалаш круглой формы.
Рис. 5 Шалаш из сломанного дерева.
Рис. 6 Треугольный шалаш.
Наиболее доступным укрытием является тент. Установленный под определённым углом к земле, он не только сможет защитить от осадков, но и будет отражать тепло от костра, который является обязательной частью временного укрытия. С боков защитят земля, камни, ветки, одежда. Рисунок 7.
Показать слайд. Один из учащихся пробует построить такое укрытие в кабинете из приготовленных подручных средств.
Рис. 7.
Рис.8. Различные типы навесов.
Можно соорудить крышу. Для чего сделать решётку и заложить её лапником, ветками с густой листвой, сеном, кусками коры (словом, тем, что найдёшь). Укладывай крышу, начиная снизу, чтобы каждый следующий слой прикрывал предыдущий примерно до середины (как черепица). Тогда дождь будет стекать по крыше, не попадая внутрь. Рисунок 8
Рис.9. Навес из природного материала.
После просмотра слайдов показать фрагменты видео фильма “Временное укрытие”.
Вопросы для закрепления темы:
- Перечислите типы временных укрытий?
- Какой материал можно использовать для строительства временного укрытия?
- В какое время суток необходимо начать строительство укрытия?
- Какие необходимо соблюдать правила при выборе места для укрытия?
От чего должно защищать укрытие?